Как оставить свой след в жизни и не наследить

13 декабря 2019 г. в 07:36

Авторы статьи:

Андрей Плигин – доктор психологических наук, 28 лет практической работы с клиентами, использует методы разных школ практической психологии.

Наталья Твердола – сертифицированный коуч ISTA (Международная Ассоциация Коучей и Тренеров), карьерный консультант, HR директор SCC Group, ст.преподаватель ГУУ (Государственный университет управления), Фейсбук.


Человек хочет оставить после себя след в жизни. Иногда неосознанно. Это желание на уровне инстинкта самосохранения, заложено очень глубоко, в «прошивке» психики человека, как противоядие от страха смерти и «ключ» к бессмертию. Порой оно не включает составляющую качества этого следа. Не важно «как» и «какого вида», главные слова «есть, оставил».

Как часто мы живем по инерции, как часто следуем стереотипам, надежно закрепившимся в обществе на уровне поговорок, таким, например, как «человек должен построить дом, родить ребенка и посадить дерево». Но в действительности для каждого ли человека это будет смыслом его жизни?

Однажды...

Однажды, чаще всего в переломные, кризисные моменты, часть человечества останавливается в своем ежедневном «беге» и начинает осознанно размышлять о жизни, о смысле своего существования именно с качественной стороны. Эта остановка неизменно сопровождается несколькими вопросами:

– кто я есть, что представляю из себя сейчас?

– как и благодаря чему я пришел сюда?

– чем я занимался до сих пор?

– для чего я делаю то, что делаю?

– действительно ли это было важно и имело смысл?

Среди них неизменно будет тема работы, профессиональной самореализации, т.к. именно работа составляет большую часть жизни современного человека.

Ответы найти порой не просто и не быстро. Кто-то так и остается в окружении вопросов, бесконечно занимается самокопанием, акцентирует внимание на своих ошибках и слабо, или вовсе не фокусируясь на том, как можно эти ошибки преодолеть. Не видит ответа и выхода на путь, который действительно будет иметь смысл. Не верит в то, что сможет найти себя и построить свой жизненный успех.

Другие находят решение и полностью меняют свою жизнь, по-сути переживая второе рождение, рождение своего взрослого осознанного жизненного пути со всей чередой событий и целых этапов жизни.

Есть ли шанс помочь тем, кто «потерялся»? Можно ли ускорить прохождение этапа «нового рождения» себя?

Как и что необходимо сделать? Если человек хочет существенно измениться, а именно о таком случае идет речь, то вряд ли удастся это сделать без рассмотрения, во-первых, всего его текущего жизненного пути и, во-вторых, определения критериев нового пути, желаемой им жизни.

Дело в том, что уже сложившийся жизненный путь и конкретный способ человека жить надежно цементируют и превращают в монолит те проявления (иначе симптомы), которые он хотел бы изменить. Его жизнь подобна движению по дороге с очень глубокой колеей. А значит при игнорировании параметров колеи и характеристик движения по ней, есть все шансы найти решение, которое окажется локальным и, чаще всего, недейственным в долгосрочной перспективе. Человек, сделав ряд попыток различной кратковременной успешности, вернется в уже так привычную ему колею.

Внимательное и осознанное формирование критериев нового состояния, желаемой человеком жизни необходимы при этом для понимания направления преобразований и проверки правильности их выполнения.

Иными словами, требуется обращение к трем временам – к прошлому, настоящему и будущему, системность во взгляде на ситуацию и в подходе к решению. Любые значимые изменения также должны быть системными и затрагивать все самые главные элементы различных ярусов человеческого опыта – эмоции и состояния, жизненно важные стратегии и поступки, ценности и намерения и т.д., в которых самым высоким уровнем является образ жизненного пути.

Определенный объем работы по решению обозначенных выше вопросов, поиску дела жизни и преодолению социальных стереотипов может быть выполнен человеком самостоятельно. При поддержке профессионального коуча эффективность и результативность такой работы серьезно возрастает. Кроме того, в определенных сложных ситуациях поддержка специалиста жизненно необходима.

Любые ли коучинговые модели будут результативными и насколько?

Использование традиционных моделей коучинга оказывается не достаточно действенно в рассматриваемой ситуации, так как работа в рамках каждой сессии строится, как правило, локально. Это может быть исключительно работа с привычками, либо чертами характера, способностями, мотивами, целями и т.п. Внимание в этом случае направлено на решение одной конкретной, обозначенной в запросе человека, задачи. Многосторонний взгляд на ситуацию, рассмотрение всей системы в целом – личности и того, во что она включена, при этом упускается. Например, человек жалуется на отсутствие интереса к работе, не испытывает от нее финансового и морального удовлетворения. В этом случае коуч чаще всего предложит понять конкретные интересы человека, определить способности и ценности, а затем помочь найти ему подходящую работу. Однако, способ жить, который привел человека к текущей ситуации с работой, останется вне рассмотрения, также как и встраивание нового способа жить.

Психотерапевтические методы без коучинговых инструментов также остаются не действенными в поиске смысла и дела жизни, так как вопросы будущих целей и эффективного к ним приближения, обучения человека строить свою жизнь иначе - все это лежит за пределами сферы интересов психотерапии.

Эффективные решения

Итак, для эффективного решения задачи необходимы ситуативно поддерживаемый баланс самых передовых и лучших из научной и практической психологии инструментов коучинга и терапии, плюс – системный взгляд на решаемую ситуацию. Именно с этой идеей была создана авторская технология «Коучинг жизненного пути личности». Под каждое теоретическое положение технологии разработан и опробирован особый практический инструментарий, включающий в себя экспресс-тесты, специальные коучинговые вопросники, упражнения, более 30-ти различных техник. Часть из них относительно просты в использовании и представлены в одноименной книге «Коучинг жизненного пути» А. Плигина.

Человек, воодушевленный идеей построить новую версию себя, своей жизни и готовый к честному разговору с собой, может вполне выполнить их самостоятельно, без помощи специально обученного консультанта. Например, определить профиль своей инициативной самостоятельности (субъектности), ее уровень и зону.

Под инициативной самостоятельностью или субъектностью мы подразумеваем способность человека самостоятельно принимать решения и реализовывать их, степень проявленности этой способности и инициативность.

Для определения уровня инициативной самостоятельности следует вдумчиво, так чтобы понять смысл сказанного, и при этом не размышляя над ответом чрезмерно долго, прочитать приведенные ниже 42 утверждения и оценить каждое из них по 10-ти бальной шкале:

  1. Я ставлю перед собой масштабные цели больше чем на год и стремлюсь их достичь.
  2. С детства меня считают самостоятельным.
  3. Я получаю удовольствие от решения многозадачных вопросов.
  4. Я интересуюсь людьми, которые сами создали себя (читаю их биографии, смотрю фильмы, расспрашиваю людей об их успехах).
  5. Многие люди говорят про меня, что я инициативный человек.
  6. Мне скучно сидеть без дела.
  7. Я ставлю перед собой задачи на каждый день и стремлюсь их осуществить.
  8. Другие люди считают меня ответственным человеком.
  9. Я первым знакомлюсь с людьми в новой обстановке.
  10. С утра я продумываю тщательно свой день и даже записываю список дел.
  11. Я выступаю инициатором различных дел среди коллег и друзей.
  12. Я склонен периодически что-то существенное менять в своей жизни.
  13. Другие люди обращаются ко мне за советом.
  14. Если случается неудача, я легко с ней справляюсь.
  15. Я умею сдерживать свои негативные эмоциаональные состояния.
  16. Я легко обращаюсь за помощью к другим людям.
  17. Я вношу много творчества в собственную жизнь, жизнь моей семьи и друзей.
  18. Я самостоятельно принимаю решение в трудных ситуациях.
  19. Я легко преодолеваю свою лень.
  20. Я планирую отдых так, чтобы он был насыщенным, интересным и полезным для всех.
  21. Если есть возможность, я беру инициативу в свои руки в неопределенных ситуациях.
  22. Я подвожу итоги каждого дня.
  23. У меня есть авторские продукты деятельности.
  24. В случае возникновения конфликта я первым предлагаю способ его преодоления.
  25. Мое ближайшее окружение ориентировано на мои решения.
  26. Я создаю много разных событий в своей жизни.
  27. Я верю, что только мы сами определяем собственную жизнь.
  28. Я считаю себя волевым человеком.
  29. Я легко справляюсь с вредными привычками.
  30. Я много работаю над собой и существенно изменил себя.
  31. Я сам выбираю свое окружение.
  32. Многие говрят, что я обязательный человек.
  33. Я способен быть устойчивым к разным соблазнам.
  34. Многие говорят, что я очень организованный человек.
  35. Я ценю свое время и время других людей, поэтому не опаздываю.
  36. Я победил свою плохую черту (ревность, ворчливость, раздражительность и др.).
  37. Если я принял решение, то не меняю своего мнения.
  38. Я легко отношуь к негативным оценкам других людей в свой адрес.
  39. Мне свойственно долго удерживать выбранную линию своего пути (быть приверженным главным целям).
  40. Меня считают настойчивым человеком.
  41. Я умею организовывать людей вокруг себя. Меня считают результативным человеком.

Далее следует определить интервал, в котором находится расчитанный совокупный результат. Различают три уровня инициативной самостоятельности: низкий – до 210 баллов, средний – в интервале от 210 до 280 баллов и высокий – от 280 до 420 баллов. Чем она больше развита, тем успешнее человек преодолевает самые разнообразные сложности, встречающиеся на его пути.

Профиль представляет из себя своего рода рейтинг, приоритетность проявления в человеке нескольких субъектных ролей: «инициатор», «распорядитель ресурсов», «делатель» и др.

В различных сферах жизни человек обычно проявляет различный уровень и профили самостоятельности. Например, он может профессионально руководить компанией, но совершенно не уметь строить взаимоотношения в семье. Профиль инициативной самостоятельности напрямую влияет на выбор человеком конкретных вариантов жизни и проживаемый им жизненный путь, на его будущее.

Также приводится очень понятная для выполнения, в формате самокоучинга, пошаговая инструкция определения «своего дела» - работы, которая будет действительно радовать, – «Технология нахождения свой страсти» в профессиональной сфере. И еще много всего крайне актуального для ситуации самоопределения себя в жизни и осознанного менеджмента своей жизни .

Новая технология «Коучинг жизненного пути» – действенная помощь человеку в осмыслении своей жизни, понимании себя и своих истинных желаний, оценке степени своего авторства в собственной жизни, в саморазвитии и построении той жизни, которую человек хочет прожить, а не той, которую ему навязывают, как социально желательную.

Надо ли ждать кризиса для изменения отношения к своей жизни, каждый решает сам. И результат этого решения, важно заметить, также является одним из следствий сформированного профиля инициативной самостоятельности человека.

Однажды, один из клиентов этой технологии, депутат государственной думы РФ, необычайно талантливый человек, достигатор из списка Форбс, заметил, обращаясь к огромной аудитории:

«Ближайшие десять лет пролетят очень быстро! Вопрос лишь в том, чего каждый из нас за это время достигнет? Есть шанс оставить свой след в этом мире, а не наследить!»

 

 

 

Комментарии (6):

Гость, 09 мая 2020 г. в 19:03

Человек, который оставил самый большой след в истории, это Иисус Христос. Уже 2 000 лет его жизнь и учения мощно влияют на жизнь людей. Один писатель сказал о нем: "Все маршировавшие когда -либо армии, все строившиеся когда-либо флоты, все заседавшие когда-либо парламенты и все правившие когда-либо цари - все это вместе взятое не повлияло так мощно на жизнь людей на земле".

1 ответ
Гость, 05 июня 2020 г. в 02:52

Научного доказательства существования Иисуса Христа не существует.

2 ответа
Гость, 13 июня 2020 г. в 14:37

Вот что по этому вопросу сказал уважаемый историк Уилл Дюрант : «Мысль о том, что горстка простых людей смогла придумать столь сильную, притягательную личность, столь высокую этику и вдохновляющий образ братских отношений, кажется более невероятной, чем все чудеса, описанные в Евангелиях»

Гость, 13 июня 2020 г. в 14:40

Хотя упоминания об Иисусе Христе в трудах ранних светских историков встречаются достаточно редко, они все-таки есть. Корнелий Тацит, авторитетный римский историк первого века, писал: «Христа, от имени которого происходит это название [христиане], казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат». Светоний и Плиний Младший, римские писатели того времени, также упоминают Христа. Кроме того, иудейский историк первого века Иосиф Флавий писал об Иакове, «брате Иисуса, именуемого Христом». Поэтому в «Новой британской энциклопедии» делается такой вывод: «Эти независимые друг от друга сообщения доказывают, что в древние времена даже противники христианства никогда не сомневались в историчности Иисуса; впервые и без веских оснований его существование стали подвергать сомнению в конце XVIII, в течение XIX и в начале XX веков».

1 ответ
Гость, 31 августа 2020 г. в 09:02

Да, Христос реально жил. И, откликаясь на статью, начать новую жизнь во Христе, начать духовно-нраственно обновлённый духовно преображённый жизненный путь доброй соработницей Божьей, сотворцем нашем Творцу в добротворчестве по Учению Христа, спастись и сполна оставить свой светлый христианский хороший добрый человечный (а не бесовский, не дурной, не поганый, не никудышный) След на Земле и (в чём видел смысл жизни Стив Джобс, и не он один!) во Вселенной - это я считаю очень важным и прекрасным :-) ! И очень хотела бы!

Гость, 03 мая 2021 г. в 00:08

Как избавиться от желания оставить свой след в жизни? Как обнулить свой жизненный путь и просто жить? Как дать нашему жизненному пути складываться самому по себе, без нашего сознательного участия и дополнительной ответственности (хомута) за выбор? Просто так не получится. Придется пройти через всю эту хренотень или уйти от общества и заняться духовными практиками. Но некоторым это и не требуется - счастливые люди. Впрочем, у каждого из них свои проблемы.

Материалы по теме:

Картинка к "Как «Хотеть в будущее»"
24 июл. 2000 г.
Есть простой способ, как набраться мотивации - его все знают и почти никто не использует. Пора уже начинать использовать! Зачем нужна мотивация всем понятно, если ты хочешь добиваться своих целей, то нужно много мотивации, иначе трудно.
0Подробнее →
Картинка к "Почему не работают коучинг и психотерапия"
17 сент. 2019 г.
Говоря о работе психотерапевта, а она бесспорно часто оказывается результативной при работе с травмами, предлагаю задуматься, как часто при этом она бывает эффективной? И что подразумевается под эффективностью?
Картинка к "Встреча «Большой тройки»"
04 мар. 2020 г.
Как превратить свои слабости в союзников на пути к достижению амбициозных целей?
Картинка к "Якорь в будущем или Цели на год"
01 окт. 2022 г.
Двигаться можно быстро, а можно медленно, можно в правильном направлении, а можно в неправильном. Всем понятно, что лучше двигаться быстро и в правильном направлении. Как двигаться быстро – отдельный вопрос, но не менее важный вопрос, как двигаться в правильном направлении.
Картинка к "Как правильно жить будущим?"
23 мар. 2014 г.
Ваше внимание все время совершает челночное движение: настоящее–будущее–настоящее–будущее. 
Картинка к "Как работать над собой"
01 янв. 2010 г.
Людей, ВЕРЯЩИХ в то, что себя можно изменить — немного. Еще меньше людей, ГОТОВЫХ себя менять.
Картинка к "Коучинг - что это такое"
01 янв. 2010 г.
Прежде чем начать славословить коучинг, хочется разобраться в объективных причинах его необходимости и в рекламной составляющей его популярности. Как всякий продукт его сначала пиарят, а потом уже продают. Сначала о нем слушают, а уже затем пробуют. Также как и в коучинге, исследовать его проблему будем его же способом - вопросами. Начнем с простого: почему коучинг появился сейчас и почему его не было раньше?
Картинка к "Максимум жизни"
07 мая 2014 г.
Когда-то ваша жизнь закончится. Что оставите после себя, кроме мусора и потоптанной земли?
Картинка к "Самореализация"
01 янв. 2006 г.
Самореализация - реализация существующего потенциала, осуществление своих имеющихся желаний, своих знаний, умений и способностей, своих сегодняшних представлений о себе и своем пути в жизни.
Картинка к "Смысл жизни"
01 янв. 2006 г.
Смысл жизни - то, ради чего проживается человеком его индивидуальная жизнь, мотив жизни человека. Смысл - это будущее, в которое я живу. Едва ли правильно думать, что смысл жизни у человека может быть только один. Почему? Поиск смысла жизни похож на поиск друзей: кому-то важно найти одного единственного настоящего друга, у кого-то оказывается много достойных и верных друзей... Если смыслы жизни нас укрепляют и дают нам жизненную энергию, пусть этих смыслов будет больше. Не так важно, сколько у вас жизненных смыслов - важно, чтобы все они были достойными и никогда не терялись.
Картинка к "Социальная успешность"
01 окт. 2022 г.
Социальная успешность - определенный уровень социальных достижений, признаваемый достойным в данной стране и культуре. Обычно это определенный уровень материального достатка, социального статуса и социального влияния. Естественно, это всегда конкретно-исторически, конкретно-культурно и конкретно-экономически. Успешность на то и социальная, что вне социума «не считается». Или «не считается» в другом соц.слое или в другой стране.
Картинка к "Тем, кто планирует работать над собой самостоятельно"
29 мая 2015 г.
Одному двигаться вперед непросто, и, если есть возможность, работать над собой лучше с кем-то, хорошо если в группе единомышленников, и лучше всего под руководством мастера. 
Картинка к "Верстовые столбы моего будущего . Психологическое упражнение"
01 окт. 2022 г.
Представьте себе, что каждая важная цель жизненного отрезка является верстовым столбом на пути жизни, по которому вы идете. И когда вы доходите до очередного верстового столба, вы можете сказать себе: "Это я уже сделал!". Выбирайте только такие цели, которые для вас позитивно окрашены и достойны того, чтобы к ним стремиться. Причем их должно быть не больше шести-восьми. Расставьте их в нужной временной последовательности и обозначьте каждый верстовой столб несколькими ключевыми словами.