Внутренняя валидность психологического исследования

Внутренняя валидность (англ. internal validity) — вид валидности, степень влияния независимой переменной на зависимую переменную. Внутренняя валидность тем выше, чем больше вероятность того, что изменение зависимой переменной вызвано изменением именно независимой переменной (а не чего-либо ещё). Данное понятие можно рассматривать как междисциплинарное: оно широко применяется в экспериментальной психологии, а также в других сферах науки. Исследование, обладающее внутренней валидностью, дает основания утверждать: результаты, полученные измерением зависимой переменой, непосредственно связаны с независимой переменной, а не с каким-нибудь другим неконтролируемым фактором.

Теоретически такое возможно, а практически, особенно в психологии - нет. Похоже, что психологические исследования требованию внутренней валидности соответствовать не могут. Например, невозможно изучить какой-то психический процесс отдельно от психики в целом. При любом психологическом эксперименте учёный может лишь максимально (но не абсолютно) удалить или минимизировать разнообразные факторы, угрожающие внутренней валидности.

Какие факторы чаще других снижают внутреннюю валидность при проведении психологических экспериментов?

В первую очередь это изменение во времени (зависимость субъектов и окружающей среды от времени суток, времён года, изменений в самом человеке — старение, усталость и рассеивание внимания при длительных исследованиях, изменение мотивированности испытуемых и экспериментатора и т. д., сюда же естественное развитие живых существ.

Сюда же относят ряд типовых эффектов:

  • Эффект последовательности - влияние одного из условий эксперимента на следующее за ним. Например, это послевкусие при дегустации; обучение испытуемого в ходе эксперимента; адаптация испытуемого к условиям эксперимента и др.
  • Эффект Розенталя (эффект Пигмалиона) - ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества. В опытах по проверке паранормальных явлений, как правило, положительные результаты получают сторонники парапсихологии, а отрицательные — противники.
  • Эффект Хоторна - условия, в которых новизна, интерес к эксперименту или повышенное внимание к данному вопросу приводят к искажённому, зачастую слишком благоприятному результату. Участники эксперимента действуют иначе, более усердно, чем обычно, только благодаря осознанию того, что они причастны к эксперименту.
  • Эффект плацебо - действия внушения: под влиянием внушения человек будет верить в силу таблетки, хотя таблетка не содержит ничего...
  • Эффект аудитории (эффект Зайонца, эффект фасилитации) — влияние постороннего присутствия на поведение человека. Примеры этого эффекта: мужчина пытается показать себя в лучшем свете перед женщиной (и наоборот); в присутствии посторонних человек может переживать сильные эмоции, волноваться, смущаться и т. д.; поведение и мысли человека наедине с собой и в компании зачастую разительно отличаются...
  • Эффект первого впечатления - влияние мнения о человеке, которое сформировалось у субъекта в первые минуты при первой встрече, на дальнейшую оценку деятельности и личности этого человека.
  • Эффект Барнума - люди склонны принимать на свой счет общие, расплывчатые, банальные утверждения, если ему говорят, что они получены в результате изучения каких-то непонятных ему факторов.
  • Сопутствующее смешение - на зависимую переменную обычно влияют различные нерелевантные стимулы, от которых принципиально невозможно избавиться. Например, при исследовании влияния на поведение животных различных участков головного мозга сам факт перенесения операции по удалению соответствующего участка может изменить поведение подопытного животного.

На внутреннюю валидность влияют и факторы выборки, в том числе:

  • Неправильная селекция (неэквивалентность групп по составу, вызывающая систематическую ошибку в результатах)
  • Статистическая регрессия
  • Экспериментальный отсев (неравномерное выбывание испытуемых из сравниваемых групп, приводящее к неэквивалентности групп по составу)
  • Естественное развитие (общее свойство живых существ к изменению; ср. онтогенез) и др.

Допустим, мы хотим проверить лекарство, от которого люди будут становиться выше. Допустим, для своих исследований мы отбираем в качестве испытуемых 13-летних подростков, измеряем их рост, и даём им лекарство. Два года спустя мы возвращаемся к теперь уже 15-летним детям и фиксируем их текущий рост. Несомненно то, что они стали выше, но без сомнения и то, что мы не можем сделать из этого вывод, что эффект роста был вызван лекарством, так как мы не учли в своём теоретическом эксперименте естественных процессов взросления. Здесь внутренняя валидность нарушена следующим образом: мы не учли побочного для нашего исследования влияния других (в данном случае — очевидных) факторов, тогда как надо было их учитывать.

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы