Проблема

01 января 2010 г. в 16:25

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Проблема — собирательное понятие, куда входят препятствия, поломки, потери, заболевания, помехи, затруднения и неприятности. Это все то, что мешает нормальной жизнедеятельности, что грузит и грозит, сдерживает и препятствует, что отличает от нормального здорового функционирования.

Если человек устремлен вперед, проблема — это то, что его сдерживает, заставляет стоять на месте, а то и возвращаться назад. Если человеку хочется счастья, проблема — это то, что счастья его лишает. Если хочется просто жить, то проблема — серьезное жизненное затруднение в нормальной жизнедеятельности. Если люди видят, что поведение человека неадекватно, они говорят, что у него проблема.

К проблемам не относят мелочи и не относят то, что имеет катастрофический характер, проблемы — это неприятности средней величины.

Мир с проблемами — враждебный мир, пока с проблемами можно справляться, и страшный, когда проблемы становятся неразрешимыми. Впрочем, в последнем случае проблемы уже переходят в статус «ужаса» и «кошмара».

В метафорической вертикали проблемы — все то, что ниже нуля, это некоторый негатив (минус). Избавление от проблем, решение проблем — это движение от минуса к нулю, ликвидация отставания.

Движение от нуля к плюсу — это развитие, получение преимущества.

Проблемы бывают объективные и субъективные, внутренние и внешние. Если эти разновидности проблем не различать, происходит большая путаница и возникают ненужные споры. В первую очередь необходимо различать объективную проблему (объективный источник серьезных затруднений, помеха процессу нормальной жизнедеятельности) и субъективную проблему. Субъективная проблема — то, что видится как страшащее жизненное затруднение. Жизненного затруднения по факту может и не быть, но происходящее воспринимается (переживается) как нечто страшное: темное, тяжелое и давящее, лишающее возможностей, света и радости.

Субъективная проблема почти всегда связана с чувством страха. Это жизненное затруднение, воспринимаемое сквозь призму страха, или чувство страха, рисующее жизненные затруднения.

Субъективные проблемы — поле полной субъективности. Такие проблемы — это лишь то, что человек воспринимает (осознает, переживает) как проблему, и то, что один человек воспримет как проблему, другой может видеть как возможность.

Изначально дети не пользуются словом Проблема, а жалуются лишь те дети, которым родители это разрешают (а как по-другому? Скажи спокойно, без плача, криков и несчастного лица, что ты хочешь. Тогда я тебе помогу). Взрослея, дети начинают активно пользоваться этим понятием, когда им нужно попереживать, снять с себя ответственность и привлечь к себе внимание. Чтобы им кто-нибудь помог. Чтобы это сделал не он, а кто-нибудь другой. Если это становится привычным образом действования, формируется переживательная личность. Такие люди нередко придумывают, а то и создают себе проблемы, привлекая этим к себе внимание.

Важно понять, что жизненные затруднения — еще не проблемы. Проблемы из затруднений можно создавать, и люди это делают, создавая почву для психотерапии. Если клиент привык создавать себе проблемы, он в психотерапии будет нуждаться всегда. Если психотерапевт создал клиенту проблему, ему также теперь есть с чем работать...

Люди, нацеленные на развития, редко пользуются словом проблема, для них более естественно мыслить в категории целей и задач. С другой стороны, если уж мыслить в категории проблем, то проблемы такого человека — другие, другой природы и другого уровня. Например, психолог развития проблемой считает то, что не соответствует культурным или возрастным нормам развития личности, а для людей с ценностью самосовершенствования — образу развитой и достойной личности. Человек может не считать проблемой, что он алкоголизируется либо хотя бы привыкает валяться на диване перед телевизором, превращаясь из личности в овоща. А мы можем это его проблемой — считать, и при возможности ситуацию изменить будем это делать. Для психолога развития проблема то, что человек мыслит свою жизнь в категории проблем, вместо того чтобы жить в категориях целей и задач.

Проблемы в человеческой жизни

Создание проблем и избавление от проблем. Почему и зачем люди создают себе проблемы и их переживают. Успешные люди и Проблемы. См.

Проблемы в практической психологии

Проблема как маркер вида психологической работы. Работа с проблемой. См.

  • Проблема
  • Автор Н.И. Козлов
  • +

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Перевод проблемы в задачу — материалы"
01 янв. 2006 г.
Не знаю, в какой вуз поступать — это проблема или задача собрать информацию, подумать и сделать лучший выбор из имеющейся информации?
12Подробнее →
Картинка к "Создание себе проблем"
01 янв. 2010 г.
Дети не пользуются словом "проблема". Взрослея, дети начинают активно пользоваться этим понятием, когда им нужно попереживать​, снять с себя ответственность и привлечь к себе внимание. Чтобы им кто-нибудь помог. Чтобы это сделал не он, а кто-нибудь другой. Если это становится привычным образом действования, формируется переживательная личность. Такие люди нередко придумывают, а то и создают себе проблемы, привлекая этим к себе внимание.
Картинка к "Виды проблем"
01 окт. 2022 г.
Проблемы бывают объективные и субъективные, внутренние и внешние. Если эти разновидности проблем не различать, происходит большая путаница и возникают ненужные споры. В первую очередь необходимо различать объективную проблему (объективный источник серьезных затруднений, помеха процессу нормальной жизнедеятельности) и субъективную проблему (жизненное затруднение, воспринимаемое сквозь призму страха).
Картинка к "Задача"
01 окт. 2022 г.
Задача — этап в достижении цели, совокупность всех необходимых действий для достижения цели.