Мужская и женская мораль

Фильм "Лекции о женщинах Л.А. Мацих"

Матриархат, предназначение женщины и женская жестокость

Мораль женщин в некоторых аспектах отличается от морали мужчин.

В 1982 году американский психолог и феминистка Кэрол Джиллиган опубликовала свою работу под названием «Другой голос» (Gilligan, "In a Different Voice", 1982), бросившую вызов взглядам Кольберга на нравствснное развитие человека в приложении к женскому полу. Пользуясь моралъиыми дилеммаии из реальной жизни женщин (например, делать или не делать аборт), она установила, что женщины обладают иной (но не низшей) нравственной организацией по сравнению смужчинами. В то время, как по Кольбергу самый высокий уровень нравственного развития связан с абстрактными проблемами справедливости, участники исследований К. Джиллиган больше сосредоточивались на человеческих взаимоотношениях и потребности в заботе о ближнем. Этот подход расставляет иные нравственные акценты, более приземленные, если измерять их по критериям Кольберга.

Согласно К. Джиллиган. женщина проходит три этапа в своем нравственном развитии:

  • Забота о себе.
  • Забота о других.
  • Забота о себе и о других.

На последней, наиболее зрелой стадии женщина пытается обрести равновесие между тем. что хорошо для других людей, и тем. что хорошо для нее самой. Сталкиваясь с моральными дилеммами, женщины и мужчины одинаково способны думать в терминах абстрактных идей справедливости или в терминах заботы о благополучии других людей. Однако при этом рассуждения мужчин большее ориентированы на первое, а рассуждения женщин — на второе. Мужчина с твердыми моральными установками стремится следовать своим представлениям о должном независимо от конкретной ситуации и готов принести им в жертву свои отношения с людьми («Платон мне друг, но истина дороже»), а иногда и самих людей. Что касается женщины, то, по мнению Джиллиган, для нее справедливость сама по себе, как и другие абстрактные принципы, не имеет особого значения — она совершает те или поступки исходя из конкретной жизненной ситуации, проявляя заботу и сочувствие по отношению ко всем ее участникам.

Например, опросы американских студентов, проведенные после терактов 11 сентября, показали, что мужчины почти единодушно готовы бомбить талибов в Афганистане, требуя заслуженного возмездия и защиты своих прав. Среди женщин преобладало другое настроение: они считали, что контратака приведет к усилению взаимной ненависти и увеличению бессмысленных смертей.

Общая, общественная мораль всегда является компромиссом мужской и женской морали, и в разное время соотношение этих двух взглядов было различным. До начала ХХ века в морали главенствовали мужские установки, однако с развитием феминизма и распространения современного гуманизма в морали стали преобладать женские взгляды и установки.


Из: Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности., СПб, 2002. с. 215-217

В 1977 г. Кэрол Джиллиган (Gilligan), одна из коллег и соавторов Колберга, опубликовала эссе, в котором работа Колберга подверга­ется критике как отличающаяся тенденциозностью в отношении девушек и женщин. Джиллиган расширила эту статью, написав кни­гу «С другой точки зрения» ( In a Different Voice , 1982), которая вызвала много споров и способствовала появлению значительного количества новых идей.

Джиллиган указывает, что Колберг разрабатывал свои стадии исключительно на основании интервью с мальчиками, и утверждает, что стадии отражают явно мужскую ориентацию. У мужчин раз­витое нравственное мышление связано с нормами, правами и абстрактными принципами. Идеалом является формальная справедливость , при которой человек пытается быть беспристрастным в оценке конкурирующих притязаний всех сторон. Индивидуум отстраняется от ситуации и старается найти нравственное решение, которое является справедливым в определенном теоретическом отношении. Эта концепция нравственности, говорит Джиллиган, упускает из виду женский взгляд на нравственные вопросы.

У женщин, говорит Джиллиган, нравственность центрируется не на правах и нормах, а на межличностных отношениях и этике сострадания и заботы. Идеалом является не беспристрастная справедливость, а более объединенный и связанный образ жизни. Кроме того, нравственность женщин больше зависит от контекста; она связана скорее с реальными, текущими отношениями, чем с абстрактными решениями гипотетических дилемм.

Из-за этих тендерных различий, говорит Джиллиган, мужчины и женщины часто оказываются на различных стадиях шкалы Колберга Женщины чаще оказываются на стадии 3, в фокусе которой находятся межличностные отношения, тогда как мужчины — на стадиях 4 и 5, которые отражают более абстрактные концепции социальной организации. Тем самым женщин оценивают ниже, чем мужчин. Однако если бы шкала Колберга больше учитывала явно межличностную ориентацию женщин, она бы показала, что мышление женщин также продолжает развиваться, выходя за рамки стадии 3.

В некоторых из своих работ Джиллиган набросала путь развития нравственной ориентации женщин. Полагая, что представления женщин о заботе и привязанности коренятся в ситуациях реальной жизни (а не в гипотетических возможностях), она проинтервьюировала женщин, столкнувшихся с личным кризисом — решением сделать аборт. Опираясь на эти интервью, Джиллиган описала, как женщины прогрессируют от преконвеционального к конвенциональному и далее к постконвенциональному модусу мышления. На преконвенциональном уровне женщины говорили о проблемах с точки зрения того, что последние значили для них самих, с точки зрения их собственных интересов. На конвенциональном уровне они занимали позицию заботящейся, проявляющей материнские чувства личности как ее определяют окружающие и общество в целом. На постконвенциональном уровне они формировали собственные идеи, основанные на накопленном знании человеческих отношений.

Во всех дискуссиях с женщинами, говорит Джиллиган, мы улавливаем беспокойство по поводу того, что является «эгоистичным а что — «ответственным». На первом уровне имеет место акцент на собственную личность, который на конвенциональном уровне смещается в сторону социально обусловленной ответственности перед другими людьми. На постконвенциональном уровне женщина pa звивает идеи о фактической взаимосвязанности человека с другими людьми. Вот что говорит об этом женщина по имени Клэр:

Когда ты один, в жизни мало смысла. Это как хлопок одной ладони, голос одинокого мужчины или одинокой женщины... Чего-то не хватает. Вы должны любить кого-то еще, потому что, хотя люди могут вам и не нравиться, вы неотделимы от них. В некотором роде напоминает любовь к собственной правой руке. Они являются частью вас .

Джиллиган и ее коллеги не разработали оценочной системы для этих поступательных шагов, но осуществляется целый ряд исследо­ваний, в центре внимания которых находятся взгляды Джиллиган. В своем обширном обзоре исследований Уолкер (Walker , 1984) ука­зывает, что на шкале Колберга тендерные различия не оговаривают­ся, и это ослабляет критику Джиллиган, заявляющей, что метод Кол­берга является дискриминационным по отношению к женщинам. Из­вестны несколько исследований, которые показывают, что мужчины чаще представлены на наивысших стадиях, но эти различия могли быть результатом различных образовательных возможностей.

Хотя тендерные различия кажутся маловажными применитель­но к стадиям Колберга, исследования подтверждают позицию Джил­лиган, что существуют две разные нравственные ориентации — одна па справедливость, а другая на заботу. Когда Лайонз (Lyons, 1983) Li давал мужчинам и женщинам вопрос: «Что вы понимаете под нравственностью?», типичными были следующие различия:

Мужчина. Нравственность — это, в сущности, наличие основания, позволяющего знать, что правильно, что человек должен делать. Женщина. Нравственность — это, как мне кажется, разновидность сознания, обеспокоенность... что вы можете повлиять на жизнь дру­гого человека (р. 125).

Мужчины больше акцентировали внимание на рациональности, а женщины рассматривали себя в связи с другими людьми. Ряд исследований выявил, что среди девушек и женщин преобладает ориентация на заботу, особенно когда респонденты свободно описывают дилеммы реальной жизни, которые важны для них, а не гипотетические дилеммы, предложенные исследователем (Garman, Basinger , Gregg & Gibbs , 1996; Lyons, 1983).

Таким образом, по-видимому, имеют место две «линии» развития, в смысле, который описал Вернер. Одна линия акцентирует внимание на логике, справедливости и социальной организации, другая — на личных отношениях и заботе. И мужчины, и женщины демонстрируют обе, хотя одна может быть доминирующей у одного из полов. Имеются также данные, что, когда люди вступают в период зрелости и достигают наивысших стадий нравственного мышления, две линии оказываются более равномерно представленными внутри каждого пола (Gilligan , 1982, chap. 6; Walker , DeVries & Trevethan, 1987).

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы