Обучение и воспитание на примерах и образцах

02 сентября 2015 г. в 14:35

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovn

 

 

Дети копируют взрослых с удовольствием. Копируя поведение взрослых, дети осваивают этот мир. 

Детям нравится любая физическая активность, им нравится не только бегать, но и падать, им нравится обижаться и стесняться, им нравится целоваться и драться, им нравится копировать взрослых, когда они и улыбаются, и когда они ругаются. Дети копируют нас, когда мы им улыбаемся: они копируют именно нашу улыбку. Дети копируют нас, когда мы делаем удивленную улыбку - и мы вдруг видим удивленные глаза нашего ребенка. Ребенок копирует наши руки и плечи, когда мы устало всплескиваем руками, и скоро научится делать такие же усталые плечи. Дети срисовывают с нас наш страх и нашу неувернность, а когда мы энергично ругаемся на них, они с присущей им энергией запоминают все детали, чтобы где-то также убедительно начать кричать на кого-то еще. 

Родители воспитывают детей в первую очередь своим примером. Да? - Не совсем так. Правда в том, что поведение родителей действительно является важным образцом, который, как правило, копируется детьми, однако дети наблюдают поведение не только родителей, но и всех, кто их окружает, плюс в телевизоре или через компьютер дети видят образцы нередко гораздо более яркие. Жизнь была бы слишком легкой, если бы дело воспитания сводилось бы только к тому, чтобы родители сами вели себя достойно... К сожалению, все сложнее, и сдержанное поведение родителей далеко не всегда заразительно так, чем дикие крики и яркие кривые лица в мультиках.

О важности собственного, личного примера говорится обычно с педагогической точки зрения, чтобы родители "не пеняли" на внешние влияния и посмотрели бы в первую очередь на свое собственное поведение. Да, это полезно, но говорить о том, что "реально можно научить кого-то только своим примером", это, конечно, преувеличение: в науке подобных данных нет. Более того, есть данные, что человек учится из самых разных источников и по самым разным каналам. В любой семье параллельно научению на образцах происходит научение через положительное и отрицательное подкрепление (осознанное и бессознательное), через внушение и через разумное обсуждение...

Соответственно, точнее говорить о том, что родителям нужно позаботиться не только о том, чтобы самим вести себя прилично, но и о том, чтобы выиграть конкуренцию с другими привлекательными для ребенка образцами, привлечь к себе внимание ребенка и оказаться центральной фигурой, с которой он будет копировать стиль, манеры и образ жизни.

Как? Давайте думать вместе.

Если с детьми будете больше проводить время вместе - да, это будет помогать. Чаще копируется то, что находится перед глазами.

А когда вы в компании, посмотрите на глаза ребенка: он чаще смотрит на вас или больше на всех остальных окружающих? Если на окружающих, то вам пора вырабатывать в себе лидерские навыки (я не шучу) и научиться вести себя так, чтобы взгляды в любой компании были в первую очередь на вас. Смотрят - на лидера!

Проще и реалистичнее: вовлекайте ребенка в совместное с вами освоение хороших привычек. Учите себя хорошей осанке - попросите детей, чтобы они за вами следили. Когда заметят, что вы сутулитесь - с вас три приседания. Вариант - с вас денежный штраф в пользу того, кто вас на сутулости поймал. Можете быть уверены, что скоро дети начнут следить не только за вашей, но и за своей осанкой, станут ходить с прямой спинкой и вместе с вами приседать. Это же - весело!

Аналогично вы можете привлечь их к освоению привычки "Убираем нетки", чистая речь без мусорных слов и других посильных детям упражнений Дистанции.

  • Обучение на моделях
  • Виды и методы обучения
  • Автор Н.И. Козлов
  • Общение и влияние
  • Воспитание детей

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Критерии отнесения человека к самоактуализировавшейся личности"
01 окт. 2022 г.
0Подробнее →
Картинка к "Обучение на моделях, викарное научение"
01 окт. 2022 г.
И детям, и взрослым естественно копировать то поведение, которое они видят у других людей.