Подготовленная разборка

01 октября 2022 г. в 21:41

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

Подготовленная разборка — трудная обязанность старшего по отношению к младшим, руководителя — к сотрудникам. Если сотрудник допустил серьезный и (похоже) не случайный прокол, не понимая что он делает, здесь нужна — разборка. Но хорошая разборка — это подготовленная разборка, обеспечивающая контакт и понимание между вами. Подготовленная разборка — это подробный анализ происшедшего, «работа над ошибками», когда одновременно идет и критика (конструктивная), и обучение, и воспитание.

Тренинг «Лидерство и руководство»

Разборка — дело непростое, велика опасность устроить и скатиться в конфликт или просто в пустой и тяжелый напряг. Пока опыта недостаточно, разборками лучше не увлекаться, и в любом случае лучшее соотношение негатива и позитива во взаимодействии — 1 к 7. В данном случае, пусть на одну разборку приходится семь позитивных ситуаций: помощь, демонстрация симпатии и уважения, благодарность...

Фон разборки, о котором нужно помнить всегда, это сохранение контакта и поддержание нужного уровня напряжения/расслабленности. Излишняя напряженность нервирует и зажимает, слишком расслабленность уничтожает внимательность к делу. Ну, а если вы потеряли контакт, разборка теряет смысл в принципе: люди начинают защищаться или нападать, вас не слышат и только копят раздражение.

Разговор всегда проходит успешнее, если вы знаете, с чего начать, что должно быть главным пунктом и чем разборку завершить. Эти пункты продумайте и подготовьте заранее: очень выручит!

Хорошо подготовленная разборка имеет свои этапы.

Вначале — обустройство ситуации. Это — учет заранее всех факторов: времени, места и настроения разборки. Создание уютной и теплой обстановки. Подробнее смотри — Обустройство разборки

Первый этап: это присоединение, захват и позиционирование. Отследите, чтобы между вами создался контакт, (смотри, как делаются пристройки), удостоверьтесь, что собеседник точно способен слышать вас и обозначена нужная вам тема, («У меня к вам вопросы по поводу…»), создайте нужную вам атмосферу и настроение. (Например, теплоту. Или атмосферу ответственного напряжения, чтобы все дальнейшее воспринималось максимально серьезно).

Второй этап: репортаж (анализ «что произошло», создание общего смыслового поля). Чтобы в чем-то разобраться, нужно сформировать общее смысловое поле: видеть происшедшее по возможности одинаковым образом. А для этого вы должны знать то, что известно собеседнику, и собеседник должен быть в курсе того, что известно вам (или что вы считаете нужным сообщить ему): должен быть рассказ, репортаж.

Если в происшедшем вам все основное ясно, если можно или нужно провести короче, если собеседнику нужно дать определенное видение происшедшего, — первый репортаж ваш.

Если нужно дать собеседнику высказаться, «выпустить пары», если необходимо получить дополнительную информацию и на разборку достаточно времени, — тогда ваш репортаж может быть только затравкой, а основной доклад вы «поручаете» собеседнику.

Третий этап: определение причин происшедшего. Как правило, оправдывает себя стиль, когда вина не валится вся скопом на партнера, а хотя бы из политических соображений раскладывается на всех действующих в ситуации лиц, включая вас. И называется лучше «ответственностью​», а не «виной»: так звучит и точнее, и интеллигентнее. («Свою ответственность в происшедшем я вижу в том, что…»)

Общее естественное правило здесь — вести разговор на уровне разбора конкретных действий, а не общеличностных оценок. Не «ты безответственен!», а «то и то оказалось не сделано». Личность изменить трудно, по крайней мере — дело это не быстрое, изменить же поведение и конкретные действия может каждый.

Четвертый этап: поиск решения. Что можно сделать конкретно? Ну, вы сами (или вы вместе) разобрались в причинах происшедшего. Здорово, и что с этим делать? Что может быть принципиальным решением и в каких конкретных шагах этого решение может быть реализовано?

Пятый этап: мотивация. Два направления: мотивация прекратить негатив и мотивация к действиям нужным. Хорошо, когда позитивные перспективы видны, а последствия продолжения неправильного поведения понятны.

И последнее — выход: приятный и конструктивный. Создайте напоследок нужную атмосферу (ответственную или приятную) и направьте на дело, с которым человек определенно справится. На языке дрессировщиков, вы должны обеспечить финальное положительное подкрепление. Ваши подкрепления раз за разом должны внушать человеку, что с вами беседовать не только нужно, но и приятно, хорошо, а быть успешным (хотя бы под вашим руководством) он вполне может.

Если вдруг на каком-то этапе разборки вы в ответ получаете не конструктивное сотрудничество, а защиту, неконструктивные эмоции и прочий протест, то двигать разборку дальше смысла нет. На данный момент разговор лучше мягко (с поддержкой и теплотой) замять, но потом (позже) устроить жесткую конструктивную разборку уже по двум пунктам: и по первому поводу, и в связи с неконструктивным поведением во время разборки.

Примеры разборок

Смотри примеры конкретных разборок.

Разборки с близкими:

Разборки с сотрудниками:

Видеокурс проф. Николая Ивановича КОЗЛОВА 
«Эффективное влияние»
В курсе 6 видеоуроков. Посмотреть >>

Видеокурс «Эффективное влияние»

  • Методики
  • Критика
  • Автор Н.И. Козлов
  • Курс - Эффективное влияние

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Конструктивная критика"
01 окт. 2022 г.
Конструктивная критика — критика, в которой говорится не что плохо, а что и как сделать лучше.
9Подробнее →
Картинка к "Обустройство разборки"
01 окт. 2022 г.
Учет и организация всех элементов ситуации, чтобы разборка прошла максимально эффективно.
Картинка к "Подстройка"
01 янв. 2008 г.
Подстройка — изменения в нашем поведении, которые делают нас более похожим на собеседника.
Картинка к "Разбор полетов"
01 окт. 2022 г.
Задача руководителя — провести разбор полетов так, чтобы все остались довольны собой.
Картинка к "Разборка"
01 окт. 2022 г.
Разборка — подробный анализ (разбор) происшедшего прокола.
Картинка к "Реакция на ошибки"
01 янв. 2010 г.
Ошибки допускают окружающие, ошибки допускаем и мы сами. Тот, кто грамотно реагирует на ошибки свои, обычно более грамотно реагирует и на ошибки окружающих. Не так важно, с какого конца начинать учиться - важно, чтобы на любые ошибки, и свои и чужие, мы реагировали грамотно, то есть эффективно для дела и экологично для человека.