Не хочу в школу (подросток)

Читательница пишет:

...Моему сыну 12 лет и недавно выясняется, что он регулярно (несколько дней подряд) прогуливает школу. Утром кормлю его завтраком, отправляю в школу, сама ухожу на работу, а он гуляет где-то часов до двух до трех, потом приходит домой как будто бы с занятий, каждый вечер делает уроки, собирает портфель, а утром вместо школы - опять гуляем. Стала выяснять - почему? Ответ один: не хочу!
​​​​​​​Проблем с учителями у него нет, наоборот - "любимец публики", с одноклассниками тоже. Обещал, что больше такого не повторится, "клялся и божился", я стала сама провожать его в школу, прогулы прекратились. Но вчера мне нужно было на работу пораньше и отправила его одного - опять не дошел! Вечером, глядя мне в глаза, утверждает, что был в школе. И опять обещания, слезы, "я больше не буду". Утром опять повела его в школу, как первоклассника за руку. Что можно сделать в такой ситуации? И доверия к ребенку нет, тяжело и ему, и мне, каждый вечер приходится выспрашивать: был в школе или нет, звонить одноклассникам, проверять.

Что делать?

Первое - разобраться, какие у ребенка трудности, и вместе с ним их порешать. Если отстал по тем или иным предметам - посидеть вместе с ним, во всем разобраться вместе с ним, догнать и перегнать по этим предметам одноклассников. И в принципе научить своего ребенка учиться. Что вам в этом поможет? Читайте книгу Симона Соловейчика "Учение с увлечением. Советы школьникам" и мою статью "О формате, или Какую судьбу мы подарим нашим детям?"

Бывает, что дело в другом: например, у вашего ребенка конфликт с одноклассниками или с учительницей. Это ситуация сложнее, иногда помогут советы из статьи М. Кравцовой "Ребенок-изгой в классе (советы учителям и родителям)", а иногда проще сменить школу, чем изменить ситуацию в конкретной школе.

Самый радикальный шаг в этом направлении - вообще перестать водить ребенка в школу и перейти на домашнее обучение. Пишет читательница:

Если ребенку не интересно развиваться и узнавать что-то новое - это очень и очень серьезный "звоночек". И звенит он о том, что данное стремление (абсолютно естественное, заложенное в каждом человеке от рождения) в ребенке уже задавлено. Кем? Школой, которая не дает радости, и родителями, которые настаивают на такой школе. Кому нужна такая учеба? Ребенку, которого из года в год собирают в школу, проверяют уроки, ругают из-за отметок, учеба не нужна изначально. Она нужна только его родителям. Всем не хотелось по утрам тащиться в школу, но шли и СИДЕЛИ ЗА ПАРТОЙ И ДЕЛАЛИ ВИД, ЧТО учились. Не надо врать себе. Хотя - не права, учились! Учились лицемерию. Это называется "нас прогибали, теперь мы прогибаем"... круговорот садо-мазо... А разомкнуть этот порочный круг? Слабо?

Замечание''': несмотря на категоричность, зерно истины в этом мнении есть. См.→

Понятно, что самые умные родители начинают заботиться обо всем этом гораздо раньше, воспитывают у ребенка настоящую самостоятельность еще до школы и учат ребенка учиться в школе с первого класса. Есть прекрасное правило: "В первом классе нужно с ребенком сидеть и учиться вместе. Научите - все остальные годы ребенок будет учиться сам, а вы будете свободны. Если вы в первом классе решили, что ребенок должен проявить самостоятельность и уроки - его дело, дело закончится тем, что уже начиная со второго класса вы будете делать со своим ребенком все уроки все последующие годы". Научите ребенка учиться, и он будет получать от учебы радость!

Пишет счастливая читательница:

У меня сыну тоже 10 лет. Дочери 12. Со второго класса они учатся сами и для себя. Сами собирают себе портфели, сами разбираются с учителями, если забыли что-то принести, сами исправляют "2" за оставленные дома тетради, сами готовят форму назавтра, сами отслеживают наличие чистых рубашек в шкафу, сами одеваются, принимают душ и чистят зубы вообще с 5-ти лет, сами записывают домашние задания, сами узнают их у одноклассников, если забыли записать, сами учат уроки, сами получают и исправляют двойки, если не выучили и т.п. Но вот не ходить в школу при этом ни у кого желания не возникало. Наоборот, если ты учишься ДЛЯ СЕБЯ, то у тебя есть МОТИВАЦИЯ, чтобы учиться хорошо - получить знания, поступить в институт, чтобы получить ту профессию, которую ты хочешь и т.п. Причем, даже если для этого придется пойти на какие-то сознательные жертвы, например, учить математику или историю, которая не нравится.

Письмо Глеба

Здравствуйте, меня зовут Глеб, мне 13 лет. Я уже замучился от школы, устал сильно. С одной стороны, я понимаю, что учиться надо. История (глубоко ненавистный мне предмет, кстати), к примеру, нужна чтобы понимать ошибки государств и принимать верные решения. И так со всем. Это все, как мне говорят, может мне пригодиться в жизни. Но это равнозначно тому, что я собирают бутылки на улице, мол, лишние деньги не помешают, но можно и без этого обойтись. Короче говоря, у меня куча глубоких размышлений на эту тему. Но скажу кратко. Знания я ценю и люблю. НО! В школе меня заставляют учиться, мне скучно, тратится много времени, особенности детей не учитывают, их не пытаются понять и услышать, развивает школа однобоко. Горы материала, стресс, насилие и т.д. Список можно продолжать до бесконечности. Сам я очень много читаю, занимаюсь карате, в общем нормальный человек. Но не могу принять решение об учебе... Многие предметы мне не даются и они скучные очень. Что делать?

Ответ Глебу

Ч. Елена, психолог, выпускница Университета практической психологии

Здравствуй, Глеб!

Судя по довольно грамотному письму, видно, что ты – человек читающий и думающий. Поэтому хочется тебе дать действительно дельный совет.

Но! К тебе просьба - отнестись к моему совету с уважением. С уважением – это значит, прочитать, выбирая, не с чем поспорить, а с чем согласиться. Возможно, отложить на час или день и прочитать еще раз. И самое главное – применить на практике.

Это вообще самое главное в жизни – действовать. Ты видишь недостатки школьного образования и можешь ярко и образно жаловаться на них. Я тоже вижу. Многие видят. Многие жалуются. Но уважение вызывают те, кто что-то делает, чтобы изменить ситуацию. Они – Победители по жизни. Я называю таких людей Творцами.

А вот теперь совет.

Предлагаю тебе эксперимент. Психологический эксперимент над собой. Есть целая серия экспериментов, придуманных психологами для школьников, которые скучают в школе. Они описаны в книге Л. Соловейчика «Учение с увлечением». Сразу скажу: если ты читал ее, хорошо. Тем быстрее сможешь перейти от чтения к работе, к действиям, к экспериментам.

Если же не читал – я тебе немного завидую. Интересно, ярко и живо написана, эта книга содержит целый ряд задач для тебя. От первой, с которой стоит начать: полюбить историю и (если необходимо) исправить оценки по этому предмету. До высокой, по-настоящему амбициозной, практически вызова: поднять уровень образования и культуры своего класса, своих друзей.

Мне кажется, вызов – это то, что для тебя надо. Жизнь подростков сегодня в нашей стране безопасна и несложна. К вам относятся, как к детям, и оберегают от трудностей. Но без трудностей не будет побед – ты это хорошо знаешь благодаря занятиям каратэ. Узнать себя, каков ты есть, каким ты можешь быть, можно только в реальной, непростой работе, в действии.

И последнее – если сообщишь о результатах эксперимента, будет здорово.

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Гость 22 апреля 2014 01:36:08

Все должны в школу ходить.Там узнают новое то, что мы ещё не знаем. Если ребёнок не хочет в школу или прогуливает, ему нужно объяснить, что нужно ходить в школу. И хочет он ходить в школу или не хочет, он всё ровно должен ходить в школу. И если вы хотите узнать был ваш ребёнок или не был в школе, можно позвонить учителю и спросить был ли ваш ребёнок в школе или нет, или можно позвонить одноклассникам.

