Автор: А.Н. Леонтьев

Сдвиг мотива на цель (А.Н. Леонтьев)

Сдвиг мотива на цель – процесс, характеризующийся тем, что изначальный мотив изменяется в ходе выполнения действия. Такое происходит, например, тогда, когда деятельность, которая нам не нравится вначале, постепенно начинает наполняться особым (иным) смыслом и в результате мы хотим заниматься этой деятельностью.

Пример

Ученик готовится к экзамену. Изначально он читает книгу, потому что перед ним есть четкая цель (или даже необходимость): сдать экзамен. Предмет может и не нравиться ученику, но он внимательно читает данную книгу. Данное действие не имеет внутренней мотивации, оно направлено на нечто другое. Если этому ученику сказать, что экзамен отменяется, он сразу же перестанет читать неинтересный предмет. Но если по ходу чтения и подготовки ответов у ученика возник интерес к данному предмету, новость об отмене экзамена не остановит его. В этом случае как раз и произойдет сдвиг мотива на цель: то, что изначально не являлось привлекательным и было необходимо лишь в силу других обстоятельств, теперь приобретает собственную значимость, то есть становится самоценным для человека. Изначальный мотив сдачи экзамена сдвигается во втором случае на сам процесс чтения.

Пример 2

...Перед нами образ героя повести Гоголя «Шинель» Акакия Акакиевича Башмачкина. Служил он в некоем департаменте чиновником для переписывания казенных бумаг, и виделся ему в этом занятии целый разнообразный и притягательный мир. Окончив работу, Акакий Акакиевич тотчас шел домой. Наскоро пообедав, вынимал баночку с чернилами и принимался переписывать бумаги, которые он принес домой, если же таковых не случалось, он снимал копии нарочно, для себя, для собственного удовольствия. «Написавшись всласть, - повествует Гоголь, - он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то бог пошлет переписывать завтра».

Как произошло, как случилось, что переписывание казенных бумаг заняло центральное место в его личности, стало смыслом его жизни? Мы не знаем конкретных обстоятельств, но так или иначе обстоятельства эти привели к тому, что произошел сдвиг одного из главных мотивов на обычно совершенно безличные операции, которые в силу этого превратились в самостоятельную деятельность, в этом качестве они и выступили как характеризующие личность.


Примечание редакции

Каков механизм сдвига мотива на цель? Представляется, что самым вероятным механизмом является элементарное самоподкрепление на основе действия сочетательных рефлексов, смотри Закон параллельного подкрепления. Если ученику становилось интересно во время чтения, если Акакий Акакиевич получал удовольствие от переписывания бумаг, то эти их действия получали естественное подкрепление и становились привлекательными, желанными, к этим действиям возникало уже внутреннее побуждение. Они становились мотивами.


Статьи по теме:
Деятельностный подход (С. Степанов)
Деятельностный подход (С. Степанов)

Суть деятельностного подхода - рассмотрение любого психического явления и процесса в его становлении...

0
Теория деятельности. Деятельностный подход в психологии
Теория деятельности. Деятельностный подход в психологии

Принцип единства сознания и деятельности фиксирует тот факт, что сознание (или шире – психическое) н...

0
Внутренняя и внешняя мотивация
Внутренняя и внешняя мотивация

Внешняя мотивация — побуждение или принуждение что-то делать внешними для человека обстоятельствами...

0
Мотив, цель и потребность
Мотив, цель и потребность

Наиболее простое определение мотива (мотива реакции) в рамках теории деятельности: "Мотив — это опре...

0
Управление мотивацией
Управление мотивацией

0
Формирование личности по А.Н. Леонтьеву
Формирование личности по А.Н. Леонтьеву

Ситуация развития человеческого индивида обнаруживает свои особенности уже на самых первых этапах. Г...

0
Формат и выработка привычки: закон параллельного подкрепления
Формат и выработка привычки: закон параллельного подкрепления

Как общее правило, привычка вырабатывается с помощью повторений с положительным подкреплением, и обы...

1
Категории: