Вербальное общение

01 января 2012 г. в 10:19

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Вербальное общение — общение словами, речью, процесс обмена информацией и эмоционального взаимодействия между людьми или группами при помощи речевых средств. Вербальное общение, в котором главное передается речью, отличают от невербального общения, где влияние происходит через интонации и изменение выражения лица, через жестикуляцию, изменение позы, дистанции в общении и других неречевых средств.

Распространено мнение, что вербальное общение сильно уступает по значимости невербальному, что основной массив информации между людьми передается через интонации, выражение лица, позы и жесты, — но это не вполне так. Это в достаточно мере справедливо для межличностного и аффилиативного общения, когда люди знакомятся и ссорятся, когда делятся своими чувствами и выражают их, когда в общении развлекаются, когда устраивают в общении треп. А вот в деловом общении ситуация меняется, и если распоряжение руководителя — это в первую очередь содержание, а не интонации, это то ЧТО сказано, а не КАК.

Важнейшее требование к вербальному общению — это ясность содержания, изложение мысли таким образом, чтобы вас могли понять. Надо признать, что это не всегда просто: мало кто умеет излагать свои мысли четко и ясно, сразу формулируя главное, что он (или она) хочет сказать. А в это же время, когда один человек говорит неясно, другой (обычным образом) слушает его невнимательно, отвлекаясь, думая о своем или понимая его сквозь призму своих эмоций и предубеждений...

В такой ситуации иногда приходится просто удивляться, что люди еще хоть как-то понимают друг друга.

Чему стоит учиться, чтобы наше вербальное общение было более качественным?

Просто перечислим эти умения, навыки и техники, которые так радуют нас в умелых коммуникаторах:

  • Умение говорить тезисами, четко формулируя основную мысль; искусство говорить ярко и убедительно.
  • Умение внимательно слушать, поддерживая собеседника и слыша то, что он говорит, не отвлекаясь на свое. Хороший критерий — способность дословно повторить то, что только что собеседник сказал. У вас это получается?
  • Умение слышать, умение понимать сказанное. Иногда собеседник говорит путано, начиная с конца, сбоку и отвлекаясь на лишнее и пропуская важное, и понять его сложно. В этой ситуации приходится большую часть интеллектуальной работы проделывать за него, наводить порядок в том, что он говорит, искать главное и помогать собеседнику понять его собственные мысли.
  • Отличное умение — внутренний переводчик, способность переводить слова собеседника в нужную нам сторону. Чаще всего помогает позитивный переводчик, умение понимать лучшие намерения собеседника.
  • А еще мы любим интересных собеседников, и когда-то нам важно самим быть интересным. Как этому научиться?
  • Вербальное общение
  • Автор Н.И. Козлов
  • Общение и влияние

Комментарии (11):

Таисия, 28 февраля 2015 г. в 16:54
Статья супер!
1 ответ
Н.И. Козлов, 28 февраля 2015 г. в 23:30
Всем, кому нравится статья, просьба - ставьте лайки!
Neo, 06 марта 2015 г. в 19:12
Простите, а разве передача информации (эмоциональной) глазами, мимикой относится к вербальному общению? Вербальное общение - это передача информации с помощью речи и ее характеристики, а невербальное общение - передача жестами, мимикой( в том числе и глазами). Если так, то в первом абзаце ошибка.
2 ответа
Н.И. Козлов, 06 марта 2015 г. в 19:35
Нео, просьба: посмотрите еще раз... Действительно ли в первом абзаце ошибка или просто не очень удачная формулировка, когда смысл может быть перепутан?
Гость, 03 января 2020 г. в 16:27

Читай внимательней, все там правильно написано.

Юлия, 14 октября 2015 г. в 22:04
Извините, но там действительно ошибка. Как выше было сказано, вербальное общение - это все что связано с речью и интонацией, а невербальное - мимика, эмоции, жесты. Пожалуйста, исправьте, а то люди, которые не знают об этом могут использовать эту информацию. "Вербальное общение – общение словами, речью, процесс обмена информацией между людьми или группами при помощи речевых средств. Невербальное общение отличают от вербального общения, в котором главное передается не речью, интонациями, а взглядом, выражением лица и другими средствами выражения отношений и эмоций." Вот так, будет более правильно.
2 ответа
Н.И. Козлов, 14 октября 2015 г. в 22:22
Еще раз переписали. Теперь хорошо?
Гость, 24 августа 2017 г. в 17:50

Привет, красавица! То что может отображать вербальное общение с людьми, не говорит от том, что надо быть СТЕРВОЙ!

1 ответ
Гость, 14 октября 2019 г. в 16:24

Неадекватом быть тоже мало приятно в процессе общения.

Гость, 11 августа 2018 г. в 11:10

Цель вербального общения всегда - воздействовать на собеседника (собеседников).

1 ответ
Гость, 28 апреля 2019 г. в 23:57

А цель невербального? Когда люди кричат, доказывая свою правоту, визжат, брызгают слюной, тоже ведь стараются доказать свою правоту? Или не так?

Материалы по теме:

Картинка к "Переписка с горничной, как пример искажения фактов в коммуникации"
01 окт. 2022 г.
«…приведу восхитительный пример прохождения информации в иерархических структурах, оказавшийся в моем распоряжении благодаря электронной почте. Это - имевшая место переписка между персоналом одного лондонского отеля и постояльцем.
1Подробнее →
Картинка к "Умение слушать"
01 янв. 2010 г.
Умение слышать именно собеседника, а не свои разные соображения по поводу сказанного им, и умение слушать так, чтобы ваш собеседник хотел вам рассказывать, говорил открыто и с удовольствием. 
Картинка к "Умение слышать"
01 окт. 2022 г.
Есть мнение, что мы слышим половину сказанного, слушаем половину услышанного и понимаем половину того, что слушали.
Картинка к "Вербальное мышление"
01 окт. 2022 г.
Для меня мышление - это прежде всего модель представления и многочисленные модельные "виртуальные вычисления" (типа: а что было бы если бы? А если я сделаю так, то что будет? А если эдак? А если я скажу то-то и то-то? и т.д. и т.п.). Там всё: и визуал, и аудиал, и тактил...
Картинка к "Вербальный"
01 окт. 2022 г.
Вербальный (от лат. verbalis - cловесный (дословно - глагольный)) - термин, обозначающий способ передачи информации в устной, словесной форме. В педагогике используются понятия "вербальная форма обучения" и "вербализм в обучении". Под вербализмом традиционно понимается преобладание в преподавании словесных догматических форм, что ведёт к недооценке наглядных методов обучения.