Финская система образования

31 декабря 2007 г. в 21:00

Общество и семья

Отношение к ребенку

 

У жителей Финляндии отношение к ребенку с момента его появления на свет – как к полноправному гражданину страны. Сразу после рождения он получает паспорт.

Родители не имеют права повышать голос на ребенка в общественных местах – это его унижает. «Воспитывать» можно только дома. А за попытку отшлепать чадо при всем честном народе можно схлопотать солидный штраф или даже срок.

В Финляндии нет беспризорников - детей-бродяг, оставшихся без пап и мам.

Заботы о воспитании детей супруги несут более или менее поровну, хотя выращивание младенцев все-таки считается женской обязанностью.

Семья

Полные семьи с обоими родителями составляют более 80% от общего числа семей с детьми, еще 17 % семей - неполные, как правило, это семьи без отцов (15%).

При создании семьи, финны ориентируются на двух-трех детей.

Финские юноши предпочитают вступать в брак несколько позже: в 24-30 лет, наиболее предпочтителен возраст 25 лет и чуть старше. Финские девушки отдают предпочтение 26-28 годам.

Практически вся финская молодежь воспринимает неполные семьи, где ребенка воспитывает одна мать или один отец, как полноценные семьи и относится к ним позитивно.

Все финские девушки, собирающиеся создавать семью, настроены на партнерские отношения, что предполагает ответственность обоих супругов за материальное обеспечение семьи, воспитание детей, совместное участия в решении бытовых вопросов.

Финские молодые люди не склонны считать свое мнение непререкаемым в семье.

Основная проблема семьи в Финляндии, как считают студенты, состоит в том, что молодые люди сильно увлекаются карьерой, и на семью просто не остается времени.

В финской семье нет места ревности и подозрительности. Французские и итальянские комедии, в которых сюжет строится вокруг действительной или мнимой неверности, не вызывает у финнов даже улыбки.

Общество

В Финляндии все живут экономно. Скромность и экономия во всем - в дизайне, одежде, мебели. Особенно берегут и экономят тепло.

Финны склонны четко разделять работу и семью, личное и общее. По некоторым данным, многие финны склонны к замкнутости, настороженно относятся к попыткам эмоционального сближения, не любят скандалов.

Финны законопослушны до абсурда. Школьники здесь не списывают и не подсказывают. И, если увидят, что это делает кто-то другой, тут же скажут учителю.

Дошкольное воспитание

 

Детей в раннем детстве практически не воспитывают, позволяют "стоять на ушах". (По некоторым данным, запреты все таки есть, но я не нашел, в чем они заключаются).

Право на детский сад имеют все малыши страны по достижении ими 10 месяцев жизни. Детское питание в садике бесплатное.

В обычные сады принимают еще и детей-инвалидов. Дети с ущербным здоровьем тянутся за сверстниками, а в итоге многим из них еще в раннем возрасте удается восстановить жизненные функции.

Начиная с 6 лет, ребенка в игровой форме обучают всем необходимыми знаниям и навыками, которые потребуются ему для усвоения школьной программы на первом этапе.

Предполагается, что дети, существа талантливые, в дошкольном возрасте должны естественным путем усвоить оба языка.

Особенности системы образования

Принципы

Все дети равны. Коммерцию в школу не пускают.

Школьные учебники, принадлежности – бесплатные.

Школьные обеды – бесплатные.

Транспортные расходы учащихся оплачиваются муниципалитетом.

В стране нет школьных инспекторов. Учителям принято доверять. Бумажная волокита сведена к минимуму.

Дети с дефицитом природных возможностей занимаются вместе со сверстниками, в общем коллективе.

Учителя, согласно принятым нормам, не вправе исключить или направить подопечного в другую школу.

Финны не применяют селекцию детей в девятилетней школе. Здесь с начала 1990-х годов решительно отказались от традиции сортировать учеников на группы (классы, потоки, учебные заведения) по способностям и даже карьерным предпочтениям.

Учебный процесс

Учебный год состоит из 190 рабочих дней. Обучение ведется только в дневную смену, а по субботам и воскресеньям школы не работают.

Все финские школы работают в одну смену. Рабочий день учителя длится с 8 до 15 часов.

Выпускные экзамены из школы необязательны. Контрольные и промежуточные экзамены – на усмотрение учителя.

Замечательная архитектура зданий, внешний и внутренний вид. Мебель беззвучна: ножки стульев, тумбочек, шкафов подбиты мягкими нашлепками из ткани, либо снабжены спортивными роликами для «езды по классу».

Форма одежды свободная.

Парты одноместные. В школьной столовой также принято есть каждому за отдельным столом.

Родители принимают активное участие в жизни школы. Каждую неделю по средам проводится родительский день. Родители заранее получают приглашения, в которых они должны отметить, в какую среду и в какое время они придут в школу. Вместе с приглашением родители получают анкету, в которой им предлагается ответить на вопросы: «Как ученик чувствует себя в школе?», «Какие темы приносят ему радость?», «Какие вызывают тревогу?», «Каковы отношения с одноклассниками?».

В Финляндии все дети, с ясельного возраста и до достижения совершеннолетия, состоят на учете в социальной службе. Ее представитель (а не воспитатель или классный руководитель) ежемесячно навещает подопечных дома и проводит своеобразный мониторинг семей - заносит в компьютер возраст, образование родителей, уклад семьи и испытываемые ею проблемы.

Учитель

Учитель здесь, как сотрудник сферы обслуживания. Финские дети к школе равнодушны, у них нет понятия "любимый учитель".

Средняя зарплата школьного педагога в Финляндии составляет (спокойно, читатель) 2 500 евро в месяц (учитель полного дня). Мобильные педагоги – примерно в 2 раза меньше.

Среди 120 000 школьных преподавателей страны нет ни одного, который не обладал бы степенью мастера наук или ученым званием профессора по своему предмету.

В конце учебного года всех учителей увольняют, и летом они не работают. В новом учебном году учителя по конкурсу принимаются на работу и работают по контракту. На одно место претендуют несколько учителей (иногда до 12 человек на место), предпочтение отдается молодым. В пенсионном возрасте, который для женщин и мужчин начинается с 60 лет, уже никто не работает.

Кроме проведения уроков, два часа в день у учителей уходит на консультации учеников, встречи с родителями, подготовку к завтрашним занятиям, общие с детьми творческие проекты, педсоветы.

Свою квалификацию учитель повышает самостоятельно, занимаясь самообразованием.

Принципы обучения в школе

На экзамен можно приносить любые справочники, книги, пользоваться Интернетом. Важно не число заученных текстов, а умеешь ли ты пользоваться справочником или Сетью – то есть привлекать все нужные тебе ресурсы к решению текущих проблем.

"Больше полезных знаний!" . Финские дети со школьной скамьи реально представляют, например, что такое налоги, банки, справки. В школах учат, скажем, тому, что если человек получает наследство от бабушки, мамы или тети, то ему придется платить разную степень налогов.

Считается незазорным оставаться на второй год, особенно после 9-го класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно.

В каждой финской школе на специальной ставке есть такой педагог, который помогает ученикам определиться с будущим. Он выявляет наклонности ребенка, помогает подобрать дальнейшее учебное заведение по вкусу и возможностям, разбирает различные варианты будущего каждого ученика. Дети приходят к такому учителю, так же, как и к психологу, не в принудительном порядке, а сами - добровольно.

В финских школах на уроках можно не слушать учителя и заниматься своим делом. Например, если на уроке литературы демонстрируется учебный фильм, но ученику не хочется его смотреть, он может взять любую книгу и читать. Важно не мешать другим.

Главное, по мнению учителей, «мотивировать, а не заставлять учиться».

Один раз в месяц куратор рассылает родителям листок фиолетового цвета, в котором отражаются успехи ученика. Дневников у учеников нет.

Каждый четвертый школьник Финляндии нуждается в персональной поддержке педагогов. И они получают ее в среднем по два-три раза в неделю. Каждый ребенок – индивидуально.

Принципы воспитания в школе

Если «проект», то, значит, вместе. Планируют, воплощают и обсуждают результат.

Школьники, директор и учителя, включая медсестру, едят вместе с нами. И точно так же, как и любой рядовой ученик, и мы, и директор убираем за собой со стола, раскладывая посуду по специально отведенным для этого местам.

Всех хвалят и поощряют. "Плохих" учеников нет.

Полное доверие ребят к учителям, чувство защищенности от покушений на свободу личности – основа основ здешней педагогики.

Здоровье детей

Финны (взрослые и дети) любят пробежки. А также закаляться.

Здоровье детей психическое и физическое, а также социальные проблемы учеников - самые важные вопросы.

Культура, праздники и церемонии

Много на эту тему накопать не удалось. Праздники у финнов примерно те же, что и в других странах Европы. По некоторым данным, в конце учебного года финны устраивают большой праздник. 1 мая в Финляндии проходит праздник-карнавал.

Периодически устраиваются празднования на работе. Семью на такие праздники приглашать не принято.

Прочее

Каждая диаспора имеет право взять в аренду помещение и организовать свой собственный садик, где малышам преподают родной язык.

Финские школьники в среднем показали самый высокий уровень знаний во всем мире.

Ссылки


Еще статья:

Автор: Наталья Киреева

 

«Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое».

 

 

Согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная организация PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также самые читающие дети планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е — по математике. Но даже не это так восхищает педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах школьники проводят наименьшее количество времени за учебой.

Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней:

— нижняя (alakoulu), с 1 по 6 класс;

— верхняя (yläkoulu), с 7 по 9 класс.

В дополнительном 10 классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы в нашем привычном понимании.

7 принципов «средней» ступени финского образования:

1. Равенство

Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой — 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы — государственные, есть десяток частно-государственных. Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, — в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Штайнера, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.

Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке. Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.

До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.

Всех предметов.

Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.

 

Финны не сортируют учеников на классы по способностям или карьерным предпочтениям.

Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися — самая маленькая в мире.

«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», — делилась впечатлениями русская мама.

Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе: и «физики», и «лирики», и учителя труда.

Равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.

Финны называют этот принцип «уважительное отношение к ученику». Детям с 1 класса объясняют их права, в том числе и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок — самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро — помощник, до 5 000 — учитель-предметник).

2. Бесплатность

Кроме самого обучения бесплатны:

обеды;

экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность;

транспорт, который забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух километров;

учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы и даже ноутбуки-планшетники.

Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.

3. Индивидуальность

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» — более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» — кратко о главном.

На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше — не справишься — ничего страшного, снова получишь простое задание.

В финских школах наряду с обычным обучением есть две уникальные разновидности образовательного процесса:

Поддерживающее обучение «слабых» учеников — то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.

Коррекционное обучение — связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.

4. Практичность

Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты — на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.

В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Устройство доменной печи, например, не пригодится, его и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности.

5. Доверие

Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, роно, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.

Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.

6. Добровольность

Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.

В этом финны тоже видят задачу средней школы — выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.

Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист — «учитель будущего».

В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6 класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2 классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим — час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке — никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители также не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.

Оставаться на второй год в Финляндии непозорно, особенно после 9 класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10 класс.

7. Самостоятельность

Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному — самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает — все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, интернетом, калькулятором — привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.

Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне и развить умение постоять за себя.

Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному.

Когда и сколько учимся?

Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8-го по 16-е, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских — «лыжных» каникул (финские семьи, как правило, отправляются вместе кататься на лыжах) — и пасхальных.

Обучение — пятидневка, только в дневную смену. Пятница — «короткий день».

Чему учимся?

1–2 класс:

Изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или жизнепонимание (для тех, кого религия не волнует), музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.

3–6 класс:

Начинается изучение английского языка. В 4 классе — еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины — предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах — игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.

В 5 классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1 по 6 класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры — это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в 7 классе.

7–9 класс:

Финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9 классе — 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу».

Кому нужны оценки?

В стране принята 10-балльная система, но до 7 класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1 по 3 класс отметки в любых вариантах отсутствуют.

Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma», что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.

Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.

Мелочи школьной жизни

Территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию.

Дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.

Форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.

В теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.

Домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.

Обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполнение заданий. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе).

В тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом!

Вот так выглядит финское среднее образование в очень кратком изложении. Может быть, кому-то оно покажется неправильным. Финны не претендуют на идеал и не успокаиваются на достигнутом, даже в самом хорошем можно найти минусы. Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе. Например, в данный момент готовятся реформы, предполагающие разделить математику на алгебру и геометрию и увеличить часы преподавания по ним, а также выделить литературу и общественную науку как отдельные предметы.

Однако самое главное финская школа определенно делает. Их дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, великах, байках, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться.

 
  • Системы образования
  • Виды воспитания
  • Семья

Комментарии (9):

Гость, 02 июня 2014 г. в 19:15
Я не согласен с этой статьей.
1 ответ
Гость, 09 октября 2020 г. в 22:37

Ну и ладно. Будь счастлив!

Гость, 08 января 2015 г. в 17:16
Мне нравится статья.
Павел Шмаков, 08 февраля 2015 г. в 22:53
В статье много фактических ошибок, например: "В конце учебного года всех учителей увольняют". Школы в Финляндии превосходные - и они заслуживают того, чтобы о них писали честно, без заискивания и обожествления.
Гость, 02 сентября 2017 г. в 19:24

Мне понравилась статья.

Гость, 22 июля 2018 г. в 13:16

В других статьях о Финляндии читала, что дошкольное образование платное, зависит от дохода родителей, т.е. оплата не одинаковая. В этой же статье говорится, что дошкольники питаются бесплатно. Не поняла про 2 часа работы учителей: консультации для детей, родителей, подготовка к урокам и т.д., они входят в режим с 8-15.00 или нет?

Гость, 15 января 2019 г. в 06:05

Почему я не училась в такой школе? Сейчас вспоминала бы её с ностальгией, а не с отвращением и ненавистью. 

Гость, 10 апреля 2019 г. в 14:34

Много полезного, но много и демагогии и противоречий. Например: принцип – "Либо мы готовим к жизни, либо – к экзаменам". А жизнь для взрослых людей разве не проводит экзамены? Проводит. Устройство на работу, взаимоотношения людей в общественной и личной жизни, неприятные или трагические случайности. Они к этому не готовы, но жизнь выставит свои оценки. И многие экзамены не пересдашь.

1 ответ
Гость, 10 мая 2019 г. в 20:47

Система образования в России по-фински, возможно, снизила бы в России у участников образовательного процесса неврозоподобные состояния, как следствие всевозможных школьных перегрузок! Может быть, у чиновников возникла бы мотивация к обучению своих детей в российских школах ...

Материалы по теме:

Картинка к "Китай система образования"
01 янв. 2008 г.
Все мы слышали про успехи китайской экономики. Китай считается очень перспективной страной. В последние годы в Китае быстро развивается чувство гордости за свою страну. Интересно, что до 1949 года 80 процентов (!) 500-миллионного населения Китая было неграмотными. Проблему удалось решить за счет открытия большого числа школ. Для них в свою очередь были созданы педагогические вузы. Конечно же, подобная массовость не могла положительно влиять на качество. И все же, работа в этой области была проделана просто титаническая. К настоящему времени 91 процент районов страны охвачен обязательным начальным обучением, 99 процентов детей школьного возраста ходят в школу, сокращается число детей, который по той или иной причине прервали учебу.
4Подробнее →
Картинка к "Русско-финские заметки про семью"
01 окт. 2022 г.
Мы - я и моя любимая Катерина Сергевна - недавно вернулись из Мещеры. Впечатлений - масса, и большая часть из этих впечатлений благодаря встречам с потрясающими людьми.
Картинка к "Сингапур. Евгеника. Процветание"
31 дек. 2007 г.
Сингапур получил независимость в 1965 году и был тогда одним из самых бедных и проблемных мест в мире. Страна не располагала природными ресурсами. Даже пресную воду поставляла Малайзия, которая не была на тот момент дружественным Сингапуру государством. Сейчас Сингапур считается одним из экономических чудес Юго-Восточной Азии. За короткий срок его столица превратилась в азиатский Нью-Йорк. Экономические показатели государства выглядят оптимистично, несмотря на кризисы 1998 и 2001 гг. При этом Сингапур не располагает природными ресурсами.
Картинка к "Воспитание"
01 окт. 2022 г.
Целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.