Правила подкрепления


Правила подкрепления - совокупность правил, обеспечивающих максимальную эффективность положительных и отрицательных подкреплений.

Правило нужного момента, или точка бифуркации

Точка бифуркации - момент внутреннего выбора, когда человек колеблется, решает, сделать то или иное. Когда человек легко может сделать как один, так и другой выбор. Тогда малейшее подталкивание в нужную сторону дает эффект.

Нужно приучить, чтобы ребенок, выходя на улицу, выключал за собой свет в прихожей (брал мобильник, или говорил когда вернется). Если вы выразили недовольство, когда он в очередной раз вернулся (а свет горит, а телефон забыл...), эффективность никакая. А если вы подсказали, когда он в прихожей и собирается на выход - он все сделает с удовольствием. См.

Инициативу поддерживать, а не гасить. Подчеркивать успехи, а не ошибки

Если мы хотим, чтобы наши дети верили в себя, развивались и экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками. Смотри Поддержка детской инициативы

Осуждать проступок, поддерживать личность

Проступки детей можно осуждать (отрицательно подкреплять), но сам ребенок, как личность, пусть от вас получает поддержку. Смотри Осуждать проступок, поддерживать личность

Формирование нужного поведения

  • Имейте четкую цель, знайте - какое нужное поведение вы хотите выработать.
  • Умейте замечать даже маленький успех - и обязательно радуйтесь ему. Процесс формирования нужного поведения - процесс длительный, не нужно его форсировать. Если ваш способ обучения не работает раз за разом - не торопитесь с наказаниями, лучше смените способ обучения!
  • Имейте четкую градацию подкреплений - отрицательных и положительных и вовремя их используйте. Более всего тормозит процесс формирования нужного поведения нейтральная реакция на то или иное действие. Причем лучше использовать как отрицательное, так и положительное подкрепление в равной мере, особенно на первых порах обучения.
  • Мелкие частые подкрепления действуют лучше, чем редкие крупные.
  • Формирование нужного поведения более успешно тогда, когда между обучающим и обучаемым есть хороший контакт. В противном случае обучение становится или невозможным, или имеет предельно низкую эффективность и ведет к полному разрыву контакта и отношений.
  • Если вы хотите пресечь какое-то нежелательное действие, мало за него просто наказать - покажите, что вы хотите, чтобы было.
Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы