Свободное воспитание и гуманистический подход

Течение свободного воспитания подготовило рождение гуманистического подхода, и в настоящее время именно гуманистический подход стал идейной основой свободного воспитания. Однако не все разновидности свободного воспитания укладываются в рамки гуманистического подхода.

Гуманистический подход в психологии и педагогике исходит из следующих посылок:

  1. В каждом ребенке есть позитивное ядро, которому надо только помочь развиться.
  2. Идеал развития - гармонически развитая личность (личность с равномерным развитием всех сторон)
  3. Ребенок рождается изначально свободным. Свобода нам дана, ею владеет каждый ребенок.
  4. Изначальная свобода ребенка - абсолютная самоценность, которая не может быть променена на другие, внешние, социальные ценности окружающих.
  5. Ребенка нельзя воспитывать в рамках определённого мировозрения. (Смотри Толстой о воспитании)
  6. В воспитании не могут применяться давление, принуждение и манипуляции, превращающие ребенка в послушную марионетку в руках воспитателя.

Если это так, то можно констатировать, что педагогическая концепция Ж.-Ж. Руссо, основоположника свободного воспитания, не вполне может быть отнесена к гуманистическому подходу, поскольку предполагает и открыто пропагандирует скрытые, манипулятивные методы влияния воспитателя на воспитанника (см.). Можно заметить, что мягкие формы манипулятивных влияний используют и другие психологи и педагоги, относящие себя как к лагерю свободного воспитания, так и к гуманистическому подходу (А. Нилл, Карл Роджерс).

Статьи по теме:
Гуманистический подход
Гуманистический подход

Если вы когда-либо видели, как любящая мама относится к своему ребенку, вы знаете, что такое гуманис...

1
Теория и практика свободного воспитания
Теория и практика свободного воспитания

Сторонники идей свободного воспитания верят, что дети рождаются свободными существами, и главная зад...

5
Свободное воспитание по Руссо - сплошные манипуляции
Свободное воспитание по Руссо - сплошные манипуляции

Руссо не хочет воспитать дикаря, не умеющего писать и читать, не знающего наук и реме­сел. Искусство...

0
Категории: