Качественный тренинг

01 января 2006 г. в 12:37

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Если вы увидите яркую рекламу "тренинг личностного роста" и пойдете на этот тренинг, совершенно не очевидно, что вы попадете на тренинг, а не на безобразие, и что там вам будет предложен личностный рост, а не смесь дешевой рекламы, пустых призывов, легкой мистики и тяжелой эзотерики. Тренинги бывают качественными, а бывают другими - любительскими и низкопробными, см. Якобы тренинги якобы личностного роста

Качественный, по-настоящему хороший тренинг - это тренинг, сделанный профессионально и соответствующий рекламным заявкам.

Иногда людям кажется, что, сходив на хороший тренинг, они сразу решат все свои проблемы. Иногда это случается, иногда - нет, и это не всегда связано с качеством тренинга.

Тренинг – это не волшебная палочка. Как руководитель с 30-летним стажем, я знаю, что обучение сотрудника – дело не быстрое, но с тренингами оно проходит быстрее. Даже если тренинги подсказали, где твои сильные и слабые стороны - это только начало твоей работы над собой. Потом можно работать самостоятельно или под руководством специалиста, помощника тренера, что будет лучше, но, если ты сходил на тренинг и думаешь, что у тебя теперь все произошло - это ошибочно. Это можно сравнить с тем, что ты пришел к врачу и сказал: доктор, худейте меня, а сам я ничего делать не буду. Конечно, хороший тренинг, все равно, даже если ничего не делать, дает очень серьезные, сильные, настоящие результаты. Но если человек на тренинге и после него сам активно работает, например, записывает какие новые мысли и идеи он услышал, какие обязательства берет на себя, хотя бы элементарно вечером вовремя ложиться спать, какие навыки, упражнения он будет тренировать, то результаты будут в два-три раза больше, в сравнении с тем, кто просто побывал на хорошем, качественном тренинге.

Критерии качественного тренинга:

  • актуальность,
  • новизна материала,
  • новизна упражнений.
  • удовлетворенность аудитории,
  • люди реально используют то, что на тренинге дали.
  • личность тренинга,
  • востребованность.
  • соответствие материала теме, заявленной в рекламе.

Качество тренинга зависит от многих факторов. Большинство из них под контролем тренера (ведущего), часть - вне его контроля и компетенции. Смотри Обстоятельства, влияющие на оценку тренинга и Запрос аудитории и направленность тренинга

Главным фактором, определяющим качество тренинга, является личность и профессионализм тренера (ведущего тренинга). Основные признаки качественного тренинга:

  • Тренинг сделан известным, опытным, авторитетным ведущим, либо ведущим известного, авторитетного Тренингового центра.
  • Ведущий имеет соответствующее профессиональное образование и профильные сертификаты.
  • На сайте или в рекламном буклете четко и подробно описаны задачи тренинга и его основные темы.
  • На тренинге вы получаете качественно подготовленный раздаточный материал, тренер использует хорошо подготовленные слайды и презентации.
  • Тренер владеет предметом, ведет себя уверенно, не путается в понятиях, не перескакивает с темы на тему, соблюдает временной регламент. См.→

Вопрос: Должен ли тренер объяснять участникам что он с ними творит и при помощи чего? (естественно, при условии, что он сам знает) Должен ли говорить, что сейчас мы используем «телесноориентированную терапию», а сейчас будет упражнение из «танцедвигательной терапии», а потом мы продолжим упражнением из "аутентичного движения"? Должен ли говорить, что сейчас мы используем технику из «гештальттерапии разговор с пустым стулом», а теперь разберёмся с «трансовыми состояниями из эриксоновского гипноза», и закончим техникой из "НЛП якорение"?

Ответ: То, что тренер это должен, говорят обычно (по наблюдениям) сильно тревожные люди, обеспокоенные не получением результата, а «как бы чего ни вышло».

Другие участники тренинга, которым нужен собственно результат, названиями методик интересуются мало. И если тренер будет любое свое действие комментировать, называя методику и автора, воспримет это как тренинговый мусор. И сформулирует тренеру претензию: «За эти научные комментарии мы не платитили». С другой стороны, если интересующийся человек подойдет к тренеру на перерыве или после занятия и задаст методические вопросы, то, на мой взгляд, хороший тренер может и должен на них подробно ответить.

Если вам важно разобраться, как выбрать подходящий вам тренинг, смотрите соответствующую статью...





  • Тренинги
  • Ведущий
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (1):

Гость, 21 февраля 2022 г. в 17:22

Можно я добавлю. С моей точки зрения, есть еще 3 момента: 1 - содержание тренинга. Оно НЕ может включать "про все, про человека вообще, про общую идею". На тренинг приходит человек, приходит с целью что-то изменить, чему то научиться, что-то узнать про мир или самого себя. Уже из названия тренинга должно быть понятно, о каком элементе его жизни будет идти речь. И чем уже и конкретнее этот элемент, тем более качественным может оказаться тренинг. 2 - методика проведения занятия. Терминологически - тренинг, это форма активного обучения. Мне кажется важна НЕ новизна упражнений, а методика их проведения. Упражнения должны давать возможность участникам тренинга действовать внутри или внешней среде взаимодействия между людьми. 3 - индивидуализация всего, что делают участники на занятии, дома, в реальной жизни. Только в этом случае можно рассчитывать на применимость человеком того, что он получил на тренинге.

Материалы по теме:

Картинка к "Как выбрать тренинг?"
01 янв. 2005 г.
Тренинги все чаще становятся формой развлечения, сочетание приятного с полезным, где значимость момента пользы с каждым десятилетием снижается. А как выбирать себе тренинг, если вы не как все, а умный человек? Решение: представьте, что вы руководитель, и к вам подходит сотрудник с просьбой отпустить его на тренинг - в рабочее время и за ваши деньги. Вы - руководитель. Как вы поступите?
2Подробнее →
Картинка к "Методика тренинга"
01 янв. 2002 г.
Я буду говорить скорее о тренингах развития личности, а не о развитии конкретных навыков, психотерапевтическая работа также останется за рамками моего доклада. Тренинг развития личности – это деятельность образовательная, а не восстановительно-лечебная или помогающая. Это обучение навыкам универсального действия, повышение личностного потенциала. На тренингах развития личности развивается ответственность, позитивный взгляд на жизнь - все это является навыками, которым можно обучаться и самому человеку, и помогать обучать других. Ответственность - это то, что детям мы передаем и если, например, в семье этим владеем, пользуемся, ответственные люди, то мы обучаем этому и свои коллег, друзей, сотрудников и так далее. Это навык, но универсального действия, который работает в большом числе ситуаций, а не только на печатной машинке, вождении машинки и т.д.
Картинка к "Обстоятельства, влияющие на оценку тренинга"
01 янв. 2010 г.
Если народа мало или народ кислый - яркий тренинг сделать трудно. Или, если народ не знакомый с тем, что такое тренинг, и пришел посидеть и послушать, то будет тренинг не на заявленную тему, а на тему «Как проходить тренинги». Важный пункт - возможности перспективных контактов на тренинге. Многие участники ценят программу MBA не собственно за содержание, а в связи с тем, что там обычно собираются (тусуются) руководители крупных компаний, с которыми можно удобно задружиться.
Картинка к "Оценка качества тренинга"
01 окт. 2022 г.
Оценка качества тренинга — это оценка, насколько тренинг был сделан профессионально и смог ответить на запросы его участников.
Картинка к "Тренер, ведущий тренинга"
01 окт. 2022 г.
Тренер, ведущий тренинга - подготовленный специалист, ведущий личностные или бизнес-тренинги. Тренер, ведущий тренингов обязаны иметь специальную профессиональную подготовку. Ведущие психологических тренингов должны иметь психологическое образование и сертификаты, подтверждающие квалификацию для проведения тренингов данной тематики. Тренеры, ведущие бизнес-тренинги, также проходят процедуру сертификации.