Свободное воспитание и принуждение

Сторонники свободное воспитание идейно выступают против любого принуждения, а поэтому - и против воспитания, содержащего элементы принуждения.

Лев Николаевич Толстой, как убежденный сторонник свободного воспитания, писал об этом так: "Bocпитание есть насильственное, принудительное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим. Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам неплодотворно, незаконно и невозможно. Права воспитывать не существует. Допустимо и законно только образование, как свободное общение людей, имеющее своим основанием потребность оного, приобретение сведения, а другого (человека) сообщать уже приобретенное им. Позвольте детям знать в чем их благо, позвольте поэтому им самим воспитывать себя и идти путём, который они сами себе выберут. Учитель не должен иметь никакой власти над учениками, отношения между ними должны быть отношениями равенства. Школа должна только представлять ученикам возможность получать знания, ученики должны иметь право выбирать то, что им нужно, что представляет для них интерес по их собственным понятиям". См.

Сторонники свободного воспитания исходят из того, что ребенок рождается изначально свободным, а принуждение в процессе воспитания этой свободы его лишает. Кажется, однако, что такой взгляд - скорее заблуждение, и даже два заблуждения. Первое: ребенок рождается не свободным, а существом зависимым, зависимым как от внешних влияний, так и от своей внутренней природы. Второе: принуждение в процессе воспитания ребенка свободы не лишает, а как раз к свободе ведет. См.

Какие бы ни происходили споры, умные представители этого направления все-таки понимают, что всерьез выступать против любого принуждения в деле воспитания - просто нереалистично, и хотя бы один вид принуждающего воспитания допускают все: это воспитание, заботящееся о сохранении жизни и здоровья ребенка и тех, кто с ним рядом. См.

На практике, представители свободного воспитания больше заботятся не о том, чтобы принуждения не было, а о том, чтобы дети принуждения не чувствовали. Действительно, когда детей принуждает не воспитатель, а обстоятельства, то принуждения как бы и нет. Даже если эти обстоятельства умело организовал сам воспитатель... См.

Статьи по теме:
Аутогенная тренировка, аутотренинг
Аутогенная тренировка, аутотренинг

Аутогенная тренировка (аутотренинг, АТ) - распространенный метод саморегуляции психических состояний...

14
Как стать хорошим психологом
Как стать хорошим психологом

Профессия психолога в чем-то сродни профессии актера: лучшим актерам завидуют все, а большинство акт...

31
Как выйти замуж счастливо
Как выйти замуж счастливо

Выйти замуж - не напасть, как бы замужем не пропасть! Это две совсем разные задачи: одно дело - выйт...

40
Категории: