Расстановки по Хеллингеру

По представлениям Берта Хеллингера, людьми в их повседневной жизни управляет не только разум, мотивы и ситуативные чувства, а поле наподобие гравитационного или электромагнитного - родовое поле, поле истории рода его семьи, куда записывались и записываются все значимые (в первую очередь проблемные) события с его родственниками в прошлом.

Фильм "Расстановка Елены Брежневой"

Так теория Хеллингера рассказывается участникам расстановок.

В этом поле работают следующие законы:

  • Закон принадлежности. Когда человек входит в какую-то систему, какой-то коллектив, он учитывает законы этой системы тем больше, чем более важна ему эта система. Для ребенка принадлежность к системе рода - высшее благо, поэтому для принадлежности к системе ребенок готов делать все что от него будут ждать - смотри Конформизм. Все ли дети в равной степени конформисты, кто как и когда ребенку формулирует ожидания, как чем ребенок их понимает в разном возрасте и бывает ли у него разное отношение к этим ожиданиям - это не разбирается.
  • Закон иерархии. Те, кто зашли в систему первые, имеют преимущество перед теми, кто зашел в систему потом. Поэтому должно быть не просто уважение к старшим, а преклонение перед ними.
  • Закон Брать-Давать. Чем больше мы берем, чем легче отдаем, тем ярче и насыщеннее наше существование.

Если эти законы кем-то когда-то нарушались, от этого страдают все в этом роду. Но любой член этого рода может также и исправить ситуацию: попросив прощения и начав вести себя хорошо. Родовое поле вроде как не мстительное и прощает всех. Интересно, если один будет все время его портить, а другой искренне поправлять, каков же будет результат в итоге?

Как к этому относиться? - А как относиться к сказкам для детей? Вначале маленькие дети верят в Деда Мороза, потом не верят, а потом сами становятся Дедами Морозами. Сказки - вещь полезная, и если вокруг вас малые дети балуются, хорошая сказка вам поможет. Если сказка глупая и несвоевременная, не надо морочить ею голову. Взрослые люди все-таки друг другу сказки не рассказывают. К науке сказки Берта Хеллингера отношения не имеют.

Технологии без мистики

Расстановки по Хеллингеру - система из нескольких слоев, а именно сочетание психодрамы, моторных расстановок, топонимики, эмоционального отреагирования и сильных внушений, обрамленных ярким спектаклем со стороны группы.

Первый слой: психодрама. Расстановки по Хеллингеру - вариант психодрамы, где участник, желающий разобрать свою ситуацию, выбирает заместителей, представляющих персонажей реальной истории. Наблюдая далее происходящее со стороны, можно лучше понять суть происходящего и свое в ней участие, свой реальный вклад, включая свои ошибки и свои провокации.

Второй слой - моторные расстановки. В расстановках, которые устраивает Хеллингер, движение запускается не мистическими, а вполне наблюдаемыми моторными полями.

У каждого тела есть свой рисунок: активность или пассивность, притяжение или отталкивание, прямота или скручивание, сжатие или расширение. Когда два человека находятся недалеко друг от друга, то характеры их тел во взаимодействии дают тот или иной вектор движения: "к" или "от", изменение расширения или скручивания. Каждый новый человек рядом с ними добавляет свой вектор, возникает танец векторов, возникают моторные поля.

Поскольку заместители персонажей реальной истории выбираются не случайно, а по сходству (сходству характеру тела, сходству по моторным полям), моторные расстановки достаточно реалистично демонстрируют реальные отношения участников реальной истории.

Третий слой - топонимика. Читай А.Я. Бродецкий, Внеречевое общение в жизни и в искусстве. Азбука молчания.

Фильм "Духовные расстановки Хеллингера"

Хеллингер работает негромко, но всегда переживательно

Четвертый слой - эмоциональные отреагирования и внушения со спектаклем. Берт Хеллингер изобрел массовую, групповую психотерапию, где исполняется женский хор в греческом варианте. Когда работали гештальт–терапевты, они работали либо один на один, либо с малой группой – максимум пятнадцать человек, при этом каждый из участников был в достаточной мере одинок или пассивен, и много времени приходилось высиживать, только наблюдая работу с центральным персонажем. Хеллингер работает интереснее, он говорит: «Вы знаете, эта женщина имеет проблемы, но чтоб ей помочь, требуется помощь зала» И пять – десять человек из зала выходит и, самым живым образом обращаясь к своим чувствам, то есть занимаясь любимым женским делом, начинают разыгрывать древнегреческий театр. В это же время психотерапевт абсолютно произвольным образом, чуть ли не по списку, поднимает самые горячие и больные темы для женщин, отзывающиеся в их сердце. Это тема абортов, тема обделенных любовью детей, темы измен и смертей. Это всего четыре темы, на которых вообще зиждется весь интерес женского сознания. Любую тему, которую не поднимет женщина в девяносто случаев из ста, психотерапевт сводит к этим четырем темам и хоть что, хоть у женщины энурез, хоть у нее там пузо болит, в любом случае все будет сведено к изменам, к не рожденным детям, к смертям и чему–то еще. После чего все женщины по сценарию должны плакать - и они начинают плакать. Чтобы делать такие сеансы один на один, это нужно быть просто Кашпировским, а в сценарии Хеллингера это делается элементарно. А когда организуется итоговый общий хор и плач, запускается организованное психотерапевтом давление на эту женщину, у женщины происходит излечение – просто как результат мощнейшего группового внушения. Итого: психотерапевт свои деньги отработал, женщина получила быстрый терапевтический эффект, ей действительно стало легче. Но есть и второе итого: этот сценарий для женщин привлекателен, как любой яркий и переживательный театр. Это даже лучше театра: тут каждая из сорока человек эмоционально включена, каждая действительно может хотя бы поучаствовать в общем хоре и каждая мечтает попасть в центр этой греческой трагедии! Женщины получают эту заразу всего за один сеанс, после чего записываются на очередные расстановки - и становятся уже в очередь, потому что спрос на расстановки уже превышает предложение. И чем более честно, ярко и красиво работает каждый порядочный психотерапевт, тем большее количество женщин не хотят быть здоровыми. Они обязательно найдут в себе болячку, чтобы оказаться главным персонажем греческой трагедии и чтобы хор склонился именно над нею. И чем больше будет талантливых психотерапевтов, тем больше количество женщин будут мечтать найти в себе очередную проблему. Далее они заражают своих подруг, рассказывая: «Знаешь, как там классно проблемы решать?», притягивают их на эту заразу, поставляя честным психотерапевтам свежих клиентов. И количество заразы в культуре России увеличивается в геометрической прогрессии.

Расстановки по Хеллингеру: взгляд православного психолога

По мнению автора статьи, метод Хеллингера не может быть использован православным психологом: "Во время расстановок происходит медиумический контакт, который прикрывается теорией полей. Можно схватить все, что хочешь. Практически сам процесс - это спиритизм..." См.

Ссылки на расстановки Хеллингера

Веселаго Е.В. Системные расстановки по Берту Хеллингеру: история, философия, технология. Скачать статью

Видео на Youtube

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы