Подкрепление

01 января 2006 г. в 08:52

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Подкрепление — это мгновенная, позитивно или негативно влияющая, реакция обучающего (или внешней среды) на определенное действие обучаемого.

Фильм «Маугли»

В этом определении важны все элементы.

«Мгновенная» — оценка действия обучаемого должна быть действительно мгновенной, чтобы тот мог точно связать ее с каким-то своим поступком. Если с установлением этой связи возникнут проблемы, корректировка поведения может пойти не тем путем, который планировал обучающий.

«Позитивно или негативно влияющая реакция» — позитивная реакция подскажет, что действовать в дальнейшем нужно также, как только что продемонстрировал «обучающийся», а негативная посоветует поискать другие варианты поведения.

«Обучающего или внешней среды» — «учителями» могут быть не только люди. Не зря же говорят: «Жизнь заставила».

«На определенное действие обучаемого» — помним, что подкрепление — это одновременно и реакция на поведение, и стимул к определенной дальнейшей деятельности.

Метод подкрепления внешне похож на метод наград и наказаний, но по сути отличается принципиально. Смотри статью

Подкрепление бывает положительное и отрицательное, прямое и косвенное, осознанное и нет, намеренное и стихийное, вторичное и частичное. Положительное подкрепление — то, чем закрепляется нужное и правильное поведение. Это может быть и одобрительный взгляд, и похвала, и вкусность (для животного). Отрицательное — то, чем предотвращаем поведение ненужное. При хорошем контакте обучающего и обучаемого отрицательным покреплением может стать просто суровый взгляд, если такого контакта нет — то резкая фраза, нахмуренные брови и др. Положительное и отрицательное подкрепление осуществляется повсеместно, хотя обычно носит неосознанный характер и чаще отрицается: «Ничего я не подкрепляла, я просто улыбнулась и похвалила». Подкрепление может происходить и влиять на поведение стихийно: ребенок обжегся — больше руку к огню не тянет. Если же подкрепление кем-то осуществляется намеренно, оно, как метод подкрепления, носит уже другие имена: дрессировка, метод наград и наказаний, оперантное обусловливание, воспитание и др. Подкрепление бывает разовым и системным. Ребенок обжегся — больше руку к огню не тянет: тут хватило одного отрицательного подкрепления. В других случаях для получения устойчивого результата требуются повторения, требуется система подкреплений. Различают подкрепление прямое и косвенное. Косвенное подкрепление — это наблюдение за поведением других и того, к чему приводят последствия такого поведения. От базового подкрепления отличают вторичное подкрепление. Вторичное подкрепление — это ассоциативная связь ранее нейтральных событий и сигналов с событиями значимыми, вследствии чего ранее нейтральные сигналы и события сами начинают действовать как положительное или отрицательное подкрепление. Подкрепление бывает полным и частичным. При постоянном подкреплении поощрение выдается за каждую правильную реакцию. При частичном подкреплении поощрение выдается только при некоторых правильных реакциях, скажем в каждом третьем случае желаемого поведения, или в каждом десятом, или при его первом проявлении каждый час или каждый день.

Подкрепления — огромная и естественная часть нашей жизни.

Кошка в скинеровском ящике нашла педальку, нажала ее и вышла из клетки. Свобода в данном случае — подкрепление нажатия педальки.

Ребенок обжегся — больше руку к огню не тянет, произошло отрицательное подкрепление (разовое подкрепление).

Ребенок учится ударам карате и в момент хорошего удара слышит от тренера: Отлично! Хорошо! — это подкрепление (вторичное подкрепление).

Подкрепление — обязательное условие любого научения и обучения. Главное правило: «Что подкрепляем — то и получаем». Смотри Подкрепление в воспитании детей и Как пользоваться подкреплением

  • Обучение
  • Подкрепление
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Частичное подкрепление"
01 окт. 2022 г.
0Подробнее →
Картинка к "Как заниматься с животными"
01 окт. 2022 г.
Спокойный, уверенный голос, немного с напором. Лицо спокойное, глаза смотрят на животного прямо, если нужно - в глаза, но не агрессивно, а настойчиво. На лице спокойствие. Команда подается четко, одним словом (жестом, сигналом - не важно). На каждый один сигнал - одна команда. Если есть команда Сидеть - все остальные разновидности комнады: Сядь, Присядь, Посиди - для собаки понятны так же, как вам китайские слова.
Картинка к "Подкрепление и побуждающая мотивация (ВВП)"
01 окт. 2022 г.
Как правило, мотив направляет поведение на определенный побудитель, который вызывает удовольствие или облегчает неприятное состояние: еда, питье, секс и т. д. Другими словами, побуждающая мотивация аффективна и является продуктом удовольствия или неудовольствия. Когда-то психологи считали, что почти всякое ощущение, помимо интенсивности и других своих сенсорных качеств, имеет некоторую степень приятности или неприятности. Согласно этому взгляду, всякое ощущение располагается где-то вдоль «гедонистического континуума». Этот континуум простирается от приятных ощущений через нейтральные к неприятным, и каждому ощущению соответствует на нем некоторая точка.