Свобода

01 января 2006 г. в 08:20

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Фильм "Сергей Калугин"

Свобода - возможность принимать самостоятельные решения и реализовывать собственные планы.

Свобода - обязательный атрибут личности. Нет свободы - нет личности. Свобода - неотъемлемый признак человеческого образа жизни. Человек только тот, кто свободен. Настолько Человек, насколько - свободен. Трава не может быть не травой, животное есть только то, что задано ему генетически и вставлено от воспитания. Во мне тоже есть куча предопределенного, и если я иду по пути наименьшего сопротивления, живу естественно, природосообразно - я трава. А если я становлюсь выше, начинаю быть хозяином своей души и жизни, приобретаю свободу - я уже Человек.

Однако не все различают свободу ОТ и свободу ДЛЯ. «Свобода от» (свобода как вседозволенность) - это возможность действовать без ограничений. В частности, без ответственности, игнорируя любые внешние рамки и ограничения, стесняющие человека. Такая свобода чаще называется - безответственностью и произволом. К «свободе от» тяготеют люди с внутренней неудовлетворенностью и протестом против естественных ограничений жизни.

«Свобода для» (свобода как обязанность) - это существенно другое понимание свободы. Такое понимание свободы апеллирует к сознательной социально-нравственной активности, направленной на реализацию жизненных целей и принципов, за осуществление которых личность чувствует себя персонально ответственной и которые не разобщают, а соединяют ее с другими.

Свободное воспитание

Свобода – одна из важнейших жизненных ценностей человеческой жизни, и тема свободного воспитания давно волнует как лучшие умы человечества, так и просто родителей, для которых дети не просто развлечение, а радостная возможность создать достойную человеческую жизнь хотя бы в одном экземпляре. С чего начать? С того, чтобы дать маленькому ребенку максимальную свободу? Оказывается - нет, это путь скорее тупиковый. Дело в том, что человек рождается не свободным, а существом зависимым, зависимым хотя бы от своей внутренней природы. Воспитание обязано начинаться с принуждения, но заканчиваться - свободой. Путь к свободе лежит через принуждение.

Цена свободы

Свобода - великая задача жизни, но эта жизненная ценность имеет свою цену, и иногда - очень большую. Об этом свидетельствует страх свободы, в частности - страх одиночества, так часто связанного с выбором свободы.

Сентябрь сколачивает стаи
И первый лист звенит у ног...
Извечна истина простая:
Свободен - значит, одинок.

Мечтая о свободе годы
Не замечаем мы того
Что нашей собственной свободы
Боимся более всего.

И на растерянные лица:
Куда нам жизни деть свои? -
Крылом спасительным ложится
Власть государства и семьи.

В углу за снятою иконой
Вся в паутине пустота
Свободен - значит, вне закона.
Как эта истина проста!

Входная дверь гремит как выстрел
В моем пустеющем дому
Так жить нам вместе словно листьям
А падать вниз по одному.

Так жить нам вместе словно листьям
А падать вниз по одному...

(А. Городницкий, Элегия)

  • Свобода
  • Автор Н.И. Козлов
  • Человек и общество

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Что такое ответственность и ответственный подход"
01 окт. 2022 г.
Ответственность — это способность субъекта адекватно ответить за то, что ему поручено.
8Подробнее →
Картинка к "Свобода и Человеческий образ жизни"
01 окт. 2022 г.
Человек только тот, кто свободен. Настолько Человек, насколько — свободен.
Картинка к "Свобода и ответственность"
01 окт. 2022 г.
Свобода и ответственность - это две стороны одной медали. Это два понятия, которые тесно переплетены между собой. Свобода и ответственность - две стороны одного целого - сознательной человеческой деятельности. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу. Чем больше свободы, тем больше ответственности.
Картинка к "Свобода и принуждение"
01 окт. 2022 г.
Сторонники свободного воспитания исходят из того, что ребенок рождается изначально свободным, а принуждение в процессе воспитания этой свободы его лишает. Кажется, однако, что такой взгляд - скорее заблуждение, и даже два заблуждения. Первое: ребенок рождается не свободным, а существом зависимым, зависимым как от внешних влияний, так и от своей внутренней природы. Второе: принуждение в процессе воспитания ребенка свободы не лишает, а как раз к свободе ведет.
Картинка к "Теория и практика свободного воспитания"
17 февр. 2014 г.
Сторонники идей свободного воспитания верят, что дети рождаются свободными существами, и главная задача взрослых, по их мнению, воспитывая ребенка без принуждения, помочь ему сохранить его свободу.