Подкрепляем хорошее поведение детей

05 марта 2021 г. в 08:05

Автор: Кира Шершнева

Выпускница Университета практической психологии

Есть такое правило: на что мы больше всего обращаем внимание, того становится больше!

Ребенок сидит на коврике, тихонько сам играет в игрушки.

Мама в этот момент спокойна, она занимается своими делами — все же в порядке!

Вдруг ребенок начинает рвать страницы из книжки. 

  • «Ты что? Нельзя так делать!! Книжку нужно беречь!» — мама тут же подбегает к ребенку  и забирает у него эту книжку. Как только ситуация разрешена, она снова уходит по своим делам.

Ребенок остается один и продолжает играть.  Вдруг мама видит, как он начал рисовать ручкой на стене.

  • «Ай-ай-ай! На стенах рисовать нельзя!» — она тут же вскакивает, идет к ребенку, и начинает его учить жизни.  

Что в эти моменты усваивает ребенок?

«Чтобы мама обратила на меня внимание — мне нужно вести себя плохо!» И чем больше мама обращает внимание только на то, что делать не нужно, тем больше ребенок начинает вести себя плохо.

В чем здесь дело?

Для ребенка важно внимание родителя. Существует три вида внимания, которые вы можете ему дать:

Позитивное, негативное и ... — никакого! То есть — равнодушие. Последнее — самое трудное для ребенка. 

Часто бывает, что мы не замечаем хорошего поведения и принимаем его, как должное. Но при этом,  неправильное поведение замечаем всегда! Усваивая этот урок, ребенок начинает создавать ситуации, провоцирующие реакцию родителей. И ему в данном случае не важно, позитивная она или негативная. Главное, что мама или папа обратили на него внимание.

Поэтому, предлагаю поменять стратегию: научиться обращать внимание на то поведение, которое вы хотите у ребенка выработать. 

Давайте потренируемся.

 Ситуация: вчера за обедом вы сделали ребенку замечание за то, что он вертелся и играл за столом, и просили его сидеть спокойно. Сегодня он сам какое-то время кушает спокойно. 

Как реагирует мама:

Вариант 1: Мама никак не озвучивает этот факт, и принимает его, как должное. Какой вывод делает ребенок? 

  • Зачем я буду вести себя хорошо, если мама не обращает на меня внимания? И начинает вертеться и играть снова, 

Вариант 2: Мама замечает, что ребенок сегодня ест спокойно, аккуратно, как взрослый! Хвалит его и радуется. Ребенок получил внимание мамы. И внимание хорошее, приятное. 

Вопрос — какое поведение он захочет выбрать в следующий раз?

Чем больше вы обращаете внимание на хорошее поведение, тем чаще ребенок будет вести себя именно так.

Итак.

1. Составьте список ситуаций, где вам нравится, как ведет себя ребенок (которые вы обычно не замечаете и/или хотите поддержать) и список тех ситуаций, где вы бы хотели улучшить его поведение.

Например, ребенок

— сам нашел себе занятие 

— дружно играет с братиком/сестренкой

— спокойно сидит за столом

— помыл за собой тарелку

— помог вам в чем-либо

— поиграл в игрушки и убрал

— заправил кровать сразу после сна

— спокойно стоял, когда вы его одевали

— сам надел носки  и т.д.

2. Напишите, как вы будете это поведение подкреплять.

Это может быть:

  • ваша радость 
  • похвала
  • улыбка
  • обнять ребенка
  • поцеловать ребенка
  • косвенная похвала (рассказать кому-то и семьи, как ребенок сегодня сделал что-то хорошее)
  • проявить интерес к тому, что делает ребенок
  • теплые слова
  • вечером вспомнить об этом

3. Выберите 2-3 наиболее важных на данный момент ситуаций и каждый день отмечайте в таблице — сколько раз за день подкрепили. Минимум подкрепляйте желаемое поведение 1 раз в день. 

Желательное поведение

Подкрепление

Результат

Чтобы ребенок сидел спокойно и ел (если обычно он ведет себя по-другому)

Заметить, когда он сидит спокойно и ест. Порадоваться, похвалить, сказать добрые слова.

1 раз

Ребенок дружно играет с братом/сестрой

Заметить, похвалить! Вечером вспомнить об этом, сказать ему.

2 раза

4. Когда вы поймете, что научились замечать и подкреплять нужное вам поведение, приступите к следующим из списка.

Главное выработать привычку замечать хорошее, и тогда тогда табличка вам будет уже не нужна!

Вариант работы с упражнением — подключите ребенка: выберете что-то, за чем ребенок может следить сам и предложите ему контролировать это. Например, каждый раз, когда он поиграл и сложил на место игрушки — он будет радостно говорить вам об этом.  За это — получит обнимашки и/или, например наклейку звездочку. А вечером можно посчитать, сколько звездочек заработал ребенок!

  • Положительное подкрепление
  • Приучение ребенка к хорошим привычкам
  • Родители, дети, поведение детей

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Как реагировать на проступки детей?"
28 окт. 2020 г.
Родитель – живой человек, он может расстроиться, огорчиться и даже ужаснуться...
0Подробнее →