Браво, моя дорогая

15 марта 2019 г. в 14:18

Автор: Анна Дмитриева

«Не ты решаешь, куда мы идем. Решают родители», – французы строги в воспитании своих детей. Авторитет старших незыблем. Ребенок – не «центр Вселенной», он подстраивается под правила, принятые в обществе: наравне со взрослыми стоит в очереди в магазине и в туалете, вместе с родителями спокойно ужинает в ресторане и не спешит выходить из-за стола. Игровые комнаты для детей в ресторанах – редкость во Франции. Дети – «маленькие взрослые». Слова «здравствуйте», «спасибо» и «до свиданья» прививаются детям с рождения наравне со словами «мама» и «папа».

Французские дети, конечно, играют и шалят, но при переходе границ дозволенного любой взрослый – будь то один из родителей или вообще посторонний человек – вправе сделать ребенку замечание. Мне было не очень приятно, когда однажды моя соседка отвела моего вопящего на всю улицу сына в сторону, потому что он не хотел сам подниматься по лестнице, и жёстко ему объяснила, что «на маму кричать ЗАПРЕЩЕНО и что даже если тебе что-то не нравится, все равно решает ОНА, а НЕ ТЫ». После этого он еще сильнее заплакал, но впоследствии больше не капризничал при виде этой лестницы.

«Дети любят «делать капризы», и задача взрослого – ни в коем случае не идти на поводу у них и не уступать в этот момент ребенку», – учила меня когда-то директор школы моей дочери. В результате французские дети вежливы и неприхотливы. Но при этом, как ни парадоксально, они довольно открыты и уверены в себе. Закомплексованными их назвать сложно: они спокойно и рассудительно делятся своим мнением со старшими, не стесняясь, выходят на сцену и т. д. Может быть, потому что, несмотря на свою требовательность к поведению ребенка, французы, наоборот, достаточно лояльно относятся к его успехам в школе и в кружках. Родители от души радуются любым достижениям своих детей и, совершенно не стесняясь, могут заявить, что их ребенок – самый лучший.

Мне вдруг вспомнилась одна известная голливудская комедия… В доме родителей главного героя на самом видном месте висела грамота. За почетное десятое место в каких-то школьных соревнованиях. За десятое место… из десяти. Фильм было очень весело смотреть – комедия просто шедевральная. Но дело тут не в грамоте, конечно. А в том, что родители мальчика, несмотря на все его недостатки, очень гордились им. И всегда с легкостью и неподдельной искренностью хвалили его. А ведь на самом деле не каждый родитель может вот так легко лишний раз именно похвалить своего ребенка.

Жду свою дочку в раздевалке балетной школы. Французская бабушка встречает после занятия внучку. «Ты молодец, я тебя поздравляю!» «С чем это?» – недоумеваю про себя. Ты здорово кружилась с ленточками!», – уточнила бабушка, целуя девочку. И ничего страшного, что все остальные движения у грузной и неповоротливой девочки получались с трудом. И не имеет значения то, что с ленточками группа танцует уже не один месяц. У ЕЕ внучки сегодня это получилась, и для бабушки было очень важно сказать девочке: «БравО, моя дорогая!»

Пью кофе, наблюдая, как проходит занятие моей дочери в бассейне. Один мальчик долгое время не мог спрыгнуть с вышки. Все остальные ребята давно с этим справляются, а он решился это сделать только месяц спустя. И ничего страшного, что в воду он сиганул боязливо и неуклюже, держась за палочку тренера. И совсем не важно то, что потом он дольше всех остальных проплывал бассейн. Его папа все равно взял сына за руку и сказал: «БравО, мой чемпион!»

Однажды моя дочь мне сказала, что у нее вообще нет плохих оценок. «Не может быть, ученик не может совсем никогда не ошибаться», – критично замечаю я. Конечно, такого не может быть. Просто во французской начальной школе не ставят плохих оценок. Есть только одна оценка. Она называется «ТВ» – сокращенно très bien. То есть очень хорошо. Если задание выполнено неправильно, то оценка вообще не ставится. Каждую пятницу учитель передает все рабочие тетради домой, чтобы родители могли посмотреть, чему научился их ребенок на прошедшей неделе. «Обязательно хвалите детей, когда видите в их тетрадях мою ТВ. Это очень мощная для них мотивация хорошо учиться», – просил нас на собрании учитель (к слову, он совсем не похож на учителя в нашем привычном понимании: длинные волосы, бородка, татуировка и очки, но при этом все дети его обожают и достаточно быстро усваивают материл на его уроках) . «И не страшно то, что были ошибки в других заданиях. А страшно то, что далеко не все родители хвалят своего ребенка за хорошую работу. Для детей очень важно услышать от мамы и папы слова «БравО, отличная работа!» – говорил нам учитель.

Одна моя знакомая французская мама как-то поделилась со мной тем, что никак не может подобрать подходящую рамку для рисунка дочери. «Тоже мне проблема», – думаю я, глядя на совершенно обычный на первый взгляд пейзаж. Но потом осекаюсь… Вспоминаю, что рисунки своей дочери я просто храню в папке, и мне даже в голову никогда не приходило сделать из них картину и повесить их на стену. Что-то щелкает в моем сознании после этого разговора, и я обещаю себе обязательно купить рамку. И не страшно то, что рисунок далеко не совершенен. И не важно то, что создала она его год назад, и сейчас могла бы сделать это гораздо лучше. Ее рисунок будет висеть у нас дома на самом видном месте и напоминать ей о том, что родители любят ее и очень гордятся ею. «БравО, моя дорогая!»