Гость 5 мая 2014 17:15:40

Легко говорить, когда ситуация Вас не касается. Учителю каждый день звонить не будешь, а пропуски продолжаютя, не смотря на беседы.

Гость 11 января 2015 17:53:24

А если ребёнку это не интересно? Я сама ребёнок,11 лет. После каникул вообще неохота идти в школу. У меня например нет проблем с учителями, но есть нелюбимый учитель математики, именно из-за неё я и не хочу идти в школу. Может,у других детей тоже есть "портящие" всё впечатление о школе учителя?

Н.И. Козлов 11 января 2015 19:04:20

Здорово. Ты первый раз столкнулась с жизненной трудностью и сразу - пасуешь? Твоим родителям тоже так поступать? Если у них появляется один неприятный коллега на работе, с которым приходится контактировать - им тоже не идти на работу, потому что уже "неохота"? Что ты думаешь по этому поводу?

Арман 11 февраля 2015 00:10:13

Мне кажется, нельзя заставить ребенка идти в школу против его воли...

Н.И. Козлов 11 февраля 2015 00:30:46

Если родители с ребенком находятся в режиме войны и ребенок уперся - да, ситуация сложная. А если отношения в семье нормальные, то с какой стати ребенок в школу не пойдет? В нормальной семье у всех есть свои обязанности: у папы свои, у мамы свои, а у детей главная обязанность - хорошо учиться. Так?

Глеб 8 февраля 2015 03:18:08

Здравствуйте, меня зовут Глеб, мне 13 лет. Я уже замучился от школы, устал сильно. С одной стороны, я понимаю, что учиться надо. История (глубоко ненавистный мне предмет, кстати), к примеру, нужна чтобы понимать ошибки государств и принимать верные решения. И так со всем. Это все, как мне говорят, может мне пригодиться в жизни. Но это равнозначно тому, что я собирают бутылки на улице, мол, лишние деньги не помешают, но можно и без этого обойтись. Короче говоря, у меня куча глубоких размышлений на эту тесюму. Но скажу кратко. Знания я ценю и люблю. НО! В школе меня заставляют учиться, мне скучно, тратится много времени, особенности детей не учитывают, их не пытаются понять и услышать, развивает школа однобоко. Горы материала, стресс, насилие и т.д. Список можно продолжать до бесконечности. Сам я очень много читаю, занимаюсь карате, в общем нормальный человек. Но не могу принять решение об учебе... Многие предметы мне не даются и они скучные очень. Что делать?

Елена Чуевская 18 февраля 2015 15:19:22

Здравствуй, Глеб! Судя по довольно грамотному письму, видно, что ты – человек читающий и думающий. Поэтому хочется тебе дать действительно дельный совет. Но! К тебе просьба отнестись к моему совету с уважением. С уважением – это значит, прочитать, выбирая, не с чем поспорить, а с чем согласиться. Возможно, отложить на час или день и прочитать еще раз. И самое главное – применить на практике. Это вообще самое главное в жизни – действовать. Ты видишь недостатки школьного образования и можешь ярко и образно жаловаться на них. Я тоже вижу. Многие видят. Многие жалуются. Но уважение вызывают те, кто что-то делает, чтобы изменить ситуацию. Они – Победители по жизни. Я называю таких людей Творцами. А вот теперь совет. Предлагаю тебе эксперимент. Психологический эксперимент над собой. Есть целая серия экспериментов, придуманных психологами для школьников, которые скучают в школе. Они описаны в книге Л.Соловейчика «Учение с увлечением». Сразу скажу: если ты читал ее, хорошо. Тем быстрее сможешь перейти от чтения к работе, к действиям, к экспериментам. Если же не читал – я тебе немного завидую. Интересно, ярко и живо написана, эта книга содержит целый ряд задач для тебя. От первой, с которой стоит начать: полюбить историю и (если необходимо) исправить оценки по этому предмету. До высокой, по-настоящему амбициозной, практически вызова: поднять уровень образования и культуры своего класса, своих друзей. Мне кажется, вызов – это то, что для тебя надо. Жизнь подростков сегодня в нашей стране безопасна и несложна. К вам относятся, как к детям, и оберегают от трудностей. Но без трудностей не будет побед – ты это хорошо знаешь благодаря занятиям каратэ. Узнать себя, каков ты есть, каким ты можешь быть, можно только в реальной, непростой работе, в действии. И последнее – если сообщишь о результатах эксперимента, будет здорово.

Глеб 20 февраля 2015 01:23:35

Спасибо!

Настя 20 февраля 2015 20:19:06

Привет, Глеб! Советую посмотреть "Триумф Рона Кларка", в качестве примера того, как можно изменить отношение подростков к учебе : )

Гостья 18 февраля 2015 20:06:09

Школа к обучению отношение имеет весьма и весьма посредственное. На мой взгляд, школа - это маленькая тюрьма, в которой надо отсидеть каждый день. А учишься все равно дома, если домашние задания делаешь. Если школа будет учить без домашних заданий вообще - тогда еще можно подумать. Посмотрим, какой КПД такой школы!

Денис Савельев 18 февраля 2015 20:34:37

Школа - это часть жизни, и никто не обещал вам в жизни полного счастья. Школа - это подготовка к жизненным трудностям, и там нужно не ныть, а учиться трудности преодолевать и думать одновременно, как школу сделать все-таки лучшим местом для подготовки к жизни.

Гостья 18 февраля 2015 23:16:15

Преодолевать трудности нужно уметь, но школа тут ни при чем. Школа скорее наоборот, сейчас выпускает крайне инфантильных личностей, которые себя обеспечить не могут.

Елена 1 мая 2015 13:14:18

И в этой тюрьме обязательно зубрят ответы на вопросы, которые никогда не задавал ребенок. Мне ближе система Монтессори, которая доказала возможность и эффективность обучения без обездвиживания за партой.

АНАСТАСИЯ 14 марта 2015 23:46:46

Здравствуйте. Меня зовут Анастасия, мне 15 лет, я не люблю школу с первого класса. Я ценю знания, которые получаю НО! Учиться в школе я не хочу. Я учусь в математическом классе И НЕКОТОРЫЕ УЧИТЕЛЯ (особенно по математике ) недоценивают мои старания. Сколько бы я ни старалась, сколько бы не учила - всё насмарку. Почти каждый день: контрольные, самостоятельные, практические - это всё для меня ОГРОМНЫЙ СТРЕСС. Задают много, днями сижу за этими ДУРАЦКИМИ УРОКАМИ, порой их перестаю учить, про оценки я вообще молчу. Я хожу на тренировку и порой обрываюсь между ней и учёбой. Тренировка - цель моей жизни, бросать не собираюсь, но и оценки портить не хочу. Перевестись в обычный класс - нет возможности да + с родителями плохие отношения. Прошу помогите, я не знаю что делать.

Н.И. Козлов 15 марта 2015 00:56:42

Настя, зайди на страницу <a href="http://www.psychologos.ru/articles/view/besplatnye_konsultacii_psihologov_dvoe_zn__obraschaytes_vos_zn_" target="_blank">Бесплатные консультации психологов</a> и напиши об этом письмо Светлане Макаровой или Татьяне Сорокиной. Если будешь не только жаловаться, но еще и думать, сама искать какие-то решения - они тебе помогут.

Антон 30 апреля 2015 16:34:46

Здравствуйте! Ходить в школу должны все дети! Только вопрос зачем? Скажите взрослые мамы и папы, вы когда идете в магазин купить хлеба вы покупаете только хлеб? А потом дома, доставая из сумок всякую ненужность, спрашиваете себя: ЗАЧЕМ я это все купила? Задайте себе вопрос: Зачем ваш ребенок ходит в школу? Так надо. Обязан. Должен. - Это оставьте себе.

belashov 30 апреля 2015 16:47:40

Ребенка просто бьют в школе, а учителям и директору наплевать.

Елена 1 мая 2015 13:01:17

Николай Иванович, большинство проблем с мотивацией к учебе в школе на мой взгляд (Юрий Мороз помог сформировать) связаны с тем, что получаемые знания не используются в жизни вообще. Преуспевающие инфобизнесмены допускают массу грамматических и орфографических ошибок в своих текстах, для менеджера информация об амебе или теореме 3.2.4 - в основном пятое колесо для телеги. Если бы Ваши методики прорабатывались в школах! России лет через 10-15 не было бы необходимости торговать природными ресурсами, она и без того впереди планеты всей была бы. Дети точно вприпрыжку в школу бы бежали и против каникул стеной стояли.

Валерия А. 3 мая 2015 22:33:10

Я смотрю, из всех упоминаемых предметов самым частым является математика. Что ж, среди математиков больше всего людей строгих, жестких, суховатых чрезмерно логичных и напористых. Понятно, почему многие не любят именно этих учителей. Часто они излучают невидимое для себя психологическое давление - слабое, но давление. А мне вот всегда лень было учиться. Класса с 8-го перестала делать уроки совершенно. Мне повезло: у меня шикарнейшая память, за счет которой выезжаю и сейчас (по истории, правда, обнаруживаются завалы). На мой взгляд, правы те люди, которые говорят об отсутствии мотивации. Ну реально: не интересно учиться, ну и зачем стараться? "НАДО", - отвечают те, кто ратует за обязательность и беспрекословность учебы вообще. Надо, да, вот только воли нет. Отличники в начальной школе становятся троечниками в средней, запускают свои оценки и способности, а учителя тем временем твердят, что если бы этот или тот ребенок постарался, он мог бы переплюнуть всех в классе; вот только все это уже не работает, нынче далеко не все дети получают азарт от гонки успеваемости, давить на самолюбие - уже не всемогущий способ. Остается только один вопрос: как сделать так, чтобы все, наконец, поняли, как воспитывать ребенка в самом начале? Все это, конечно, с моей стороны - бесполезная писанина, наполненная очевидным и уже не новым смыслом. Это я так на себя внимание обращаю, ага. Я пыталась бороться с ленью Эхо-магнитом. Пыталась не слишком сильно, но все же. Возможно, кто-то решит, что это вопрос не по теме, но звучит он так: всем ли этот метод В. Леви подходит или может подойти?

Татьяна 13 мая 2015 22:20:19

В первом классе делали уроки вместе с сыном. С тех пор он совершенно не хочет, чтобы я ему что-то помогала в уроках. Думает: "Лучше я сам". Всегда был очень самостоятельным. Даже сейчас, завтракали вместе в выходные. Я весь завтрак что-то рассказывала, делилась какие интересности я недавно прочитала. Муж с сыном только слушали. После завтрака сын обращается к отцу с просьбой, чтобы тот посоветовал ему что-нибудь почитать. Заметьте? не ко мне, а к отцу!

гость 25 мая 2015 23:20:07

Если бы школа давала хоть какие-то знания для нормальной обеспеченной жизни, то я бы может быть подумал идти или не идти в школу! Но школа ничего умного и полезного не дает, только нервы портит!

Вика 19 января 2016 02:08:36

А мне 13 лет, не хочу ходить в школу.

Татьяна 17 августа 2015 20:02:43

На мой взгляд озвученная в статье проблема элементарно решается переводом на семейное обучение. Я четыре с половиной года вкладывала среднему сыну аксиому про важность школы и знаний. Но в какой-то момент он понял разницу между важностью знаний и важностью посещения школы, сказав, что учиться он любит (и это действительно так), а вот время, которое он проводит в школе, тратится им неэффективно. За два дня мы решили все оргмоменты - деть неделю отсыпался-отъедался. Оказалось достаточным показать принципы самостоятельной работы - и результатом стал спокойный мальчишка, сдавший экзамены за курс 5-го класса в апреле, параллельно поступивший аж в две рейтинговые физмат школы (еще и выбирал, где лучше кормяn и где ему экзаменаторы и преподаватели более симпатичными показались). Возвращаясь назад скажу, что парня в общеобразовательной дворовой школе клевали все, кому не лень: и одноклассники за то, что умничает на уроках, и преподы за то, что либо читает под партой, либо мешает вести урок неудобными вопросами и комментариями по материалам учебников.

Таня 12 сентября 2015 19:58:55

Здравствуйте, меня зовут Таня, мне 11 лет. Я перешла в новую школу, со всеми подружилась, вроде все нормально. Но я каждый день плачу, не хочу в школу, ненавижу ее. Что делать, помогите?

Гость 18 сентября 2015 00:57:48

Мне 12 лет, учусь в 6 классе. Я прекрасно понимаю, что учиться надо. Ещё до школы я много знала и хорошо читала, потому что сама с интересом смотрела обучающие программы для детей, читала книги. Однако школу я не то, чтобы ненавижу, скорее не понимаю. Да, в школе действительно дают часто нужные знания, но сейчас не столько учат детей, сколько попросту читают им текст из учебника и заставляю всё это зубрить. Для детей, которые не слишком любят такой метод или вовсе не могут так обучаться, это - настоящая пытка. Таким образом даже у самого любознательного ученика пропадёт желание учиться. Говорю это по себе, потому что никогда не видела ничего плохого в таких предметах, как: биология, природоведение, история, обществознание и др. Но сейчас я попросту готова от скуки на стены лезть во время этих уроков. Также ранее я, как и большинство, не любила учительницу математики, и сейчас неприязнь осталась, но уже не такая сильная. Я приняла то, что она не изменится, и как учитель, будет оставаться такой же строгой. Однако её место заняла учительница башкирского. Не буду много про это писать, но она недолюбливает меня потому, что я, пусть и ношу башкирскую фамилию, плохо его знаю, но у меня не было никаких условий для его изучения раньше. Нет, я ни в коем разе не оправдываю учеников, прогуливающих школу всем выше написанным. Но учителей я прошу понимать и учеников тоже. Не всем нравится учиться по принципу "надо - значит, надо". А родителей убедительно прошу, пожалуйста, постарайтесь выяснить причину ребёнка к школе, а не сразу винить во всём его. Вина может лежать более на учителя, чем на ученик. Может, для моего возраста всё, что я выше написала, слишком "дерзко" писать подобное, но я просто высказала своё мнение.

гость 29 сентября 2015 23:15:19

Здравствуйте! Мне 10 лет, я в садик не ходила, а сейчас я в классе с детьми. Всё в школе нормально, учиться я тоже люблю. Но когда я прихожу домой, у меня начинаются слезы и не хочу идти в школу. Помогите, пожалуйста!

Гость 26 апреля 2016 00:29:06

Легко вам говорить, а у меня вот совсем плохая ситуация, 14 лет, 8 класс, сами понимаете, уже не прокатит пожаловаться учителю или родителям, а меня треть класса гнобит и терроризирует, да так, что аж ноги трясутся, подкашиваются, ком в горле, хочется заплакать, но из последних сил держишься, руки дрожат, сдают нервы, а они только издеваются, причём не только физически, но и морально! А родителям сказать не могу, подумают, что трусиха, в другую школу перейти не могу, привыкать будет сложно, да и подругу бросать не хочу, учителям пробовала пожаловаться, ничего не вышло, да их даже не отчитали! Вот сижу, плачу, ищу отмазки, чтобы завтра не идти в школу, я не ленивая, да и с мозгами всё в порядке, могу учиться куда лучше, но как вспомню издёвки и подколы, у меня снова ноги немеют.((((

Гость 15 мая 2016 12:08:44

Мне 13 лет, жил в деревне, с учебой все хорошо, в начальных классах была четверка только по русскому, в 5-6 классах было по 5 четверок. Но в 7 класс меня отправили в гимназию-интернат, на первой недели всё было хорошо, но на следующих всё обернулось очень плохо. Приезжал домой только в субботу после уроков, а уезжал в воскресенье вечером. Я всю первую четверть умолял родителей забрать меня, но они говорили - нет и точка. И так у меня за первую четверть было 10 троек. Они сказали, ничего, дальше всё будет нормально. Но после второй четверти ничего не изменилось, также 10 троек, в третьей также. Я их по-прежнему умоляю меня забрать, а они отказывают. Учебу я просто не в силах исправить. Что делать?

Развитие темы

Самые популярные материалы