РЭПТ: Рационально-эмоционально-поведенческая терапия А. Эллиса

01 октября 2022 г. в 21:46

Редактор: проф. Н.И. Козлов

Рационально-эмоционально-поведенческая терапия разработана Альбертом Эллисом.

Сессии когнитивной психотерапии с Альбертом Элиссом

Называлось в разное время и называется сегодня разными специалистами по разному: РЭТ (рационально-эмоционально терапия), РЭПК (рационально-эмоционально-поведенческое консультирование), РЭПТ (рационально-эмоционально-поведенческая терапия).

Скачать Уолен С., ДиГусепп Р., Уэсслер Р. Рационально-эмоционально-поведенческая психотерапия.doc

Главная цель РЭПТ — обучение рациональной социальности. РЭПТ — не лечение, не психотерапия, а изменение поведения: обучение и тренировка. Обучение научно (рационально) осмысленному опыту совладания с жизненными проблемами, со своими чувствами и поступками и тренировка навыков мышления и рационального поведения.

»РЭПТ также содержит профилактическое обучение и, возможно, поэтому может по-настоящему называться, вместо закрепленного медицинского термина психотерапия, изменением поведения, или обучением» (Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. / Пер. с англ. — СПб.: Изд-во Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — С. 45.). См.

Традиционное название «психотерапевт» в данном случае более уместно заменять на «тренер-консультант в области жизненных (социальных) навыков». Или: социо-тренер, социо-консультант.

Теоретические представления РЭПТ

РЭПТ считает, что фактически все проблемы людей являются результатом иррациональных верований (мистического мышления, веры в некритически усвоенные «следовало», «нужно» и «должен») и поэтому могут быть прямо и непосредственно устранены строгим следованием эмпирической реальности (Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. / Пер. с англ. — СПб.: Изд-во Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — С. 45).

Базовый постулат: люди сначала интерпретируют ситуации в соответствии со своими укоренившимися верованиями, а затем действуют на основе этих интерпретаций.

«Если верования не меняются, не происходит и улучшения. Если изменяются верования, изменяются и симптомы. Верования функционируют как небольшие операциональные блоки». (А. Бек)

Три базовых принципа работы с верованиями:

  1. Люди испытывают проблемы не из-за событий, а в результате восприятия их через призму верований.
  2. Не важно, когда ты приобрел то или иное верование, ты до сих пор его придерживаешься, если испытываешь соответствующие проблемы. Это принцип приоритета настоящего времени (его не надо путать с гештальтистским принципом «здесь-и-сейчас»).
  3. Нет иного способа справиться с этим, как работать и практиковаться всю оставшуюся проклятую жизнь! (There is no way but work and practice the rest of your damn life!) Это принцип конкретной и регулярной работы. В одном из своих выступлений А. Эллис сказал, что самая важная вещь в РЭПК — это просто «работа, работа, работа... (Документ интернета: http://www.fenichel.com/Beck-Ellis.shtml)».

Модель ABC

Модель ABC (иногда — «A-B-C», в расширенном варианте — «ABCDE») — ядро теории РЭПТ. Другие названия «моделью терапевтических изменений» и «ABC-теорией личности». Описывает не только процесс возникновения ошибочных эмоций и поведения, но как устранять их причины.

  • «А» (активаторы, англ. activating events) — это любые текущие события или собственные мысли, чувства, поведение в связи с этими событиями, а, возможно, воспоминания или мысли о прошлом опыте.
  • «В» (англ. beliefs) — верования.
  • «С» — следствия (англ. consequences).

В «А» каждый человек привносит что-то свое, а именно свои убеждения, цели, физиологическую предрасположенность, установки, взгляды — «В» (англ. beliefs). И уже «В» приводит именно к тому, а не иному «С» — следствию (англ. consequences).

«А», «В» и «С» тесно связаны, и ни один из этих элементов не может существовать без других. Чтобы изменить «С», нужно или изменить непосредственно «А» (самый неглубокий уровень психотерапевтических изменений), или осознать, что «В», ведущие к иррациональным «С», иррациональны, проверить это в опыте и принять вместо конкретных иррациональных «В» конкретные рациональные. Или же, в идеале, в случае самого глубокого и эффективного терапевтического изменения, произвести философское реструктурирование иррациональных воззрений.

Рациональные и иррациональные верования

Рациональные взгляды ведут к продуктивному поведению, то иррациональные верования — к саморазрушению и ошибочному, иррациональному поведению. А именно, запускаются следующие процессы:

  • драматизация) — «А» оценивается как ужасное более, чем на 100 %. Начинается с «это не должно быть настолько плохо…»;
  • осуждение) — те, кто не делает того, что «должны» (в том числе по отношению ко мне самому) — «плохие», «недостойные», «недочеловеки» итп.

Три корневых иррациональных верования по А.Эллису: «Все сводится к трем вещам:

  • Я должен все делать хорошо.
  • Все должны обращаться со мной хорошо.
  • Мир должен быть легким для меня». См.

В частном случае — это замена абсолютистских требований («должен» и «обязан» — «должнонанизм», философия абсолютного долженствования) — на рациональные относительные предпочтения в данной конкретной ситуации. В общем — это принятие гибкой установки по отношению к жизненным событиям в целом.

Какие верования не трогаем

Любые специфические идеологические, политические или религиозные верования остаются личным делом как клиента, так и консультанта.

На Западе немало представителей различных конфессий обращаются к РЭПК и как к инструменту пасторского консультирования, и как к методу самопомощи, не поступаясь при этом самой верой.

Конструктивные и неконструктивные эмоции

В РЭПТ проводятся различия между конструктивными и неконструктивными эмоциями: например, гнев неконструктивен, в то время, как недовольство является стимулом к изменению нежелательного положения вещей и, таким образом, является конструктивным.

Этапы работы с мешающими клиентам верованиями:

  • Аналитическое диагностирование верований.
  • Раскачивание и размягчение верований клиента

Метод критической дискуссии. А. Эллис проводит всего лишь 30-минутные сессии (сравни с многочасовыми сессиями у фрейдистов).

Когда клиент начинает осознавать и фиксировать в словах свои патогенные мысли, к каждой из них задается вопрос: «На каком основании Вы считаете эту мысль верной?» Этот вопрос возникает из предположения, что все верования индивида существуют в его сознании благодаря тому или иному обоснованию. А. Эллис подчеркивает: «Я пытаюсь показать на протяжении всей сессии, что всегда есть «обоснование» определенного верования». Преобладающая часть этих обоснований покоится в виде невостребованных к осознанию когниций, поскольку в сложившихся культурах и в системе современного образования практически отсутствуют ситуации, в которых бы осознанно ставились под вопрос и аналитически формулировались многие ключевые мировоззренческие верования индивида.

  • Замена их более гибкими и рациональными
  • Вживление новой привычки: длительная и регулярная тренировка в пресечении рецидивов ложных верований и в применении верований рациональных

Эта работа, обеспеченная в РЭПК большим количеством бланковых форм и практических упражнений, проделывается клиентом главным образом самостоятельно в виде дневников и домашних заданий. На сессиях консультант проверяет результаты тренировки, помогает исправлять ошибки и вырабатывать новые программы. В некоторых случаях консультант может выступать как играющий тренер, то есть консультировать клиента с клаустрофобией прямо в лифте, а с клиентом с боязнью людных мест посещать публичные мероприятия или популярные пабы.

  • Обучение клиента делать все эту работу с собой — самостоятельно.

Подготовка клиента к тому, чтобы в будущем стать своим собственным терапевтом. Индивидуальная РЭПТ заканчивается не тогда, когда клиент решил все свои проблемы, но тогда, когда он чувствует себя готовым справиться с оставшимися проблемами самостоятельно и уверен в своей способности разобраться с любым затруднением в будущем (Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. — С. 65-66).

Дополнительный инструментарий

В РЭПТ применяется множество полезных техник и приемов: рациональные, иррациональные, эмоциональные, поведенческие, имажинативные (визуализационные), лингвистические (семантические), логические, экспериментальные (проверка на практике решений конкретных проблем), библио-, аудио— (специальные иронически-юмористические песни и стихи), визио— (карикатуры) и видео-терапевтические и многие другие. В работе Р. Мак-Маллина «Практикум по когнитивной терапии» описано свыше 100 отдельных техник, стоящих «на вооружении» у когнитивного консультанта (См.: МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии: Пер. с англ. — СПб.: Речь, 2001).

«РЭПТ представляет собой… форму эклектизма, известного как «теоретически непротиворечивый эклектизм», поскольку техники свободно заимствуются из других терапевтических систем, но применяются в целях, согласующихся с базовой теорией РЭПТ. В частности, РЭПТ-терапевтов волнуют кратковременные и долговременные эффекты конкретных терапевтических методик: они редко будут использовать методики, имеющие моментальный позитивный результат, но негативные отсроченные последствия (Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. — С. 65-66)».

Техники, не применяемые или избегаемые в РЭРТ

А. Эллис и У. Драйден прямо перечисляют техники, которых избегают в РЭПК:

  • техники, которые делают клиентов более зависимыми (например, излишняя теплота терапевта как сильное подкрепление, создание и анализ невроза замещения);
  • техники, которые делают людей более легковерными и внушаемыми (например, восприятие мира через «розовые очки»);
  • техники многоречивые и малоэффективные (например, психоаналитические методы вообще и свободные ассоциации в частности, которые побуждают клиента давать пространные описания активирующего опыта, или «А»);
  • методы, которые в короткие сроки помогают клиенту почувствовать себя лучше, но не гарантируют стабильного улучшения (например, некоторые эмпирические техники, в которых происходит полное выражение чувств в драматической, катартической и абреактивной манере — это некоторые методы и основные техники гештальттерапии; опасность здесь заключается в том, что подобные методы могут подтолкнуть людей к применению на практике философии, лежащей в основе таких эмоций, как гнев);
  • техники, которые отвлекают клиентов от работы над своим дисфункциональным мировоззрением (например, релаксация, йога и другие методы когнитивного отвлечения). Эти методы могут, однако, применяться вместе с когнитивным оспариванием, для того чтобы дать дорогу некоторым сдвигам в философии;
  • методы, которые могут случайно подкрепить философию низкой толерантности к фрустрации (например, постепенная десенсибилизация);
  • техники, в которых присутствует антинаучная философия (например, лечение внушением и мистицизм);
  • техники, которые пытаются изменить Активирующее событие («А») прежде, чем продемонстрировать клиенту, как можно изменить свои иррациональные Верования («В») (например, некоторые техники семейной терапии);
  • техники, не имеющие достаточной эмпирической поддержки (например, нейролингвистическое программирование, недирективная терапия, ребефинг (Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. — С. 65-66)).

Глубина работы

РЭПК обязательно начинается с настойчивых попыток побудить клиента к кардинальному пересмотру мировоззрения, поскольку только такая фундаментальная перестройка способна исцелить человека от нездорового мышления и деструктивных эмоций самым коренным образом и на всю оставшуюся жизнь — так, чтобы у него уже не было необходимости снова обращаться за посторонней помощью.

Если клиент в той или иной форме отказывается от этого варианта, то консультант переходит к симптоматической помощи, то есть к устранению и замене частных иррациональных верований клиента, касающихся отдельных аспектов его жизни или конкретного рода ситуаций.

Последняя линия отступления РЭП-консультанта — снятие эмоциональных симптомов клиента «шаманскими» методами, если клиент не способен или не хочет реагировать на рациональные методы.

Размышление о границах и перспективах

Техника РЭРТ имеет традиционные ограничения: подходит для рациональных и ответственных людей, либо для людей внушаемых, которые не будут сильно упираться в своих верованиях. Переживательные женщины и упертые фанатики этим подходом взяты не будут.

Заметим — а шаманские техники на них когда-то воздействовать смогут.

Кажется, что без ущерба для рациональнализма данный подход может быть усилен работой с телом — например, снятием функционального негатива. Пока клиент сидит с устойчиво несчастным лицом, никакая рациональная работа в направлении более позитивного взгляда на жизнь эффективной не будет.

  • РЭП

Комментарии (12):

Гость, 01 мая 2017 г. в 06:21
Слово "психотерапевтр", по тексту, мне нравится. Новый вид психозавров, видимо.
Гость, 25 марта 2018 г. в 16:37

Как с помощью этой же теории разобрать ситуацию в прошлом?

1 ответ
Гость, 25 января 2019 г. в 02:28

Там написано: "Неважно, когда у вас сложилось вероубеждение - в далеком прошлом или сейчас, важно обнаружить убеждение, причинчющее дискомфорт, если оно ложное, просто отвергните его, заменив на правдивое".

Гость, 05 октября 2018 г. в 00:59

Поясните понятия "шаманские методы" и "Переживательные женщины"

1 ответ
Козлов Николай Иванович, 07 октября 2018 г. в 20:33

Шаманские техники - фокусы типа "Запишите свои обиды на этом листочке и сожгите его - ваши обиды улетят вместе с пеплом!". Или приемы НЛП типа "Поговорите со своим бессознательным, потом сведите руки, и ваши конфликтующие части соединятся"... Переживательные женщины - очень распространенная категория женщин, которые привыкли и считают внутренне обязательным по любому вопросу то восхищаться, то ужасаться. Но чаще всего беспокоиться, тревожиться и переживать.

1 ответ
Гость, 20 июля 2022 г. в 17:40

Прием НЛП здесь описан абсолютно неправильно, утеряна суть. Примерно, как заправьте машину, и она обязательно поедет, а подготовка водителя и использование руля и педалей не объяснять.

Гость, 09 декабря 2019 г. в 16:07

Как же я благодарна Вам, Николай Иванович! За создание этого сайта, вообще за то, что он есть, за то, что разумный человек в трудной ситуации приходит сюда почитать и вспомнить, что он разумный и что он человек ! Спасибо Вам, и всем кто здесь работает!

Гость, 16 января 2020 г. в 10:41

Отличная статья, очень информативно! 

Гость, 05 февраля 2021 г. в 07:44

Большое спасибо за статьи. У меня один важный вопрос, на который ответа не было: возьмём пример предательства. Если тебя оставили в беде - надо научится лучше разбираться в людях. А какой исход? Что если это твой супруг? Где та грань, когда он может вечно оставлять в беде или изменять? Вот у меня ожиданий нет, скажем, но вроде это не самый лучший способ провести жизнь. Что делать? Нигде не могу найти ответ исходя из этой теории. Спасибо.

1 ответ
Соколова Л.В., секретарь Н.И. Козлова, 05 февраля 2021 г. в 08:26

Гость, эти вопросы и много всего другого важного и интересного, Николай Иванович обсуждает в Клубе «DISTANT-NIK» 7 дней - бесплатно. Присоединяйтесь!

Гость, 12 июня 2021 г. в 08:12

Цитата: "Переживательные женщины и упертые фанатики этим подходом взяты не будут. Заметим - а шаманские техники на них когда-то воздействовать смогут". Подобное лечится подобным. Similia similibus curantur. Иррационализм лечится иррационализмом. Своеобразная "психологическая гомеопатия", когда используются "шаманские техники".

Мария, 24 октября 2023 г. в 09:46
Статья хорошая, многое проясняет в отношении РЭПТ. Однако я не понимаю одного: разве этот подход не помогает людям тревожным (женщинам или мужчинам - неважно)? Ведь иррациональные убеждения приводят к этой дисфункциональной эмоции

Материалы по теме:

Картинка к "Альберт Эллис"
01 окт. 2022 г.
Альберт Эллис (1913-2007) родился в Питтсбурге, штате Пенсильвания, и рос в Нью-Йорке. У него были брат и сестра, которые были соответственно моложе его на 19 месяцев и на 4 года. Его отец большую часть времени физически отсутствовал. Его мать-еврейка была склонна смотреть на все сквозь пальцы и “была гораздо больше погружена в собственные удовольствия и самовозвеличивающую деятельность, чем в понимание и заботу о своих детях” (Ellis, 1991a, p. 3). В возрасте 12 лет он обнаружил, что его родители развелись. Другой травмой детства было то, что в возрасте четырех с половиной лет Эллис чуть не умер от тонзилита и нефрита, и в течение следующих нескольких лет его часто клали в больницу.
0Подробнее →
Картинка к "Альберт Эллис, выдержки из работ"
01 окт. 2022 г.
«Вместо того чтобы интерпретировать клиенту историческую причинность его отклонений, терапевт рационального подхода показывает ему, что он обладает властью, что он позволил первоначальным неадекватным реакциям на неудачи и расстройство овладеть им. Поэтому он продолжает реагировать в той же самой манере, которую он выбрал несколько лет назад.
Картинка к "Когнитивная терапия Аарона Бека"
31 дек. 2009 г.
Если интерпретации и внешние события сильно расходятся, это ведет к психической патологии. А. Бек, наблюдая больных с невротической депрессией, обратил внимание на то, что в их переживаниях постоянно звучали темы поражения, безнадежности и неадекватности. Бек заключил, что депрессия развивается у людей, воспринимающих мир в трех негативных категориях:
Картинка к "Психотерапия как обучение, образование и переучивание"
01 янв. 2001 г.
Что является психотерапией? Психотерапия — просто вопрос переучивания. Переучивание подразумевает отказ от устаревших понятий и знакомство с новыми и осуществимыми. Пациенты, в некотором смысле, подобны студентам; они нуждаются в способности и готовности участвовать в процессе переучивания. Терапия… — форма образования. Поскольку так называемая психотерапия — форма образования, а не терапия, то Вам нужен не доктор или врач, а человек, квалифицированный для того, чтобы обучить Вас в той области, в которой у Вас возникла трудность.