Конспект вебинара Ольги Паратновой, психолога, бизнес-тренера
Конспектировала Марьяна Шмелькова, ​​​​​​​Университет практической психологии

18 советов по воспитанию детей

Ольга Паратнова поделилась своим опытом воспитания детей. У Ольги есть чему поучиться! Она - руководитель и тренер с многолетним стажем. Вместе с мужем они основали экопоселение для многодетных семей со своими школой и детским садом. Ну и наконец, она – мама четырех детей, старшему из которых всего 10 лет!


18 советов по воспитанию детей от Ольги Паратновой

1. Чтобы воспитание детей для вас стало процессом приятным, полезным и целесообразным, нужно изначально определиться с конечной точкой воспитания и обозначить ее тремя эпитетами. Каких детей вы хотите воспитать? Обязательно родителям важно это обсудить вместе! Помните, что в каждой семье может быть свой подход.

Так, Н.И. Козлов говорит: «Позитив, Конструктив, ответственность! Мои дети должны быть будущими сотрудниками моей фирмы, которые будут продолжать моё дело лучше, чем я, и возглавят мой бизнес. У них такие же ценности, как у меня».

А для семьи Ольги Паратновой это - Здоровый, Осознанный (Свободный от шаблонов), Счастливый человек!

2. Чтобы избежать инфантильности в своих детях, даже взрослых, используйте следующие принципы в воспитании: «Все лучшее-взрослым!», «Старшим быть-выгодно!»

Пример: старшему ребёнку можно кушать гораздо больше продуктов, чем младшему (так, колбасу и шоколад иногда старшему можно, а младшему - нет. И на чердачное помещение, где много всего интересного и увлекательного, можно входить только взрослым, а маленьким - нельзя!!!

3. Чтобы растить детей здоровыми, приучайте их с раннего возраста ежедневно обливаться водой. Те, кто обливается - взрослые, и у них выше иммунитет, им можно кушать то, чего нельзя детям с низким иммунитетом (малышам)!

4. Чтобы дети охотно помогали вам по хозяйству, воспитывайте их по принципу: «Домашние дела - это награда!». Если хочешь что-то сделать, но ещё маленькая – иди, уговаривай брата, чтобы взял тебя в помощники!

5. Расширяйте сознание ребенка, соблюдая принцип «Тотальное Да». Это означает, что если сейчас «нет», или «нельзя», то проговорите ситуацию и обстоятельства, когда или кому это будет возможно.

6. Чтобы убедительно говорить с ребенком, и он после этого родителя слушался, соблюдайте следующие 3 правила:

  1. Говорите спокойно.
  2. Говорите твердо.
  3. Транслируйте уважение к ребенку.

7. Чтобы гармонично участвовать в развитии ребенка, уделяйте ему время следующим образом:

  • не делайте маленького ребенка «пупом земли», как это часто делают. Не нужно, чтобы жизнь крутилась вокруг него!

Хорошая картинка: родители делают важное Дело, а дети находятся рядом. Тогда ребенок будет перенимать ваши привычки и правильно расти, понимая, что взрослые делают важное дело. Если совсем маленький ребенок и просится на руки, то берите его и занимайтесь своими делами с ним. Таким образом, ребёнок будет чувствовать, что родитель занимается важным делом, и при этом он рядом, он заботится.

  • чем старше ребенок, тем больше внимания и времени ему нужно уделять, слушать его мнение, делиться своим.

8. Чтобы приучить детей к пониманию важности и безусловному выполнению обязанностей членов семьи, в том числе домашних дел, составляйте распределение семейных обязанностей для каждого члена семьи, включая родителей. Оформляйте на листах и вывешивайте на видном месте. Причем, для детей, которые не умеют читать, обязанности прорисовывайте.

Детям важно видеть, что у родителей очень много обязанностей! Маленькие дети видят, что у взрослых много обязанностей и это тоже возможность мотивации! Можно меняться обязанностями, договариваться.

Обязанности в семье родители должны сами прописать. Это индивидуально в каждой семье!продолжение

9. Чтобы дети могли сами себя организовать, причем, даже став взрослыми, приучайте их неукоснительно слушаться родителей! Так вы формируете в ребенке внутреннего родителя или волевую часть характера.

10. Чтобы приучать детей к ответственности, порядку и дисциплине во время вашего отсутствия, назначьте «старшего» человека и объявите детям, кого они в ваше отсутствие должны слушаться, и кто за них несет ответственность. Это может быть, например, старший ребенок! Используйте возможность ситуационного старшинства, то есть назначайте старшим в некоторых ситуациях любого другого ребенка, не обязательно старшего по возрасту, а того, кто в этом себя проявил лучше, чем все остальные!

11. Сохранить доверие и остаться в состоянии друга для ребенка родителю помогает умение спокойно выслушать, без обвинений и упреков. Так вы формируете канал общения с ребёнком, традицию разговаривать и делиться всем. Чтобы ребенок прислушивался к вашему мнению, вы просто слушаете и даёте рекомендации как будто себе: «А я бы в этой ситуации сделал так, а в этой — вот так-то».

12. Если вы хотите к воспитанию детей привлекать няню, включая бабушек и дедушек, то составьте документ-инструкцию, где прописано, как и в какой ситуации должна себя вести няня.

Например, если ребенок упал, Ольга рекомендует няне сообщить спокойным голосом: «Ты упал, вставай, отряхнись и иди гулять дальше», то есть, сохранить самой спокойствие и дать ребенку четкие шаги, что в такой ситуации следует предпринять.

13. Выбирая модель развития ребенка, важно до 8 лет уделять внимание и развивать то, что у ребенка работает хуже. Например, мальчик мягкий по характеру – ведём на единоборства.

А после 8 лет способствовать раскрытию потенциала того, что у ребенка получается лучше всего. Это позволит вам избежать разногласий по поводу выбора дополнительных занятий, ведь всегда интересно заниматься тем, что лучше получается! Кроме того, есть вероятность, что это перерастёт во что-то большее. И он сможет это взять во взрослую жизнь.

14. Правильную модель отношения к своим вещам в жизни, пониманию их ценности помогает верно выстроенное отношение к игрушкам. То есть, при выборе количества игрушек руководствуйтесь тем, насколько ребенок аккуратно, бережно и заинтересованно к ним подходит! Если он сможет убирать одну игрушку, добавляйте ещё. Сможет с двумя справляться, добавьте ещё.

15. Приучить ребенка к порядку в комнате легко, если он получит свою комнату только тогда, когда докажет, что способен поддерживать в ней чистоту, ведь он - взрослый! До этого момента дети пользуются общими комнатами. При этом есть чёткая картинка, какой порядок должен быть! Наведите порядок вместе с ребёнком и сделайте фотографию, повесьте на видное место. Назначьте день недели, когда дети наводят порядок в своих комнатах, а потом проверяют по этим фотографиям. Найди 10 отличий! У кого нет комнаты, отвечают за небольшие зоны в доме. Например, место, где находятся их игрушки.

16. Чтобы в детях сформировать привычку правильно общаться за столом, запрещайте любые негативности и разговоры ни о чем. Заведите традицию совместного ужина. Приветствуется мирный, размеренный, душевный разговор. Тему беседы чаще задают родители.

17. Чтобы воспитывать в детях позитив, конструктив и ответственность, создавайте еженедельные семейные советы. Для этого:

А) выделите день недели, время и место, где бы встречаться было наиболее удобно,

Б) установите правила о вопросах, которые на нем обсуждаются, кто имеет право голоса, и кто может вносить предложения.

Так, у Ольги Паратновой в семье примерно так проходят заседания семейного совета:

  • Обязательно семейный совет начинается с благодарностей, то есть каждый благодарит тех, кого считает нужным за прошедшую неделю.
  • Затем каждый высказывает пожелания друг другу, то есть, что хотели бы улучшить в ком-то из близких, что могли бы сами сделать лучше. Причем, дети высказываются и в адрес родителей.
  • Вопросы, которые касаются взрослых, на семейный совет не выносятся!
  • Право голоса имеют те, кто старше 7 лет в решении вопросов, которые затрагивают интересы детей (например, куда поедем путешествовать?)
  • Обсуждать могут все, а голосовать согласно возраста!
  • Против быть нельзя без соответствующей аргументации.

Уже с 7 лет дети ставят себе цели, обсуждают их на семейном совете и заводят блокнотик, где прописывают все важное, чтобы эту цель достигать и описывают, как они ее достигают.

18. Формируйте такой круг общения детей и своей семьи, который бы способствовал поддержке и воспитания в них именно ваших ценностей!

Так, Ольгой Паратновой и ее единомышленниками в 120 км от Москвы создано поселение для многодетных семей Ясная Слобода.

Подробнее прочитать и поучаствовать в его развитии можно тут: yasnasloboda.ru

Воспитание здоровых, свободных и счастливых детей – маленький вклад в создании большой и яркой жизни!

​​​​​​​

Статьи по теме:
Умение подчиняться - основа умной самостоятельности
Умение подчиняться - основа умной самостоятельности

Распространенный тезис "Послушный ребенок самостоятельным не бывает" не вполне верен. Умная самостоя...

5
Мое простое правильное детство
Мое простое правильное детство

Я первый ребенок в молодой семье творческих людей, через год и три месяца у меня появился брат. Мы ж...

6
Как наладить контакт с ребенком
Как наладить контакт с ребенком

Бывает, что занятые родители теряют контакт с ребенком. Как его восстановить? Другая нередкая ситуац...

0
Воспитание - легкое дело, или Золотые правила для родителей
Воспитание - легкое дело, или Золотые правила для родителей

Участники наших тренингов попросили нас собрать главное, что должны помнить и знать умные родители....

11
Как помочь ребенку стать самостоятельным
Как помочь ребенку стать самостоятельным

Наивно ожидать, что ребёнок будет до какого-то возраста послушно делать всё, что ему говорят взрослы...

0
Воспитание ответственности у ребенка
Воспитание ответственности у ребенка

Ответственность, как социальный навык, объективно нужна ребенку - в этом случае он зак...

0
Приучайте ребенка вас слушать и слушаться
Приучайте ребенка вас слушать и слушаться

Вы говорите ребенку: «Нужно умыться» или «Помой руки!», а он вас не слушается. Вы напоминаете, что п...

49
Мама Фима
Мама Фима

В одной белорусской деревне живет эта дружная семья. Муж, жена и одиннадцать детей. Скажете – много?...

0
Как бизнесмен создал «Школу фермеров» для детей-сирот
Как бизнесмен создал «Школу фермеров» для детей-сирот

Вячеслав Горелов, многодетный отец и педагог, создал «Школу фермеров» для детей-сирот. «Почему я хоч...

7
Категории: