Автор: Н.И. Козлов

Культура общения для подростков

Фильм "Ералаш"

Давайте говорить друг другу комплименты!
скачать видео

Подростки культуру не любят, но своя культура у них все равно есть. Как сделать культуру подростков более культурной? Чему учить своих детей подростков, как им общаться друг с другом? Тут размышления на эту тему.

Рамки: здесь речь идет об общении детей-подростков внутри одной семьи. Два брата. Брат и сестра... Уличное общение подростков из разных семей здесь не рассматривается.

Дети-подростки нередко ссорятся из-за вроде бы ерунды: "А что она мне так сказала! А что он меня толкнул!", но для них эти мелочи действительно бывают важны, а грамотно на конфликтогены они реагировать еще не умеют. Осмысленные родители вполне могут (и с большой пользой для общего личностного развития) научить своих детей-подростков реагировать друг на друга более воспитанным образом - так, как это делают взрослые и уважающие друг друга люди.

Конечно, начать нужно с того, чтобы жить так самим, чтобы ваша жизнь была для детей образцом. Второе - вы должны иметь для детей авторитет, ваши дети в принципе должны вас слушать и слушаться. Если они вас в грош не ставят и живут отдельной от вас жизнью - как вы будете учить их хоть чему-то? Третье - подростковый возраст не простой, и если ваши дети в трудном подростковом кризисе, вам нужно не совершенствовать их культуру, а помочь им справиться с навалившимися на них проблемами. Однако семьи бывают не только проблемными, но и качественными, и эта статья - именно для них.

Осмысленные родители в качественной семье учат своих детей-подростков следующим вещам для общения друг с другом.

Если в семье есть иерархия, все совсем просто:

1. За все отвечает Старший (брат или сестра). Если в чем-то виноват младший - за это отвечает старший. Главная забота Старшего - заботиться о младших.

2. Младшие слушаются Старшего. Все разногласия решает тот, кого родители назначили старшим (в этом деле и вопросе). Если родители не назначили никого, все вопросы решает старший по возрасту: как он решает, так и правильно. Старшего слушаться обязательно.

3. Вначале выполнил, потом обсуждаешь. Но можно предупредить. Если ты со Старшим не согласен, ты можешь его предупредить, что вынесешь вопрос на обсуждение с родителями. При этом, если Старший повторяет свое распоряжение, ты его выполняешь.

4. Если Старший ты и тебя не слушается Младший, ты можешь действовать в рамках того, что тебе разрешено родителями. Если разрешенные наказания не помогают, ты снимаешь с себя ответственность и докладываешь о происшедшем родителям.

Если в семье отношения между детьми строятся на равных, правила другие:

  • На мелочи не реагируем, на грубость грубостью не отвечаем.

Если тебя толкнули, тебе что-то обидное сказали, так или иначе тебя задели, в ответ нельзя - кричать, обвинять, пихать и так далее в ответ. Разрешили произойти тому, что произошло, живы остались, ну и не дуйся и ссору не раздувай, лучше извинись сам (сама) - скорее всего, поводы были и с твоей стороны. Учись мелочи пропускать, на мелочи - не реагируем! Другое дело, если в твой адрес звучит явная грубость, или мы всерьез учимся культуре общения, как общаются воспитанные люди. Тогда тут же -

  • Обрати на себя внимание.

Обрати на себя внимание, чтобы твои слова услышали. Если на тебя смотрят и дожидаются ответа - выразительно сделай паузу. Если толкнув, уже прошли мимо тебя, то окликни: "Эй!". Вообще-то это не очень вежливо, но вежливое "Можно тебя на одну минуту?" для подростков часто совсем не характерно и не привычно.

  • Дай другому зеркало.

В спокойной и доброжелательной форме обрати внимание на то, что тебе сделал другой. "Так получилось, что ты меня толкнул локтем. Мне это было неприятно" или "Ты спросила, куда я дела твои наушники... Скажи, это упрек? Это обвинение?". Большая вероятность, что он просто это не видел, не заметил. Он делал свое, а на тебя элементарно не обратил внимание. Если на это извинился сразу - хорошо, и вопрос закрываем. Если нет -

  • Обратись с просьбой на будущее.

Важно - свою просьбу сделай выполнимой: понятной, конкретной, и чтобы ее было несложно сделать. "У меня просьба - все вопросы выяснять без упреков и обвинений, спокойным образом. Нормально?". "Если тебе нужно пройти, а я стою на дороге и тебе пройти совсем неудобно, ты мне просто скажи, я естественно отойду или еще лучше - тебе помогу. Хорошо?".

  • Грамотно заверши.

Если просьба принята нормально, вырули на доброжелательное продолжение. Если начинаются возражения - начинай переговоры и договорись, когда и где вы это обговорите.

Если не можете договориться и решить вопрос между собой, родителей (и других авторитетных старших) к разборке подключать можно. Это не ябеда, а ответственный поступок, поскольку начинает работать ПРАВИЛО ОБВИНЕНИЙ: "Если в разборке прозвучало обвинение другой стороны, наказание неотвратимо, но кто будет наказан, разберется взрослый. Если обвинение справедливо, будет наказана другая сторона. Если несправедливо, будет наказан тот, кто вышел с несправедливым обвинением".

Так что - думайте, прежде чем жаловаться и обвинять.

Как учить?

Учить - как правило, только постепенно и методично. Лучше - все это разбить на части и требовать не сразу все, а по пунктам или фрагментами, чтобы дело оказалось посильным и чтобы получалось.

Например, вначале затвердить первый пункт: "На мелочи не реагируем, на грубость грубостью не отвечаем". Объяснить, повторить, повесить объявление-напоминалку. Если нужно - использовать правило "Стоп". Когда это усвоено - полезно отработать просьбы, "Обратись с просьбой на будущее". Показать, пусть повторят, показать в других ситуациях, пусть повторят еще раз - постепенно поймут и примут. Пункты "Обрати на себя внимание", "Дай другому зеркало" и "Грамотно заверши" можно мягко подсказывать в последнюю очередь, когда суть уже понятна и усвоена.

Еще раз: все это касается в первую очередь общения внутри семьи. Распространять эти требования на общение в школе кажется малореалистичным, там нормы общения задают не родители, а школа. То есть - в первую очередь сами дети. А внутри семьи - мы можем многое. Подсказываем, поддерживаем, хвалим наших любимых и талантливых - но как стена стоим в том, что это уже обязательно, по-другому уже нельзя. Рано или поздно взрослеть пора, пора приучать себя к культуре, и сейчас - как раз самое время!

Что думаете, коллеги?

Статьи по теме:
Как отучать от конфликтогенов других людей
Как отучать от конфликтогенов других людей

Отучить другого человека от конфликтогенов - задача творческая, не простая. Вас могут раздражать кон...

0
Как реагировать на конфликтогены
Как реагировать на конфликтогены

Не все из нас получили классическое воспитание, но даже если мы ведем себя образцово, общаться нам п...

1
Как родители формируют свой авторитет
Как родители формируют свой авторитет

Если родители хотят успешно воспитывать своих детей, им нужно позаботиться о своем авторитете. Это н...

0
Правило «Стоп!», или Волшебный способ прекращать детские ссоры
Правило «Стоп!», или Волшебный способ прекращать детские ссоры

Правила, регулирующие взаимоотношения между родителями и детьми, между самим детьми - есть в каждой...

5
Приучайте ребенка вас слушать и слушаться
Приучайте ребенка вас слушать и слушаться

Вы говорите ребенку: «Нужно умыться» или «Помой руки!», а он вас не слушается. Вы напоминаете, что п...

48
Сережа хочет отдыхать за компьютером
Сережа хочет отдыхать за компьютером

Обучение студентов в Университете практической психологии хорошо еще и тем, что оно в первую очередь...

9
Как разговаривать с детьми-подростками
Как разговаривать с детьми-подростками

Воспитание, как и политика - искусство возможного. В хороших семьях с детьми-подростками разговарива...

0
Правила для подростка
Правила для подростка

У вас хорошая семья? Тогда ваша задача, чтобы ваши дети предельно четко знали, что в общении недопус...

2
Категории: