Автор: Анхельс Наварро, психолог

Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти (А. Наварро)

​— Как поживает ваш мозг?

— Так же, как и в двадцать лет! Не замечаю никакой разницы ни в смысле подверженности заблуждениям, ни в плане его вместимости. Завтра, например, я лечу на медицинский конгресс.

— Однако должен же быть какой-нибудь предел возможностей мозга, заложенный генетически?

— Нет. Моему мозгу скоро исполнится сто лет, но ему не знакома дряхлость. Мое тело сморщивается — этого нельзя избежать. Но мозг — нет!

— Как это у вас получается?

— Человеческий мозг обладает огромной нейропластичностью. Хотя некоторые нейроны и умирают, другие реорганизуются и выполняют их функции. Но для этого их необходимо стимулировать.

— Но как?!

— Поддерживайте свой мозг в увлеченном и активном состоянии, заставьте его функционировать, и он никогда не деградирует.

Фрагмент из интервью с Ритой Леви-Монтальчини — итальянским нейробиологом, лауреатом Нобелевской премии в области медицины, за несколько месяцев до того, как ей исполнилось 100 лет.


Как пользоваться книгой

Анхельс Наварро
Анхельс Наварро

Наш читатель должен осознать огромное значение тренировки памяти и когнитивных способностей. Эта книга представляет собой руководство для тех, кто желает узнать слабые стороны своей памяти и научиться стратегиям и техникам повышения ее производительности.

Автор не старалась написать научную работу о памяти и не предлагает особую программу упражнений. Техники для запоминания преподносятся в игровой форме, поскольку, по мнению автора, это самый эффективный и естественный способ тренировки памяти. Игра, вызов, соревнование — вот что мотивирует нас в любом возрасте. Важно понимать: человек усваивает лишь то, что кажется ему важным, интересным и мотивирующим, а все остальное забывает.

Уровни сложности

Упражнения разделены по уровням: легкий, средний, сложный и очень сложный. Хотя создать классификацию — задача непростая, читатель должен иметь в виду, что она представляет собой лишь частное мнение.

К тому же не стоит забывать, что интеллект характеризуется с разных сторон и есть разные виды интеллекта. Иными словами, то, что может быть легким для одного, для другого окажется очень сложным.

Порядок работы

Уровень сложности, указанный в каждом упражнении, позволит читателю создать собственный план тренировки памяти. Можно выполнять упражнения в предложенном порядке или переходить от более простых к сложным. Любая последовательность будет правильной. Главное — не бросать занятия. Прогресс и улучшение наступают для каждого в свое время, так как они зависят от внутреннего ритма человека.

Cоветы

Большинство упражнений содержат совет, отсылающий к техникам или методам запоминания, облегчающим читателю решение задачи. Помимо того, они позволят лучше усвоить стратегии запоминания из теоретической части книги, поскольку их можно применять в повседневной жизни.

Записная книжка памяти

Лучше ничего не писать и не делать пометок в книге. Рекомендуется завести блокнот, который, если желаете, назовите «записной книжкой памяти». В ней вы можете записывать результаты упражнений и контролировать свои успехи или же вести записи о мнемонических методах, используемых в каждом упражнении, и делать отметки о том, какой, по-вашему, тип памяти включался при его выполнении. Оценивайте работу исходя из следующих вопросов:

— Вы потратили на упражнение больше или меньше рекомендованного времени?

— Сколько объектов запомнили и сколько из них запомнили правильно?

— Какие сложности возникли при выполнении упражнения?

— Сколько повторений потребовалось для запоминания?

— Учитывайте также любые другие критерии, которые посчитаете нужными.

Ответы к упражнениям

Ответы на большинство упражнений вы найдете в конце книги. Однако некоторые нужно проверить сразу же после решения, заново перечитав задание или обратившись к рисунку. Не рекомендуется смотреть в ответы при первом же сомнении.

Не сдавайтесь! Настойчивость, упорство, терпение и сила воли — вот четыре самых главных качества, стимулирующих наш мозг. Решение задачи приносит огромное удовлетворение. Во время выполнения на первый взгляд непонятной игры или упражнения на развитие интеллекта вы обнаружите, что в задании в сжатом виде содержится огромное количество информации, которая откроется вам сразу после решения. В этот самый момент вы почувствуете себя свободными от ограничений, ощутите душевный подъем и в одно мгновение перейдете от осознания собственной неуклюжести к виртуозному мастерству владения ментальными приемами. Это чувство, помимо того что оно очень приятное, чрезвычайно стимулирует мозг.

Рекомендации для получения нужного эффекта от выполнения упражнений

  • Внимательно читайте задание, тщательно концентрируясь на всех деталях.
  • Не торопитесь приступать к заданию. Убедитесь в том, что поняли, что требуется сделать.
  • Если вы поняли задание, попытайтесь найти среди прошлых событий своей жизни подобный опыт, который поможет вам решить задачу.
  • Каждое упражнение — это вызов, поэтому ваш психологический настрой очень важен.
  • Если сначала у вас ничего не получается, не теряйте присутствия духа. Не бросайте упражнение. Настойчивость, упорство и терпение — очень полезные качества для решения любой задачи. Совершенное усилие откроет ваши сильные стороны и заставит поверить в свои способности, в том числе в способность работать долго и продуктивно.
  • Воспринимайте сложность как отличную возможность чему-нибудь научиться. Помните: гораздо важнее проделанный для достижения результата огромный путь, чем сам результат.
  • В конце книги вы найдете ответы к упражнениям. Сверяйтесь с ними после того, как выполните задание.
Вперед! Отбросьте сомнения и заставьте свою память работать!



Упражнения



Статьи по теме:
ВВП. Глава 8. Память
ВВП. Глава 8. Память

Современные психологи выделяют в памяти три главных раздела. Первый из них относится к трем стадиям...

0
Имплицитная память (ВВП)
Имплицитная память (ВВП)

Существует вид памяти, который проявляет себя в навыках и выражается в совершенном выполнении некото...

0
Долговременная память (ВВП)
Долговременная память (ВВП)

Долговременная память необходима, когда информацию нужно удерживать или в течение всего нескольких м...

0
Как развивается память в процессе человеческой жизни
Как развивается память в процессе человеческой жизни

У памяти нет внутреннего источника развития, она (по сегодняшним представлениям) формируется как бы...

0
Как управлять своей памятью
Как управлять своей памятью

Запоминать именно то, что нужно и забывать ненужное или плохое - как?Память имеет свои свойства и за...

0
Как развивать свою память?
Как развивать свою память?

У каждого человека все типы развиты по-разному, как правило, наиболее развит один или два, реже три,...

0
Память
Память

Память - способность запоминать, сохранять и в нужный момент доставать (воспроизводить) нужную инфор...

1
Память-воображение
Память-воображение

;;Воспроизведение клиентами событий может быть настолько не­точным, что иногда они вспоминают то, че...

0
Предсознательная память (ВВП)
Предсознательная память (ВВП)

Из всего, что происходит вокруг нас сейчас, из всего накопленного знания, из всех воспоминаний о про...

0
Продуктивная память (ВВП)
Продуктивная память (ВВП)

Мы различаем процессы, протекающие снизу вверх и сверху вниз; процессы «снизу вверх» управляются вхо...

0
Пульт управления памятью на генетическом уровне (статья)
Пульт управления памятью на генетическом уровне (статья)

- На рубеже 90-х наша группа параллельно с учеными Польши и Германии открыла гены, которые "включают...

1
Эксплицитная память
Эксплицитная память

Эксплицитная память - память, функционирование которой можно описать. Этот вид памяти требует сознат...

0
Как развивать научное мышление у малышей
Как развивать научное мышление у малышей

Однажды математик (не учитель, а настоящий ученый!) начал вести домашний математический кружок. С де...

1
Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников (А.К. Звонкин)
Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников (А.К. Звонкин)

Автор этой книги – профессиональный математик – рассказывает о своём опыте занятий математикой с дош...

0
Категории: