Ребенок, не бойся и не ной!

23 марта 2017 г. в 18:49

Автор: Ольга Мушкарева-Кичул

Университет практической психологии

Аня (моей дочке 4 года): грустным тоном, постанывая «Маа-аамочкааа, а у меня нет носочков, я не могу их найти».

Я: «Анечка, я понимаю, что ты что-то хочешь, но когда ты говоришь таким голосом я не понимаю, что конкретно ты хочешь. Давай ты поправишь личико, и скажешь что тебе нужно».

Аня: Распрямляет плечики, улыбается, но брови сведены, продолжает стонущим голосом: «Нееет носочков».

Я: «Аня, бровки тоже расправь, и скажи, что тебе нужно. Ты хочешь меня о чем-то попросить? Если да, то так и скажи».

Аня: Вдруг, как-будто скидывает маску и обычным тоном с бодростью говорит: «Мамочка, я хочу тебя попросить: дай мне носочки!»

Я: «Аня, какая ты у меня молодец, умеешь четко сказать! Я теперь тебя понимаю, пойдем дам носочки».

...Оказалось, что Аня практически всегда просит меня со стонами в голосе. Также у нее есть страхи (типа: я лежала, не вставала, хотя давно проснулась, но боялась к тебе подойти, думала, что будешь ругать меня). Как нас учил Николай Иванович, я решила дочку обучать правильному формату поведения.

С чего начала: «Хочешь попросить — не ной, а говори что тебе нужно».

Аня: «Ма-ама, не вытирай мне голову (после ванны), я не хочу».

Я:» Аня, скажи, а что ты хочешь?»

Аня: «Хочу, чтобы волосы были гладкими, как сейчас» (волосы мокрые и лежат ровно).

Я: «Аня, тогда давай вытрем их и причешем, они будут гладкие, но посушим, хорошо?»

Аня: «ДА» или

Аня: «Мама, у меня нет платочка!»

Я: «Аня, так, и что ты хочешь, скажи».

Аня: «Мама, прошу тебя, дай мне платочек, у меня козюля, во-от смотри какая! ))»

Да, подобных ситуаций много. Ребенок часто сначала говорит, что она НЕ хочет, что ей НЕ нужно. Моя задача — переводить жалобы и НЕ ХОЧУ в прямые просьбы.


Второй этап: «Поправь личико!»

Я объяснила Ане, что когда хочешь что-то попросить, вначале нужно «поправлять личико». Интересно, у меня это сработало не сразу.

Аня поцарапала пальчик, и с разнесчастным лицом пришла ко мне жаловаться. Моя реакция: «Аня, радость, конечно пожалею, только поправь личико! Мы же с тобой об этом говорили!». Аня распрямила плечи, надела улыбку, но при этом все равно умудрилась стонуще, полуплача просить то, что ей надо. Я попробовала обратить ее внимание на интонации: «Сделай интонации довольные!» — это не сработало, лицо сжалось в маску. Но я продолжала пробовать, искать, и когда попросила Аню распрямить бровки, случилось чудо! — у Ани появилось довольное выражение личика.

Теперь Аня правильно «одела лицо» и сказала:

Аня: «Мама, пожалей меня пожалуйста, я пальчик поцарапала!»

Я: «Ты хочешь, чтобы я тебя обняла?»

Аня: «Да, мамочка!»

Обнимаемся, дуем на пальчик, Аня уходит довольная.


Хочу, чтобы дети мне доверяли, а не боялись и скрывали что-то. Аня рассыпала соль и с испуганными глазами (господи, у нее уже испуганный взгляд, значит, я уже ее напугала) чуть ли не шепотом сказала: «Ма-ама...я соль рассыпала....» и она даже как-то пригнулась:-((

Я: весело, пародийно: «Да ты что?! Ну, бывает. Молодец, что сразу ко мне пришла, я знаю, что мы будем делать. Давай веником все подметем?»

Аня: «Давай, и у меня есть мой маленький веничек!»

Я: «О, Правильно, неси его, а я помогу!»

Дружно подметаем.

Я: «Ань, соль, такая сыпучая, давай в следующий раз держать ее не в блюдечке, а в баночке, а то она опять убежит, как думаешь :-) ?»

Аня, улыбаясь: «Даваай!»

Думаю, что она в следующий раз, если что-то случится придет ко мне.


Аня: «Мамочка, я боюсь, в темноте там какая-то рожица».

Я: «Аня, давай выбираем быть смелыми и с сегодняшнего дня все бояки отменяются!»

Аня подумав: «Хорошо, а бояться будет Алешка» (старший брат:-), смеется )


Я: «Аня, спой мне и папе пожалуйста!»

Аня глаза в пол и лукаво глядя исподлобья:» Я стесня-яюсь!»

Я: «Аня, мы тебя все любим и поможем если нужно, так что стесняться нечего, а потом мы решили, что все бояки отменяются!»

Аня: «Хорошо»

Поет песни.

Я поняла для себя, что ребенку нужно повторять шаблон поведения постоянно. Не лениться. Как только это войдет у него в привычку, когда он поймет правило, он сделает как нужно. Я еще наблюдаю и учу. Наблюдаю с удовольствием, потому что есть результат. Спасибо, Николай Иванович, за Теорию психоанализа эмоций, это — чудо!

Видеокурс проф. Николая Ивановича КОЗЛОВА
«Не играю Жертву: как стать Автором собственной жизни»
В курсе 7 видеоуроков. Посмотреть >>

Видеокурс «Не играю Жертву: Как стать Автором собственной жизни»

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Как обратиться с просьбой, чтобы ее услышали"
01 янв. 2013 г.
С просьбой обращаются, когда нечто нужно вам, а человек вам не должен, когда договора не было и обоснованность ваших ожиданий никто подвердить не может. Просьба - это формулирование ожиданий как бы с позиций слабого, как бы с позиции снизу... Хорошо сформулированная просьба - просьба вежливая, красивая, сильная, обоснованная и спокойная, не дрожащая от страха отказа.
3Подробнее →
Картинка к "Уговаривание — пустая трата времени"
12 мая 2017 г.
На мирных и цивилизованных людей уговаривание действует, хотя если это повторяется, вызывает протест, как манипулятивное поведение.
Картинка к "Жаловаться — последнее дело!"
09 сент. 2015 г.
Зачем, под какую задачу нужно жаловаться?