Гуманитарный и естественнонаучный подход в психологии

01 января 2006 г. в 09:23

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Фильм «Культурная революция»

Два основных подхода в психологии вообще и практической психологии в частности, это естественно-научный и гуманитарный подход.

Можно говорить проще: Наука и Искусство.

Научно ориентированная психология — подход строгий, мужской. Наука опирается на факты, стремится к точным определениям, ясным показателям и наблюдаемым признакам, чтобы любое утверждение можно было проверить, а величину того, что обсуждается — измерить.

Если исследователь начнет говорить о «психической энергии», его спросят, в каких единицах она измеряется и чем. Если вводится понятие «коллективное бессознательное», необходимо определить, что имеется в виду под бессознательным, и предложить процедуру, явно демонстрирующую, что в такой-то ситуации мы имеем дело именно с коллективным бессознательным, а не чем-то другим. «Результаты тестов показали. Экспертные заключения свидетельствуют…» — это язык науки.

​​​​​​​Искусство верит в личность, наука — в технологии. Научный подход не применяется к тому, что уникально, неповторимо и существует принципиально в одном экземпляре — зачем? Если нечто может сделать только один уникальный человек — это искусство, но не наука. Наука создается для того, чтобы то, что может сделать один, смог по найденной технологии повторить другой подготовленный специалист.

Искусство верит откровению, наука предпочитает воспроизводимость предсказаний. В гуманитарном подходе часто достаточно объяснить происшедшее — если все успокоились, этого достаточно. Научно ориентированный специалист ищет закономерности и алгоритмы, позволяющие уверенно говорить, при каких условиях мы в следующий раз получим нужный нам результат. Наука — это воспроизводимость результатов.

Научный подход всегда стоит на логике, удостоверяющей истинность наших построений. В науке логика обязательна, и логика должна быть непротиворечива. Там, где логику сменяют чудеса и Высшие силы — наука заканчивается. Научный подход чаще адекватен тому, что само имеет жесткую определенность, что является в этом смысле вещью и свободы лишено. Логический язык может описать только то, что само имеет логику изнутри.

Следствие этого: в научно-ориентированном подходе все потенциально свободное рассматривается как все-таки несвободное. Человек в рассмотрении естественно-научного подхода — скорее биокомпьютер. Скорее вещь, объект, описываемый схемами и определяемый причинно-следственными связями. Не свободный, не живой.

Гуманитарный подход, подход искусства — подход гибкий и свободный. В языке активно используются многозначные метафоры, легкие ассоциации, свободные аналогии, это скорее не инструментарий работы, а язык общения свободных живых людей со живыми, свободными и спонтанными людьми, которые сейчас поняли друг друга. Гуманитарий позволит себе строгость и науку тогда, когда ему это будет по душе, и уйдет от этой излишней строгости, когда его душа попросит другое. Если два человека в общении между собой выберут сказку или молитву, поскольку на это откликаются их чувства — это их право, это может быть частью психологической работы, но это подход гуманитарный, а не научный.

Гуманитарный подход — подход женский, подход гибкий, допускающий любую произвольность ради достижения ситуативной цели. Чаще адекватен тому, что само лишено жесткой определенности, что не может быть названо вещью, что несет в себе бьющуюся жизнь и свободу.

Следствие этого: для гуманитария даже вещи видятся скорее как живые существа. При гуманитарном взгляде даже каждый автомобиль — это уже мальчик или девочка, он имеет свой характер, свои привычки, что-то любит, а что-то не выносит. Он чувствующий и живой. При гуманитарном подходе я свободен сам выбирать, как мне осмыслять свои действия, как понимать себя, представлять свою жизнь, ощущать свое бытие в мире. Мы сочиняем произвольные истории про себя, про других и жизнь в целом, и насколько эти истории определяются нашей свободой, а не задаются внешними причинами, настолько это гуманитарный подход.

Большая часть немедицинской психотерапии существует в пространстве гуманитарного подхода, а еще точнее — живет в пространстве сказок, метафор и прямых внушений. К психотерапевту приходит клиент с проблемами, которые создал он себе сам, в своей реальности. Психотерапевт в ответ на это предлагает ему другую реальность, новую сказку с другими сущностями, для убедительности создает там новую проблему (с которой он умеет работать лучше), решает эту проблему и этим фактом убеждает клиента, что теперь его проблема ушла. Добрый сказочник вытеснил плохого сказочника, и в этой работе близко не было ни науки, ни логики. Это было искусство внушения.

В реальности, большинство понятий, используемых в практической психологии, с трудом поддаются точным определениям и не всегда имеют четкие наблюдаемые признаки. Водораздел подходов в том, что гуманитарно ориентированным психологам научность и не нужна, их строгость понятий и процедуры верификации не волнуют, в то время как научно ориентированные психологи к научности стремятся, они стараются договориться о четком объеме используемых понятий и найти четкие наблюдаемые признаки того, о чем говорится.

Что выберем для работы?

Уважаемые коллеги психологи, начинайте с научного подхода, но ориентируйтесь на лучшие образцы литературы. Талантливые художники в качестве психологов работают глубже и ярче, чем квалифицированные научные психологи.

«Это правда, что по сравнению с гигантами литературы психологи, занимающиеся изображением и объяснением личности, выглядят как бес­плодные и порой немного глупые. Только педант может предпочесть необработанный набор фактов, который психология предлагает для рассмотре­ния индивидуальной психической жизни, великолепным и незабываемым портретам, которые создаются знаменитыми писателями, драматургами или биографами. Художники творят; психологи только собирают. В одном слу­чае — единство образов, внутренняя последовательность даже в тончайших деталях. В другом случае — нагромождение плохо согласованных данных» — пишет Г. Олпорт.

С другой стороны, подготовка психолога должна начинаться с науки, с хорошей строгой научной школы, поскольку гуманитарный подход дает слишком большие возможности для глупости и подтасовок. «В лите­ратуре можно найти, например, что послушание определенного персонажа объясняется тем, что «в его жилах течет лакейская кровь», горячность другого — тем, что у него «горячая голова», и интеллектуальность третье­го — «высотой его массивного лба». Психолог был бы разорван на куски, если бы он позволил себе подобные фантастические высказывания отно­сительно причин и следствий» — оттуда же. Гуманитарный подход — как езда без правил. Когда за рулем мастер, вы получите настоящее наслаждение от поездки. В другой ситуации — вы попадете в ДТП. Гуманитарный подход прекрасен, пока не опускается до недалекой житейской психологии.

Гуманитарный подход дает больше возможностей, научный дает больше надежности. Лучшая импровизация та, которая заранее подготовлена, лучшее свободное творчество рождается на научной базе. Работа специалиста-психолога когда-то может выглядеть как шаманство и волшебство, но настоящий специалист всегда сможет разложить свою работу на те детали, которые логичны и определяемы. Специалисты должны уметь пользоваться понятиями, которые определены и имеют (или могут иметь) наблюдаемые признаки. Специалисты должны думать и говорить так, чтобы в их размышлениях и выводах была связность, была логика.

Однако в научном подходе нам ценна не только определенность понятий и логика. Научный подход — это ориентация на человеческий разум, и, выходя за рамки научного подхода, нельзя выходить за рамки разумности. Если после работы психолога сотрудники моей компании начнут принимать решения, ориентируясь вместо данных на свою интуицию и помощь Высших Сил, психолог был не прав. Опытный специалист волен выходить за рамки научного подхода, но он должен понимать все опасности этого.

В процессе психотерапевтической работы вы дали женщине установку, что ваши внушения будут помогать ей дистанционно, то есть в том числе и в ваше отсутствие — да, это красивый ход, и женщине это очень помогло. Готовы ли вы к тому, что вдруг она почувствует, что вы стали дистанционно давать ей уже не позитивные, а негативные внушения? И она ночью придет к дверям вашей квартиры, требуя от вас прекратить наводить на нее порчу?

Помочь клиенту — важно, но не менее важно КАК вы это сделали, за счет чего, какие внушения при этом вы дали клиенту. Важно думать о дальних последствиях нашей работы. Гуманитарно раскрепощенные психологи, не имеющие обязательств перед наукой, сегодня распространяют дикое количество мифов: каждый мальчик хотел или хочет смерти отца (Эдипов комплекс), «сдерживание гнева и агрессии вредно», «выплескивание гнева освобождает от агрессии», «плохих эмоций не бывает», теория родового поля в расстановках и так далее. Чтобы не наносить подобный вред культуре, конкретным людям и авторитету психологической науки, свободный полет гуманитарной мысли необходимо все-таки поверять научными исследованиями.

То, что не сдерживается наукой, скоро начинает противоречить этике.

  • Наука
  • Гуманистический подход
  • Автор Н.И. Козлов
  • +

Комментарии (2):

Гость, 20 ноября 2020 г. в 06:07

Доброго времени суток! Расскажите, пожалуйста, почему осуждается утверждение "плохих эмоций не бывает"?

1 ответ
Соколова Л.В., секретарь Н.И. Козлова, 23 ноября 2020 г. в 11:21

Гость, эти вопросы и много всего другого важного и интересного, Николай Иванович обсуждает в Клубе «DISTANT-NIK» 7 дней - бесплатно. Присоединяйтесь!

Материалы по теме:

Картинка к "Личность: проблема науки или искусства"
01 окт. 2022 г.
Личность, как бы ее ни понимали, прежде всего реальная, сущест­вующая, конкретная часть психической жизни, существующая в формах строго единичных и индивидуальных. На протяжении веков феномен человеческой индивидуальности описывался и изучался гуманитарными науками. Наиболее эстетически настроенные философы и наиболее фило­софски настроенные художники всегда делали это своей специфической областью интересов. Постепенно на сцену вышли психологи. Можно сказать, что они опо­здали на две тысячи лет. Со своим скудным оснащением современный психолог выглядит как самонадеянный самозванец. И таковым он и яв­ляется, по мнению многих литераторов. Стефан Цвейг, например, говоря о Прусте, Амилье, Флобере и других великих мастерах описания характеров, замечает: «Писатели, подобные им, — это гиганты наблюдения и литера­туры, тогда как в психологии проблема личности разрабатывается маленькими людьми, сущими мухами, которые находят себе защиту в рамках науки, и вносят в нее свои мелкие банальности и незначительную ересь».
0Подробнее →
Картинка к "Наука"
01 окт. 2022 г.
Наука - мировоззрение, согласно которому здание (процесс и результаты) познания должно быть строгим и связным: построено из четких кирпичиков, каждый кирпичик должен основываться на другом кирпичике и любая деталь конструкции должна быть проверена на прочность
Картинка к "Нужна ли научность практической психологии"
01 янв. 2010 г.
В синтон-подходе научное мировоззрение является обязательной основой, однако многие психологи, прекрасные профессионалы и практики, к требованию научности относятся философски: на их взгляд, в практической психологии научность не является очень востребованной вещью. 
Картинка к "Опыт обоснования гуманитарной психологии"
31 дек. 2009 г.
Происходящие в нашей стране кардинальные изменения в области политики, экономики, идеологии, общественной морали привлекают пристальное внимание ученых разных специальностей. Широко известны мнения и дискуссии ведущих экономистов, юристов, историков, социологов.
Картинка к "Житейская и научная психология"
01 янв. 2010 г.
Житейский опыт, житейская психология - база для психологии научной. Научная психология опирается на житейский психологический опыт, извлекает из него свои задачи и на последнем этапе житейским опытом проверяется. Основное различие житейской и научной психологии - в качестве и характере знания. Житейские знания и опыт обычно более конкретны, носят интуитивный характер и чаще невысокого культурного уровня: основаны на стихийных наблюдениях, случайных размышлениях, часто негативны и безответственны, сильно подвержены моде, настроениям, страхам и слухам, во многом иррациональны.