Жаворонки и Совы

Фильм "Меч в камне"

Сова утром обычно ворчит, потому что - не выспалась.

Фильм "Тот самый Мюнхгаузен"

Барон Мюнхгаузен встает рано, как жаворонок. Доброе утро!

Какое мое любимое упражнение на Дистанции, или Как я из Совы превратилась в Жаворонка. Олеся Петрова.

Совы и жаворонки - распространенное деление типов людей на бодрствующих утром и днем (жаворонок) и вечером и ночью (сова).

"Жаворонок" - человек, который склонен просыпаться рано утром и отходить ко сну, как правило, до полуночи. Именно утром, с раннего подъема до полудня, у жаворонков лучшего всего работает голова, больше всего бодрости и энергии. Наряду с «жаворонками» существуют "совы" - люди, которые предпочитают просыпаться ближе к середине дня (или позже) и засыпать, как правило, после полуночи.

Нередко упоминают третью разновидность людей: голубей. Голуби встают чуть позже жаворонков, весь день очень активно трудятся, ложатся спать около 23 часов.

Совы делятся на нарождающихся и оформившихся. Нарождающаяся сова может ложиться спать и вставать вместе со всеми, в том числе и в режиме жаворонка, но утром она еще как бы не проснулась, голова еще не свежая, и разгуливается только после обеда, лучше всего к вечеру. Оформившаяся сова - человек, привыкший засыпать после полуночи и спать по возможности все утро.

Большинство людей - жаворонки, однако если человеку приходится устраиваться на ночную работу, в течение нескольких месяцев его организм перестраивается на режим совы. Аналогично и в обратную сторону - даже если человек родился совой и всю жизнь жил, как сова, при необходимости он всегда может приучить свой организм к режиму жаворонка.

Большинство специалистов считает, что жаворонок ведет более здоровый образ жизни. Это образ жизни - более природный, более естественный для человека. На протяжении всей эволюции человека, в течение почти 7 млн. лет природа приспосабливала человека к дневной жизни: ночью человеку было незачем проявлять активность, это могло окончиться для него печально: ночные хищники или лихие люди, поджидающие припозднившегося путника, быстро прогоняли любые мысли о ночной прогулке. Человек всегда был, есть и остается дневным существом.

В Африке, где нет электричества, «сов» - нет. Когда становится темно, там совсем темно, а ночные хищники бродят. Вот все и спят. А просыпаются - с солнышком. Так же было и у всех народов, пока не было электричества: все были «жаворонками». «Совы» появились только тогда, когда появилось вечернее освещение и возможность вечером поколобродить.

Ночью надо спать. Если ночью человек не спит, у него не вырабатывается ночной гормон мелатонин. Последствия? В Гарвардской школе общественного здравоохранения ученые установили, что это приводит к раку молочной железы и простаты​.

Эти данные были доказаны исследованиями, в которых приняли участие более 1000 жителей Исландии. На протяжении семи лет за нарушениями их сна ними наблюдали ученые. У 111 человек был найден рак простаты, у женщин - высокий процент заболеваний молочных желез. Виной всему дефицит ночного гормона мелатонина.

Откуда же берутся «совы»? - Здесь много разных причин.

Иногда это биологическое устройство человека. Природа всегда рядом с "нормой" запускает как бы "на пробу" нечто отклоняющееся от нормы, и, поскольку жизнь меняется, иногда это оказывается оправданным. Такой ребенок - сова уже с первых месяцев жизни, днем крепко спит, к ночи просыпается...

Таких сов, биологических по своей природе, крайне мало, по прикидкам специалистов это 2-3 человека на тысячу. Чаще совами становятся (привыкают к ночному образу жизни) вполне бодрые, увлеченные делами и жизнью (чаще молодые) люди, которым не хватает дня все сделать, со всеми встретиться, все увидеть и все попробовать... Не успевая это днем, они продолжают это вечером и позже, а когда это компания таких же увлеченных, как и они, где один подзаряжает другого, то вообще не до сна. Ложатся раз за разом поздно, утром их никто не будит, вот потихоньку организм и перестраивается. Однако у самых живых и энергичных проблем больших здесь нет: им хватает энергии до ночи буянить, и вдруг когда-то рано утром вскочить: они уже бодрые, просыпаются быстро.

Хуже, когда молодой человек или девушка не может себя вечером уложить: вокруг столько соблазнов - как раз пошли звонки, в интернете самая переписка ВКонтакте, а по телеку начался интересный фильм, - и даже когда знает, что завтра нужно рано вставать, думать об этом не хочется, звучит внутреннее "авось", и почему я лег (легла) уже после трех ночи - сам не понимаю... Если называть вещи своими именами, это лень и неорганизованность, но факт один - постепенно это становится образом жизни, организм к этому как может привыкает, и скоро уже вечером трудно заснуть, а утром как обычно трудно проснуться... Образуется сдвижка на попозже: попозже лечь, попозже встать. Маленькая сдвижка скоро переходит в привычку, скоро и ее становится трудно придерживаться, снова никак себя не уложим и не поднимем, и человек становится совой. Такого поднять утром трудно: человек не выспался, голова плохо соображает, а к вечеру снова разгуливается, но теперь уже быстро заснуть не получается. Так образуется порочный круг, который поддерживает привычку человека быть Совой.

Такие молодые люди и девушки зря кивают на генетику, генетика здесь чаще всего ни при чем: такая нарождающаяся "сова" - обычно неумеющий себя организовать жаворонок. А оформившаяся "сова" - это жаворонок, у которого уже выработалась психологическая зависимость от ночного образа жизни.

Раньше людей, склонных вечером поколобродить, а утром поспать - немного, называли просто неорганизованными, сегодня их политкорректно называют Совами. Иногда в их число попадают не вполне здоровые люди. В частности, ученые нашли ген, который вызывает психическую болезнь и провоцирует нарушение ритма сна. При этом заболевании действительно сбиваются биоритмы дня и ночи, однако утешает то, что это психическое заболевание встречается крайне редко. Другое известное заболевание - DSPD, у людей с этим заболеванием действительно расстройство сна, они им страдают и обращаются к врачам за помощью и излечением. Впрочем, и таких больных исчезающе мало: 0,15%, то есть 3 больных человека на 2000 здоровых людей. Все остальные, косящие под таких Сов, весело вспоминают анекдот: "Доктор, мне каждую ночь снятся эротические сны! - А давно вы этим страдаете? - А кто вам сказал, что я этим страдаю? Я этим наслаждаюсь!"

Исследования показывают, что среди сов - много творческих людей: те, кто привыкли ломать любые стереотипы, легко готовы ломать и традицию "ночью спим". Однако те же исследования показывают, что среди успешных, богатых и состоявшихся больше жаворонков: видимо, нужно знать, какие стереотипы ломать имеет смысл, а какие не стоит.

Бывает, к нам приходят письма: "С детства я сова. Абсолютно непереучиваемая, не взирая на тысячи советов. Все детство я страдала, когда меня укладывали спать в 21-22:00 и смотрела в потолок, придумывала сказки еще очень-очень долго. Я быстро просекла как притворяться спящей. Так и жила. И так же мучаюсь во взрослой жизни. Моему непрерывному трудовому стажу уже 2 года. Два года без нормального сна, 5 дней мучений и 2 дня почти полной спячки". По такому письму, со стороны, ничего сказать нельзя. Тут нужно послушать интонацию: ставит ли человек себе задачу изменить свой образ жизни на более здоровый или отстаивает свое право жить так, как хочется? Если человек с детства настаивает "я сова" и готов за это страдать, он докажет себе, что он сова непереучиваемая. Люди - талантливы. С другой стороны, есть опыт и гораздо более позитивный. Все те, кто встает на Дистанцию, берут себе упражнение "Ложимся вовремя!" и начинают следить за тем, чтобы ложиться всегда "сегодня", то есть до 24.00. Через это упражнение прошли уже многие сотни людей, и пока не было ни одного, кто бы с ним не справился. Все, кто ставил себе такую задачу хотя бы из интереса, вдруг обнаруживали, что утром можно быть выспавшимся, что утро - прекрасное и бодрое время.

Другое рассуждение звучит так: «Сколько живу – столько я сова, и на моем здоровье это совсем не сказалось». Скажите спасибо своим родителям: если они подарили вам крепкое здоровье, ваш образ жизни действительно может сказаться не сразу. Или вы не сразу заметите проблемы. А вот на здоровье ваших детей ваш «совиный» образ жизни, к сожалению, скажется быстрее. Дети быстро приучаются к стилю жизни родителей и в результате рано становятся совами. Чем чревато отсутствие здорового сна у детей, думаем, известно всем. Сломал биоритмы себе – поломал здоровье детям. Вас это устраивает?

В любом случае надо знать, что лучший сон - до 12, в этот период организм отдыхает наилучшим образом. Ложиться спать нужно сегодня, а не завтра… Совсем крайний срок - полтретьего, иначе завтра будете ходить как стеклянный, и даже любимые люди не будут вызывать никаких эмоций. Итого: мы чтим правильный сон.

Современный мир живёт в режиме бодрствования «жаворонков» - это факт. Обилие рецептов из серии «как стать жаворонком» и полное отсутствие советов на тему «как из жаворонка стать совой», лишь подтверждает тезис, что мир заточен под «жаворонков». Человеку, который активно ставит перед собой цели и стремится к их скорейшему достижению, полезно выработать привычку рано вставать. Новая привычка формируется не сразу, однако воевать с собой не нужно. Лучше понемногу, методично и постепенно приучать себя к новому распорядку дня:

  • Придумайте для себя планку вечера и утра.

Сделайте это уже сейчас. Определите время, до которого вы должны лечь спать. Будьте реалистичны: если вы привыкли ложиться в час – сегодня ложитесь в половину первого и вставайте на полчасика раньше обычного. Выработайте эту привычку к такому режиму, а через неделю снова чуть сдвиньте планку.Если сразу не получается заснуть – ничего страшного, организм начинает отдыхать уже просто будучи в постели. Расслабляйтесь, занимайтесь аутотренингом, лежите с закрытыми глазами. Сон обязательно придет. См.

  • Организуйте себе бодрое утро.

Включите свет и веселую музыку, сделайте зарядку – любую приятную физическую активность: йога, танцы, аэробика – то, что нравится лично вам. После – примите приятно контрастный душ, особо смелые – облейтесь холодной водой. Приучите себя вставать по первому звону будильника, а, проснувшись, улыбнитесь и поздоровайтесь с собой, утром и окружающими. Как утро встретишь, так день и проведешь: встречайте его с радостью! См.

  • Готовьте утро с вечера.

Чтобы легко проснуться утром, нужно подготовиться вечером. Заранее составьте список дел на завтра и определитесь, во сколько встанете. Перед самым сном, уже лежа в постели, представьте себе утро в деталях: представьте, как вы просыпаетесь, как вы встаете и умываетесь, как бодро разминаетесь и легко собираетесь на работу. И улыбнитесь завтрашнему дню. См.


​​​​​​​​​​​​​​

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Сизых Д.С. 20 сентября 2013 13:53:19

Не согласен. Я тоже считаю себя "совой", мне легко ночью, во всех смыслах. Днем тоже не тяжело, если выспался до полудня. Чем я болен? Что у меня нарушено? Помнится, левшей тоже долго "переучивали", а что сейчас? С уважением Сизых Д.С.

Гость 25 ноября 2013 04:53:31

Не могу согласиться. Факты есть факты: кто-то активнее работает днём, кто-то вечером. Шедевры создаются ночами. А «переученные совы» – группы риска. И насчёт того, что «сов нет» – есть ли здесь статистика?

Гость 12 декабря 2013 13:35:25

Во-первых: если у родителей сов и дети совы, то почему же я не могу сказать, что я сова от рождения? Во-вторых: по статистике совы умнее жаворонков. В-третьих: в статье совы так описаны, будто они отбросы общества, хотя это не так.

Гость 20 декабря 2013 12:02:56

Как Сова, я с этой статьей не согласна.

Андрей 14 ноября 2015 15:39:09

Выглядит это так: "Как представитель Корана, я не согласен с тем, что написанно в Библии" ;)

Гость 23 января 2014 14:21:43

Я "Сова" с самого рождения. Изучаю этот факт на себе, заметила, что логическое мышление работает лучше после 12 ночи, решаю задачи удивительно быстро и могу обосновать и доказать теорию, в то время как такие же задачи не могу решить днем, хоть стреляй.

Гость 8 ноября 2014 10:54:44

Полностью согласен!!!

Андрей 14 ноября 2015 15:33:15

Дело в привычке ... если человек привык думать и решать задачи ночью - он так и будет делать. Если Ваш образ жизни никому не мешает, можете и продолжать - но не надо навязывать другим, что это норма. Особенно детям, которым по утрам в школу надо.

Гость 9 февраля 2014 18:40:43

Я не согласна со статьей, я не просто не согласна, я возмущена этой статьей, я сова и до сих пор лентяйкой меня никто не называл, а психозы развиваются из-за того, что людям навязывают чуждый образ жизни.

Гость 17 февраля 2014 05:43:11

На мой взгляд, ночное время - это еще и время побыть с самим собой, пока остальные спят.

Гость 6 октября 2014 22:56:34

Точно!

Гость 16 мая 2016 17:52:24

А у меня такое время рано утром, все еще спят, а я предоставлена сама себе, очень люблю это время.

Гость 26 февраля 2014 00:02:41

Сейчас действительно много соблазнов, а потому количество "сов" будет только расти. Это искусственный "совизм". Я могу быть и "жаворонком" и "совой". Но все-таки предпочитаю ночью спать.

Гость 22 января 2015 03:15:51

Так это Вы "голубь"!

Гость 12 марта 2014 17:48:22

Не думаю, что в статье сове называюте "отбросами общества". Просто статья острая, чтобы был повод задуматься. Я тоже сова "от рождения" - без четкого режима дня я быстро скатываюсь в "совизм". Но он мне не нравится. Менее продуктивен. Заметила, чем раньше встаю, тем больше дел переделать успеваю и вечером чувствую себя более удовлетворенной и лучше сплю. Поэтому считаю, что режим дня жаворонков - самый здоровый - просыпаться и засыпать вместе с солнцем, хорошо и естественно.

Гость 26 марта 2014 13:09:37

Восход: 07:37, заход: 20:14 - 26 марта. Зимой вообще в спячку уйти) особенно людям за полярным кругом круто! А летом совсем не спать.

Гость 5 апреля 2014 06:28:13

Всем привет! Я не врач, но могу рассказать про свой опыт. Я работал по различным плавающим графикам и хочу сказать, что для организма нужно постоянство. Когда на работу то к 7 утра, то к 16 дня - это плохо (бессонница, невралгия и т.д. и т.п.). Мой вывод такой: главное, постоянный график: 5/2, 2/2, 2/2 (ночные), 3/3 - неважно! То что тут написано, что нужно перестраиваться, что сова - это очень плохо, не соглашусь. Если твоя работа никак не связана с социумом (который пока что еще в большинстве своем живет в режиме жаворонка, если нет семьи), тебе по сути все равно, ночью работаешь или днем, и соответственно спишь. В наше время и магазины есть 24 часа, проблем нет. Также слышал, что многие ученые и люди творческих профессий работают именно ночью, так как никто не мешает (близкие спят к примеру, сосед за стенкой не делает ремонт ну и т.д. и т.п.), и можно максимально уйти от реального мира, уйти в музыку, в науку или еще во что-то подобное.

Гость 5 апреля 2014 17:49:19

Пример с африканцами, конечно, сильный аргумет. Но как тогда люди рядом с полярным кругом живут? Спят сутки зимой и круглосуточно бодрствуют ночью? Чукчи и алеуты какие-нибудь. Да и у нас, в России, зимой световой день чуть ли не пять часов может длиться. Электричество тут не при чём, первое освещение появилось, когда человек только начал расселяться в северные регионы. Африканцам просто нет необходимости активизироваться в темноте или спать при свете дня (летом в пять часов уже светло, мало кто из жаворонков встаёт в это время), вот их биологические часы и настроены на такой ритм. А нам и так и так в темноте работать, вне зависимости от световых суток, вот часы и перенастраиваются. И говорить, что-де жаворонки живут по "естественным" часам, а совы по "сбитым", потому что человек-де животное дневное -как минимум не объективно...

Гость 18 июля 2014 02:01:59

Тут сказано, что генетика тут ни при чем, что это неумеющий себя организовать жаворонок. Оформившаяся "сова" - это жаворонок, у которого уже выработалась психологическая зависимость от ночного образа жизни. Неправда, я даже когда совсем маленькая была, меня было не уложить вечером и утром не поднять, до сих пор мучаюсь!

Гость 2 августа 2014 14:53:59

Я успешная сова, совершенно не согласна с автором статьи, статья автора безграмотная, не основанная на научных исследованиях. Прочтите мнение доктора наук-профессионального психолога тут: http://ill.ru/news.art.shtml?c_article=1065 , приведены данные исследования на нескольких тысячах человек, доказательства обнаружения гена, отвечающего за длительность фазы сна (японские исследователи) . Совы гораздо успешнее, богаче и мудрее, чем другие хронотипы. Совы, не ломайте себя, просите гибкий график работы, жизнь станет веселей и продуктивней!

Гость 20 сентября 2014 00:56:46

Странная классификация: жаворонки ложатся спать до полуночи!? По-моему те, кто ложится спать позже 10 и просыпается позже 6, уже конкретные совы!

Гость 5 октября 2014 00:11:57

Очень интересная статья. Однако критерии жаворонка и совы везде как-то размыто обозначены. А что делать человеку, который не может ложиться, пока на улице не стемнело совсем (например летом на Урале темнеет около половины первого - часа ночи) и не может встать, пока не рассвело? проблема в данном случае не в конкретном времени отхода ко сну или пробуждения, а здесь зависимость все-таки больше биологическая. Ну вот не могу я просыпаться пока на улице темно, при чем даже если лягу спать в 10 вечера, то зимой к примеру не смогу встать в 7 утра, потому что темно (хотя по всем параметрам уже должна была выспаться). И электрический свет не спасает, от него только еще больше хочется погрузиться в сон. Какой же это тип - жаворонок или сова?

Гость 1 ноября 2014 01:58:35

Значит вы и есть жаворонок. Если бы были совой, то с утра вы бы ничего не смогли быстренько сделать, как не старались бы. Весь организм бы противился всему, чтобы что-то сделать. А то, что скатываетесь без режима в "совизм", то это просто от лентяйства и неорганизованности, а не от того, что вы якобы сова. Мое мнение, что есть три хронотипа людей. И в Африке есть и совы и жаворонки, и за полярном кругом. Человеческий организм пластичен, и приспосабливается к любым условиям.

Гость 1 ноября 2014 02:07:47

Проверить себя можно просто: когда у вас наибольший прилив сил, концентрация внимания, и т.п. Если вас не тревожить и ничем не отвлекать, когда ваш организм хочет спать, и когда он проснется, если вас не будить, т.е., чтобы вы не были зависимы от внешних причин в режиме сна. Если в условиях, когда вам ничего не мешает и не надо рано вставать, т.е. вы можете спать сколько угодно долго, и ложиться когда угодно, то во сколько ваш организм захочет спать и во сколько он проснется?

Владимир Федоров 1 ноября 2014 03:54:02

Отличный метод, только он показывает не твой биологический тип, Сова ты или Жаворонок, а твои текущие привычки. Как ты себя приучил, так и будешь засыпать и просыпаться.

Гость 25 января 2015 13:49:45

Мне не хватает в статье научной аргументации.

Диана 25 февраля 2015 12:19:44

Я сова с рождения, и все попытки перестроиться на жаворонка просто приводили к нервным срывам и болезням. Сейчас, к счастью, у меня работа во второй половине дня - совсем другая жизнь. Я активна, весела, бодра, даже если есть недосыпание, из-за сдвига во сне оно не ощущается.

Василий 25 февраля 2015 18:16:33

Та же ситуация. Бывали такие моменты, когда ночью, пока никто не отвлекает - решал за полчаса инженерные задачи, которые до этого неделю не мог решить. Я с детства сова, но ближе к 30 годам, около 4 лет вставал в 5,30 утра, 2-х часовая тренировка с пробежкой на улице, и на работу. Ложился в 24 - и все получалось!

Сова 5 марта 2015 17:26:39

Да, по ночам в Африке все спят, потому что хищники бродят. Все-то спят, но один сидит, прислушивается и от хищников сторожит и костерок поддерживает. А то сожрали бы хищники все племя! Так что мы, совы, природой оправданное меньшинство, выделенное в необходимое.

Жизнь Прекрасна 4 мая 2015 13:22:40

Мое знакомство с Психологосом началось именно с этой статьи. Два года назад я набрала в поиске: совы и жаворонки. Искала подтверждения, что Совы - птицы особые, и переделывать свой режим чревато последствиями... Попала на эту статью. Сейчас я Жаворонок, тогда была "непереучиваемой совой":) Все зависит от нас! Если я даже не могу режим свой перекроить на здоровый и естественный, что же я вообще тогда могу? Спасибо за статью!

Гость 3 июня 2015 23:57:07

Может быть, вы не были совой, а были голубем - промежуточный тип биоритма? Или у вас очень гибкий ритм?

Н.И. Козлов 4 июня 2015 12:03:28

Гость, а может быть и вы не совсем Сова, а где-то и Голубь? Вдруг и у вас гибкий ритм? Короче, может быть, все-таки стоит попробовать укладывать себя вовремя?

Андрей 14 ноября 2015 15:44:22

Молодец ... Ваш комментарий стоит почитать другим "непереучиваемым совам" ;)

Наталия 18 июня 2015 04:10:40

Статью писал явно жаворонок. Только они утверждают, что быть совами - отклонение от нормы. Категорически не согласна.

Таня 2 сентября 2015 03:36:31

Не согласна со статьей. Я с детства всегда была совой, хотя когда-то даже не знала, что это значит. В школе после летних каникул я могла месяца 3-4 засыпать в 3 часа ночи, и при этом просыпаться в 7 утра. Каждую ночь я минимум по 2, а иногда и по 4 часа просто лежала на кровати с выключенным светом. Тогда я называла это просто - бессонница. Не думаю, что это можно назвать ленью или прихотью, ведь я очень старалась уснуть. Сейчас я ложусь в 2-3 часа ночи в выходные и на каникулах, и не раньше 12 часов ночи (а в большинстве случаев хотя бы в час) во время учебы. И знаете, я намного быстрее засыпаю, бессонница исчезла, а я в любом случае сплю не меньше, чем если бы ложилась в 10 часов вечера. К чему я это веду? Я сова. Целиком и полностью. Как бы я не пыталась ложиться спать раньше 12, я не могу этого сделать. Утром я плохо воспринимаю информацию, не могу проснуться, зато ночью я довольно бодрая. Так что, люди, не сомневайтесь в том, что совы существуют!

Андрей 14 ноября 2015 15:24:28

Статистика - это мутная штука. Просто взяли сов и измерили средние показатели интеллекта - из этого выводы ученые не делали. Выводы делают журналисты. Статистика не отделяет причин от следствий. Контраргумент: просто более умные более склонны (либо им обстоятельства чаще позволяют) к засыпанию позже и/либо вставанию позже. От рождения это как? Тысячи лет наши гены не рождали сов, а тут вдруг начали рождать? Вы от рождения и говорить учитесь, и видите как взрослые, например, употребляют алкоголь - но это не означает, что это естественно и от рождения.

Андрей 14 ноября 2015 15:29:00

Алкоголик тоже скажет: "мне хорошо, когда я пью, все меня устраивает ... мне так легко. Чем я болен?" Все дело в том, что Вы можете мешать семье, например. По утрам не отвезете детей в садик, и т.п. Тысячи лет не было сов, а теперь вдруг появились ... это не может быть естественным, а значит все дело в привычках. Левши же, конечно немного создают проблем для производителей станков, например и т.п., но в целом эти проблемы решаемы.

Андрей 14 ноября 2015 15:31:49

Тысячи лет не было сов, а теперь вдруг появились ... это не может быть естественным, а значит все дело в привычках. Насчет шедевров ночами - не надо. Все официальные институты, в том числе и в области науки - работают с утра ... в США вообще не принято работать вне института и рабочего времени - и ничего, наука прет вперед, полно шедевральных оригинальных решений.

Андрей 14 ноября 2015 15:36:24

Что значит, согласна или нет? А кто может достоверно указать, где именно правда? Во всяком случае в статье есть железные логические аргументы: раньше совам не было места, т.к. просто приходилось спать. Да, сейчас сов много ... но и много курящих, например. Это не означает что надо принимать такой образ жизни за норму. Пока каждая сова искренне не попыталась перестроить себя на жаворонка в течении года - разговоры являются пустом трепом. Это похоже на некую религию, вы верите в свой биоритм, и считаете это нормой, но не более.

Людмила 24 ноября 2015 18:53:58

Автор прав: я тоже всегда считала себя "совой" от рождения, но сейчас спустя 9 месяцев после рождения дочери поняла что пора брать себя в руки. Это ненормально когда ребенок не хочет спать в 2 часа ночи, особенно если при этом не дает спать папе которому завтра вставать в 7 утра и идти зарабатывать деньги.

Darkkiss 10 декабря 2015 04:53:00

Интересная, логичная и вполне разумная статья, но... Если как утверждают авторы - быть жаворонком для человека полезно и естественно, почему тогда стать из жаворонка совой получается само по себе у большинства людей, а вот чтобы наоборот стать жаворонком из совы, требуются значительные волевые усилия? Ведь факт остаётся фактом, для того, чтобы лечь спать на несколько часов позже и встать на несколько часов позже, не требуется вообще ничего, никаких усилий, никаких специальных условий, никакой работы над собой. А вот чтобы наоборот заставить себя лечь спать раньше и встать раньше, приходиться себя заставлять, идти на всевозможные ухищрения как те, что перечислены в статье. Более того, практически все люди, у которых нет необходимости по социальным причинам вставать рано, люди творческих профессий, фрилансеры, практически все, кто имеет такую возможность, переходят на ночной образ жизни. Так что же тут получается - необходимость вести дневной образ жизни биологическая или все же социальная? Да, социальный мир, увы, пока заточен под жаворонков. Да, большинство людей, кроме редких счастливцев (тех кто может работать по свободному графику), вынуждены заставлять себя придерживаться общепринятого графика. Но ключевой вопрос остаётся в том - почему же человеку для того чтобы перейти на образ жизни совы - ложиться и вставать позже не требуется вообще никаких усилий, это получается легко, получается само-собой, а для того чтобы заставить себя ложиться и вставать раньше, нужны значительные волевые усилия и специальные условия?

Н.И. Козлов 10 декабря 2015 11:50:23

Боюсь, что здесь ничего неожиданного мы не обнаружим. Сутулиться проще, чем держать спину. Лениться проще, чем работать. Смотреть сериалы проще, чем не смотреть. Срывать свои эмоции на окружающих легче, чем не срывать. Но правильнее - держать спину, эффективно работать и проявлять сдержанность.

... 11 декабря 2015 02:27:00

Не всё так однозначно. Не скажу про сутулость, так как отродясь оной не было и судить о её причинах не могу, а вот что касается всего прочего не согласна. Лениться проще, чем работать, в том случае, если работа не интересна и не приносит удовольствия. Интересная и/или творческая работа наоборот увлекает так, что человеку приходится прилагать усилия, чтобы от неё отвлечься. Срывать эмоции на окружающих легче далеко не всем, многим наоборот приходится прикладывать значительные усилия, чтобы научиться проявлять их хоть как-то, даже тогда, когда это нужно. Сериалы тоже довольно многие ненавидят. А вот аргумент, что тысячи лет не было "сов", а тут вдруг появились, объясняется просто - тысячи лет у большинства людей просто не было такой возможности, просто потому, что тысячи лет большая часть людей была занята тяжёлым физическим трудом (причем и продолжительность жизни была значительно меньше), в основном аграрным, привязанным к светлому времени суток. Заниматься творчеством или интеллектуальной деятельностью могла лишь очень небольшая прослойка населения - аристократия и духовенство. С развитием технологий и улучшением уровня жизни количество людей, которые имеют возможность зарабатывать на жизнь интеллектуальным или творческим трудом, просто стало больше. А еще, далеко не все люди мечтают стать "богатыми, успешными и состоявшимися ". Все больше становится людей, которые хотят быть свободными, жить так как им нравиться, а не так как требует от них социум, в том числе заниматься тем, что нравится и приносит удовольствие - творчеством, путешествиями, изучением религии, философии и эзотерики, иметь возможность вставать и ложиться тогда, когда хочется, есть то, что хочется, выглядеть так, как хочется, общаться с тем, с кем хочется, думать и мечтать так, как хочется... И даже потребность заводить детей есть далеко не у всех (Тем более что в современном мире никакой рациональной и логичной необходимости их заводить нет - наоборот крайне сомнительная трата времени и денег). В жизни есть много чего интересного и кроме работы, воспитания детей и заботы о своем здоровье... А что касается эффективной работы - вот быть гендиректором фирмы, приезжать туда раз в пару месяцев подписать документы и забрать деньги, всё остальное время проводя за рыбалкой на личной яхте - это эффективная работа, найти и выполнить заказ на разработку сайта так, чтобы полученных денег хватило на то, чтобы следующие полгода не вспоминать о том, где взять денег- это эффективная работа, да даже сидя в офисе настроить рекламную компанию, или настроить оборудование так, чтобы потом большую часть дня можно было сидеть в соцсетях, смотреть фильмы и читать книжки и при этом получать зарплату - это тоже эффективная работа. А всё остальное - это очень хорошее и эффективное рабство. Раб таскал по 9 камней и получал за это плошку риса. Раб сутулился и от этого мог таскать только 8 камней, за что получал полплошки риса. Раб не сдерживал эмоции и проявлял агрессию к хозяину и за это получал плетей. Раб прошёл тренинг и научился не сутулиться, проявлять сдержанность, вести здоровый образ жизни и таскать по 14 камней и за это стал получать полторы плошки риса...

Сильвия 28 декабря 2015 17:50:08

Я считаю, что СОВЫ и ЖАВОРОНКИ - это только дело привычки.

Светлана 1 февраля 2016 09:17:19

Очень полезная статья, благодарю Автора, перечитываю. Очень трудно дисциплинировать себя, но нужно, иначе ненормальная жизнь: ночью бодра, днём мутная голова, работу из-за спанья по утрам потеряла.

Аркадий 9 января 2016 06:00:21

Это всего лишь социум. Уже сейчас есть рабочие места, на которых совы нужны. И вполне можно найти себе такое занятие. Само по себе социум формировал мнение, когда нужно спать, а когда нет. Почему-то в данной статье не указано, а почему жизненный цикл сползает именно в ночной ритм жизни, если тебя не ограничивает социум. А вот то, что людей со смещенным биоритмом заставлять переучиваться - это уже вредительство здоровью людей. НА себе замечено - когда встаю поздно и ложусь также - то мне достаточно 6-ти часов для отдыха, но если ложусь в десять, то и через 10-ть часов я буду как вы выразились - стеклянный. Не говоря о других факторах, типа падения иммунитета, раздражительности, не желание думать, и только к вечеру голова начинает работать. Обычно все эти исследования оправдывают только то, что выгодно власть держащим. Можно указать довольно много примеров из такого рода исследований, которые оправдывают то, что выгодно власти и олигархам. :)))

Анастасиа 13 февраля 2016 16:08:49

Вполне всё логично, только есть одно "но". То, что совы - это лень и отклонение от нормы - это реально выглядит как факт того, что левши - отклонение от нормы. Если мы говорим о том, что исторически сов не было (а кто сказал, что их не было - почитайте биографии великих писателей - среди них не так уж и много жаворонков), то с тем же успехом можно сказать, что автомобили - это неестественно, их раньше не было. Согласна с тем, что образ жизни жаворонка (особенно в южных странах, где рано светлеет и рано темнеет круглый год (прямо сделаю акцент на "круглый год" - это к вопросу о том, что человек - существо дневное) более здоров. Но тут тоже всё относительно: абсолютно здоровым может быть и сова, а жаворонок - абсолютно больным. И наконец, вот кто-то говорит, что можно себя переучить. Ок. Я себя переучивала на жаворонка. Жила в режиме жаворонка (т.е. прямо полноценном с вставанием в 6:30 утра по выходным, когда никуда с утра не надо) около полугода. И мне поначалу нравилось (ощущение прекрасного утра, ложиться спать рано, не засыпаешь за рабочим столом) - даже было комфортно и я себя практически не насиловала, за исключением одного "НО". Мозг у меня как начинал работать после обеда, так и оставался, голос - как просыпался в районе 14, так и просыпался. И наиболее активно мозг как работал вечером, так и работал. Т.е. как бы мне не было утром комфортно, с утра я по-прежнему, несмотря на кажущуюся ясность головы, могла делать только механическую работу, не требующую умственных усилий, а голос в полную силу по-прежнему звучал только далеко после полудня. А так как я - человек творческий, и отсутствие творчества для меня равносильно вакууму, невозможность полноценно использовать мозг и тот ресурс, который у меня есть, для самореализации, начала на меня психологически давить и влиять в итоге на здоровье в том числе. Природу не обманешь - и в итоге я выбрала компромиссный режим в силу необходимости. Можно сказать, как тут кто-то очень правильно - на мой взгляд, заметил, главное стабильность - т.е. не перестройка режима 2 раза в неделю (будни и выходные), а постоянство. Т.е. совиный режим при его соблюдение негативно влиять на человека тоже вряд ли будет, как и жаворонковый. Жаль только совам не так легко найти такие варианты работы, при которых такое постоянство возможно. В отличие от автора статьи, я всё-таки считаю, что и совы и жаворонки имеют место быть и имеют право на существование. А сравнение сов с алкоголиками просто некорректным.

Гостья 18 февраля 2016 15:01:58

Тоже размышляла на эту тему, почему ночной образ жизни интереснее и затягивает? Все знают - недосып (а недостаток сна в ночное время это все же недосып) провоцирует выработку повышенного количества дофамина, то есть такой своеобразный допинг для мозга получается. Да, это легальная замена наркотикам, но ничего естественного здесь нет. Осознавать это может быть лень, а может просто неохота, но не называйте такую зависимость "я просто родился совой", родились вы все-таки человеком, и вполне можете управлять своим образом жизни, а не наоборот!

Гость 24 февраля 2016 19:54:39

Абсолютно безграмотная статья - не подкрепленная какой бы то ни было научно-исследовательской базой, зато исполненная надменности и явной неприязни автора к тем, кому он даже отказывает в праве быть помещенными в отдельную категорию - "совам". Для меня тема "из личного", интересуюсь ею давно, потому и прочитала эту статью тоже, наряду с множеством других. Здесь все так безапелляционно: мол, не выдумывайте ничего, "совы", ибо вас вообще нет - переучивайтесь, глядишь, станете полноценными людьми. Даже комментировать по пунктам представляется излишним. Возмущена.

Гость 22 апреля 2016 19:18:06

Я тоже большую часть времени была "совой", но внутренне понимала, что это неправильно. Началось все еще в детстве, когда появилась вторая смена. Родители заставляли делать домашние уроки после школы. Получалось приходишь в 6, а то и в 7 часов. Далее ужин, короткий "передых" и уроки. Вот и сова вышла

Гость 22 июня 2016 15:26:15

Люди-совы! Вам приведен железный аргумент о том, что такой важный гормон, как мелатонин, вырабатывается только в темноте, во время ночного сна. Может хватит себя оправдывать? Вы родились с такой патологией, или работу себе такую выбрали, - в любом случае, это ненормально!

Гость 21 июля 2016 07:24:13

- На протяжении всей эволюции человека, в течение почти 7 млн. лет природа приспосабливала человека к дневной жизни - ключевое слово : ПРИРОДА .. разумна ли она сама по себе ? вряд ли, скорее это алгоритм зависимый от множества факторов .. а разум помещён в неё извне.. - ночью человеку было незачем проявлять активность, это могло окончиться для него печально: ночные хищники или лихие люди, поджидающие припозднившегося путника, быстро прогоняли любые мысли о ночной прогулке. Человек всегда был, есть и остается дневным существом - ночью НЕ разумному человеку незачем проявлять активность (будь то "голубь" у которого мозг отключается после полуночи или "сова"-"лихач") .. а есть ещё антагонисты "людей-голубей" - это люди сиесты : они спят днём пока жарко,т.е. спят урывками.

Гость 12 августа 2016 05:00:52

Я все детство болела, никогда не высыпалась, в школу всегда поднимали в 7 утра, но заснуть раньше 1-2 ночи никогда не могла, просто не хотелось. Будучи приученной к такому графику, в институте добросовестно придерживалась того же графика, и недомогания списывала на слабый иммунитет (так врачи говорили, к тому же у меня с 10 лет сильно падало зрение). И так продолжалось пока я не поступила в другой институт за вторым высшим, где училась во вторую смену, и просто не было необходимости вставать раньше 11-12 часов дня, и я начала жить своим природным ритмом. За 4 года перестала болеть вообще, чувствую себя прекрасно, никакой усталости, и даже зрение поднялось с -3 до -0,5! Без лечения и витаминов, просто само по себе.

Гость 12 сентября 2016 06:28:50

Конечно, обвинять кого-либо в лени и неорганизованности, когда речь идёт о личной ответственности человека, никто не имеет права: кто хочет, спит днём, кто хочет - ночью, и это дело каждого. В остальном - аргумент про мелатонин железобетонный. Про дофамин тоже верно написано. Кто не лёг вовремя спать, тот начинает входить в изменённое состояние сознания - в это время активизируются фантазии, абстрактное мышление, творческое видение, желание общения без барьеров. Труднее всего заснуть вовремя людям с возбудимой нервной системой или тем, кто много думает. Однако, сегодня большинство перевозбуждается перед сном из-за свечения экранов. Доказано, что само по себе свечение дисплеев затрудняет засыпание, так что думать о природности своей совиности имеет смысл, лишь если в течение часа перед сном не использовать гаджеты совсем, и не один вечер, а по жизни. А читать книжку, например. Существует и бессонница. Если человек ещё и рано встаёт или просыпается ночью, и мало спит, то это точно она.

Гость 12 сентября 2016 06:38:18

У меня проблема в регулярном смещении графика сна в совиную сторону. Причины бывают разные: мне надо много времени на успокоение, если я сильно устаю или поздно (в 20.00 и позже) возвращаюсь домой, лишают сна стрессы в обязательном порядке, т.е. стоит поссориться или чем-то расстроиться, о сне можно забыть вплоть до полного успокоения, которое может прийти в особо тяжёлых случаях только с совершенным желанием выключиться, уже под утро, а то и на рассвете. Думаю, так легко уходить в ночной режим, потому что чем-то увлечься (со знаком плюс или минус), чтобы позже уснуть - легко, а проснуться прежде, чем выспался, трудно. Хорошо, когда солнце будит. Жарой. А если этого нет, остаётся будильник, но он ненадёжен. Тем не менее, есть предел, после которого люди себя контролируют. У меня его нет, и график смещается постоянно, вплоть до "сатанинского" режима: встаю после заката, ложусь перед рассветом (зимой). Неделями не видеть солнце - ужасно влияет на психику. Поэтому я за лечение. Для себя.

Развитие темы

Самые популярные материалы