Понятийное мышление

01 октября 2022 г. в 21:41

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Понятийное мышление — вид мышления, где используются понятия и логические конструкции.

Понятийное мышление нередко называют также отвлеченным, или абстрактным мышлением, хотя это не совсем так: абстрактный (отвлеченный) характер может иметь не только понятное, но и образное мышление.

Понятийное мышление в сравнении с наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением — более поздний этап развития мышления как в истории человечества (в филогенезе), так и в процессе развития конкретного человека (в его онтогенезе). Понятийное мышление не врожденно и не развивается само по себе, оно развивается у детей в школьном возрасте (сначала в простейших формах) на основе их практического и наглядно-чувственного опыта.

Допонятийное мышление характеризуется эгоцентризмом, неспособностью ребенка посмотреть на происходящее и себя с точки зрения других людей, что наглядно иллюстрирует эксперимент Пиаже с макетом из трех гор. Понятийное мышление не просто вплетает в сознание ребенка твердые понятия с четкими границами, понятийное мышление начинает работать уже по другим, более сложным и качественным стандартам. А именно, оно уже способно к децентрации, может пользоваться обратимыми операциями, чувствительно к противоречию, правильно формирует логические классы, не впадая в синкретизм (тенденция свя­зывать все со всем) и трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), согласовывая объем и содержание, имея представление о сохранении количества, в целом о тождественности изменяющегося объекта.

Развиваясь, понятийное мышление не отменяет наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а дополняет и развивает их. Если человек стал отлично разбираться «в высоких материях», это вовсе не значит, что он стал будет хуже разбираться в вопросах практического плана. Чаще у человека развивается тот тип мышления, который связан с его жизнью и деятельностью: у техников, инженеров и конструкторов лучше развито наглядно-действенное мышление, у писателей — наглядно-образное и сценарийное мышление, и т.д.

Формирование и усвоение математических, географических, физических, биологических и многих других понятий в ходе школьного обучения составляют предмет многочисленных исследований (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Г.С. Костюк, Н.А. Менчинская, Р.Г. Натадзе, Д.Б. Эльконин и др.). В их исследованиях детально прослеживается, какие именно признаки понятий, в какой последовательности, при каких условиях усваиваются учащимися. В конце школьного обучения у детей формируется, в той или иной степени, система понятий. Ученики начинают успешно оперировать не только отдельными понятиями (например, «удельный вес», «млекопитающие», «сюрреализм»), но и целыми классами или системами понятий (например, система математических понятий).

Всем ли, и насколько нужно людям понятийное мышление? Есть много успешных по жизни людей, которые не очень владеют понятийным мышлением и не часто к нему обращаются, им хватает более простых форм мышления и просто житейской сообразительности. Однако, если человек планирует хоть как-то идти в науку, понятийное мышление становится обязательным. С другой стороны, освоение новых понятий и логических конструкций прекрасно тренирует мозги и полезно школьникам и студентам для общего интеллектуального развития. От этого просто умнеют.

Понятийное мышление использует богатый арсенал мыслительных операций, среди которых только для начала можно выделить следующие:

Анализ — расчленение общего на составные части и отдельные признаки. Например. куб состоит из граней. Каждая грань — это квадрат. Каждый квадрат — это четыре одинаковые по длине линии, каждая из которых заканчивается в начале следующей и соединяются под прямым углом. Каждая линия — это совокупность точек, каждая точка…

Синтез — обобщение отдельных частей в общее целое. Точки объединяются — получается линия. Линии соединили — вышел квадрат, соединили квадраты — получился куб...

Сравнение — сопоставление нескольких предметов или событий между собой. Круг не похож на квадрат, у него нет углов. Три волоса на голове — мало, три волоса в супе — ужасно.

Абстрагирование — выделение одних признаков и отвлечение от несущественных понятий. Если мы бежим на отходящий поезд, вполне можно абстрагироваться от ветра и дождя. Нам не до этого.

Обобщение — это объединение разных понятий в одну категорию. Машина и паровоз — средства передвижения. Книги и тетради — канцтовары.

Систематизация — объединение категорий в одну систему. В биологии все делится на царства, внутри царств выделяются типы, внутри типов — классы, внутри классов — отряды, внутри отрядов — семейства.

Другие важные мыслительные операции, обязательные для понятийного мышление, это представление «причина — следствие», «цели — средства», «тезис — обоснование — вывод». Чем более развито у вас мышление, в первую очередь понятийное мышление, тем в большей степени вы являетесь человеком разумным, тем легче вас понимают люди и тем успешнее вы справляетесь с жизненными задачами.

  • Мышление
  • Автор Н.И. Козлов
  • Виды мышления

Комментарии (2):

Андрей, 01 сентября 2015 г. в 13:37
Спасибо, интересное введение в понятийное мышление. С интересом почитал бы еще на эту тему. Может посоветуете учебник для развития в себе понятийного мышления? И для детей отдельно может что-то есть. Понятно, что по отдельности есть в сети материалы, есть ли комплексно где-то?
1 ответ
Н.И. Козлов, 01 сентября 2015 г. в 14:42
Андрей, оформить в статьи всё не успеваю, пока могу предложить почитать очень полезные статьи в этом направлении, здесь...

Материалы по теме:

Картинка к "Допонятийное мышление"
01 окт. 2022 г.
В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление — это начальная стадия, когда формируются свойства, поз­воляющие преодолеть ряд временных и пространственных ограничений. На этом этапе мышление у детей имеет другую, чем у взрослых, логику и организацию. Логика не является врожденной изначально, а развивается посте­пенно в процессе оперирования с предметами.
0Подробнее →
Картинка к "Мышление"
01 янв. 2006 г.
Мышление нередко определяют как способность к решению новых, экстренно возникающих задач в ситуациях, где прежние, уже известные решения не срабатывают. Творческое и конструктивное, развитое мышление действительно способно справляться с такими задачами, но это не значит, что если кто-то не нашел творческого решения в новой для него ситуации, у него мышление отсутствовало. В своих простейших формах мышление, как процесс, это всего лишь переработка информации в потоке течения мыслей, образов и ощущений.
Картинка к "Наглядно-действенное мышление"
01 окт. 2022 г.
Наглядно-действенное мышление - один из видов мышления, наряду с наглядно-образным и понятийным мышлением.
Картинка к "Наглядно-образное мышление"
01 окт. 2022 г.
Один из видов мышления, наряду с наглядно-действенным и понятийным мышлением.
Картинка к "Понятие"
01 окт. 2022 г.
Понятие - то, что имеет определение, определенный смысл. Это представление, в котором смысл задан (построен) четким, определенным образом. Смысл понятия (образ понятия) имеет границы и правила его использования.
Картинка к "Развитие мышления"
01 окт. 2022 г.
Мышление можно развивать, увеличивая его скорость, осмысленность, глубину и свободу. Мышление можно делать более конкретным, позитивным и рабочим.
Картинка к "Виды мышления"
01 янв. 2006 г.
Мышление – переработка информации в процессе течения мыслей, образов и ощущений.