Детские страхи

Фильм "Гарри Поттер и узник Азкабана"

Дети боятся очень многого - пока не научатся над этим смеяться.

Фильм "Майор Пэйн"

Если он был там, ему не повезло!

Детские страхи - эмоциональные реакции детей на ситуацию угрозы (реальную или воображаемую), или на опасный в представлении детей объект, переживаемые ими как дискомфорт, возбуждение, желание убежать или спрятаться.

Важно: детские страхи - это не только сами эмоциональные реакции, это и стоящие за ними (или рядом с ними) интерпретации происходящего, видение чего-то как определенно страшного, наперед заданное отношение (предубеждение) к тому, что будет квалифицироваться как "страшное". Кроме того, в каждом страхе есть и записанная реакция, алгоритм внутреннего поведения.

Детские страхи разнообразны: дети боятся остаться одни в темноте, дети боятся воды или тараканов - склонность бояться у разных детей развита в разной степени. И кто-то боится одного, кто-то другого, кто-то всего понемножку, кто-то почти ничего, кроме одного Самого Страшного Ужаса!

Страхи детей обычно меняются с возрастом: это нормально, хотя лучше всего, если дети, взрослея, будут от страхов освобождаться в принципе. Страхи оправданы в детстве, взрослые люди в опасной ситуации должны уже руководствоваться не чувствами, а разумом.

Если уйти от излишней детализации, то детских страхов всего три: страх как обращение за помощью, честный страх и манипулятивный страх. Конечно, внутри этого можно различать и множество конкретных страхов: ночные страхи, страх воды, страх темноты и тысячи других страхов. Была бы готовность - страхи налипнут.

Откуда у детей берутся страхи? Бывает, что страхи к детям липнут. Бывает, что дети липнут к своим любимым страхам, придумывая и сочиняя их под свои выгоды, нужды и интересы. Кроме этого, дети страхам научаются: если чего-то принято бояться, и бояться таким образом, то дети это скоро осваивают.

Как относиться к детским страхам, как на них реагировать? Очень по-разному, единого рецепта нет. На какие-то страхи ребенка можно и нужно весело рассмеяться, с какими-то страхами нужно серьезно и вдумчиво работать.

Важно учесть, что у мужчин и женщин разные подходы к работе со страхами детей. Если женщина собирается реагировать на детские страхи, ее первый импульс - отнестись к детскому страху серьезно, начать ребенка успокаивать, с его чувствами разбираться, ребенку сочувствовать и так или иначе начать с страхом у ребенка работать. Для женщин естественно поговорить с ребенком о его чувствах, чтобы ребенок рассказал о своих страхах, и на этом рассказе показать ребенку, что он достаточно защищен, что бояться нормально, но не в такой степени. Женщины обычно обращают внимание на чувства ребенка и в малой степени занимаются поведением ребенка, предполагая, что поведение ребенка проистекает из его чувств.

Мужчины к страхам у детей относятся по-другому. По своей природе и в силу своего воспитания мужчины чаще обращают свое внимание не на чувства, а на поведение. Они в меньшей степени склонны разбираться с чувствами детей, им проще и понятнее реагировать на поведение ребенка: когда-то ребенка поддержать, когда-то пристыдить. Страхи девочек, которые склонны много рассказывать о своих чувствах, нередко ставят их в тупик, а со страхами мальчиков они разбираются просто: "Кончай бояться, вперед!" Им важно прекратить поведение страха и они требуют поведения смелости.

Если ни мамин, ни папин подход не помогает и ребенок продолжает тревожить родителей своими страхами, ребенка ведут к психологу или психотерапевту, и те начинают работать - иногда с детскими страхами, иногда - с родителями, которые всего боятся и подают плохой пример ребенку.

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Связанные статьи

Самые популярные материалы