Мы часто ругаем своих детей: «недостаточно ровно выводишь буквы», «все еще не научилась садиться на шпагат, проходив целый год на гимнастику», и вообще «руки не из того места растут». «Вон смотри, как твоя одноклассница здорово держится на сцене. Какой голос, пластика! А ты…» А, возможно, в этом вопросе лучше стать «немного французами» и вместо сравнения их с остальными почаще хвалить, делая акцент на их достижениях, а не ошибках. Тогда они будут более мотивированы на успех и не будут зацикливаться на неудачах, идя по жизни уверенно и легко. И при этом, конечно, не забывать правила вежливости…


Видео от Яны Счастье: интервью с профессором психологии Н.И. Козловым

Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.








  • Похвала
  • Воспитание детей
  • Родители, дети, отношения

Комментарии (6):

Гость, 16 марта 2019 г. в 06:11

"Очень важно сказать девочке: «БравО, моя дорогая!»" Девочке говорят "БравА", или уже это не девочка, а мальчик...

2 ответа
Гость, 22 марта 2019 г. в 05:10

А если 2 девочки, то что говорят? И зачем в других странах учитывать правила итальянского языка? В Италии ДА, говорят - брава, браво, бравэ и брави. В других странах в этом нет необходимости т.к. в каждом языке есть свои ньюансы.

1 ответ
Гость, 24 марта 2019 г. в 16:39

При чем здесь две девочки? Можно спросить про 3-4-5 девочек. Речь в статье шла об одной, и автор статьи сделал ударение на этом последнем "О". Отсюда и был комментарий. Это не понятно? Спросите тогда автора статьи, зачем она ставит ударение на последней "О", если правила итальянского языка в данной статье не нужно учитывать.

2 ответа
Гость, 30 марта 2019 г. в 21:38

Потому что во Франции говорят бравО и девочкам и мальчикам. Точно так же, как в России говорят брАво вне завсисимости от пола и вовсе не с итальянскими интонациями.

Гость, 05 февраля 2020 г. в 18:37

Тут про Францию.

Гость, 08 декабря 2021 г. в 16:36

"О" выделено, тк ударение на последний слог))) Не БрАво, а БравО.

Материалы по теме:

Картинка к "Четыре цвета свободы: ограничения в жизни детей (Ю.Б. Гиппенрейтер)"
01 янв. 2013 г.
Когда дети маленькие жесткость правил удобно обозначать цветами. Интересная система предложена Юлией Борисовной Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребенком – Как?»: мы делим все поле, регламентирующее поведение ребенка, на четыре зоны. Обозначаем их цветом: зеленая, желтая, оранжевая, красная.
0Подробнее →
Картинка к "Что делать родителям, когда ребенок капризничает"
01 окт. 2022 г.
Капризы детей - вещь неприятная, но естественная, по крайней мере в наше время и в наших условиях. Дети чаще капризничают, когда они плохо себя чувствуют и когда чувствуют, что капризничать им - можно. Нередко бывает, что с мамой ребенок капризничает, а с папой - нет, потому что от папы схлопочешь, а мама только грозится. Что делать с капризами? Понятно, что единого рецепта нет, но у опытных родителей дети действительно капризничают реже.
Картинка к "Формат с детьми: мы общаемся без плача и криков"
01 окт. 2022 г.
Приучайте детей к формату нормального поведения. Не угадывайте, что дети хотят от вас своим плачем. Пусть они усвоят: пока они плачут - вы их не понимаете. Вы можете понять, что они хотят, только когда они ясно скажут, что они хотят. Обычно, чтобы что-то сказать, ребенку нужно уже немного успокоиться. И это уже хорошо.
Картинка к "Как дети управляют родителями"
21 дек. 2015 г.
Девочку зовут Алиночка, ей три с половиной годика. Она очень не любит, когда ей смотрят горлышко и пытаются отодвинуть язычок медицинским шпателем. 
Картинка к "Как правильно хвалить ребенка"
01 окт. 2022 г.
Прежде всего, скажем о том, что хвалить ребенка необходимо! Люди, занимающиеся воспитанием и обучением детей, родители должны иметь ввиду, что начинать любое дело надо с чувством успеха (это справедливо не только в отношении детей, но и взрослых). Ощущение успеха должно проявляться не только в конце, но быть и в начале действия. Создание условий, вызывающих у детей ощущение радости поиска, преодоления, представляет собой особую задачу для профессионального педагога.
Картинка к "Родителям: как быть ребенком (Ю. Гиппенрейтер)"
30 июл. 2014 г.
​Эта хрестоматия составлена из воспоминаний многих известных людей о своем детстве. Живо написанные тексты раскрывают внутреннюю жизнь детей разных возрастов, характеров и судеб. На ярких примерах взаимоотношений детей и родителей они помогают увидеть, как творческие силы ребенка раскрываются в ходе воспитания и обучения. В книге можно найти также размышления и опыт талантливых ученых-практиков, сделавших своей профессией понимание детей и помощь им.
Картинка к "Три способа манипуляции родителями"
01 окт. 2022 г.
Когда ребенка уличают в озорстве и наказание становится неизбежным, он идет на ухищрения и пытается манипулировать взрослыми при помощи трех способов поведения. Очень важно знать, что не все детские эмоции, включая слезы и злость, являются специальными приемами. Грусть и горечь тоже не приемы. Через слезы и злость на поверхность выходят слова, которые отражают реальное состояние ребенка.