Этическая типология личности: этикотипы

Фильм "Фанфан-тюльпан"

Командир отряда при нападении разбойников - трус и подлиза, явный Паразит. Фанфан-тюльпан в данной ситуации реально заботится не только о себе, но и о других - Творец. С другой стороны, по своей общей жизненной философии и стратегии - Фанфан типовой Потребитель, а в отношениях с деревенскими девушками - Паразит.

Фильм "Мир эмоций: искусство быть счастливее. Занятие проводит проф. Н.И. Козлов"

С возрастом Потребитель жалеет о том, что у него остается все меньше возможностей пожить для себя. А Творец радуется приобретенным возможностям сделать мир лучше.

Важнейший момент этики синтон-подхода - представление о этикотипах (типология предложена проф. Н.И. Козловым), различных по своей этике способах жизни.

Основу этой типологии создают две оси: о ком человек заботится и за чей счёт. Пересечение этих осей создает четыре смысловых поля: забота только о себе за свой счет, забота только о себе за чужой счет, забота о себе и других за свой счет, забота о себе и других за чужой счет. Самые точные именования этих смысловых полей – Потребитель, Паразит, Творец и Романтик.

Потребитель живет, заботясь о себе, но о себе он заботится честно, за свой счет, не ущемляя права других. Паразит заботится только о себе, но вопрос средств его не волнует, он вполне готов делать это не честно, за чужой счет. Творец заботится о людях и жизни, а не только о себе, при этом его забота реалистична, производится за его счет. Романтик также заботится не только о себе, но его забота о людях не имеет обеспечения и по факту должна быть осуществлена не самим Романтиком, а кем-то другим, имеющим для этого ресурсы.

Данная типология личности описывает не типы личности, а жизненную философию и способ поведения в конкретной ситуации. Типология не предназначена для диагностических и терапевтических целей, ее задачи исключительно педагогические, помогающие заинтересованным людям организовать свою жизнь более этичным, нравственным образом.

Определяя себя в этой типологии, важно различать ситуативные роли, жизненные тактики и жизненные ценности.

Например, человек обычно ведет себя как Романтик, а в конкретной ситуации ведет себя как Творец, при этом его мечтой и целью может быть жизнь Потребителя.

Эта типология предельно житейская, её легко понять и использовать. Возьмём рядовую ситуацию. Автобусная остановка. Автобуса не было долгое время, выстроилась целая очередь ожидающих, автобус подъезжает…

Вот человек – честно стоит, соблюдает очередь, но когда подходит его черед, он не пропустит вперед себя никого… Он думает только о себе, другие его не волнуют, но правила он выполняет и в этом смысле свои права себе обеспечивает. Это – Потребитель.

А вот кто-то проскочил без очереди, оттолкнул старушку. Это – Паразит. Он думает только о себе и любит жить за счёт других людей.

Третий человек стоит в очереди и ругается, что народ невоспитан и автобусов не хватает. Это Романтик. Хочет всем добра, но сам для этого ничего не делает.

Четвёртый взял и пропустил старушку вперёд себя, да ещё посмотрел, чтобы её не задавили. Это – Творец. Он заботится и о других тоже. За свой счёт.

Потребитель живет ради себя, но уважая законы и права окружающих людей. Если ему не хватает денег, он пойдет и себе заработает. На его место претендует другой? Он вступит с ним в борьбу, но борьба будет честной. Получил зарплату? – Потребитель устроит себе праздник и потратит деньги так, как хочется лично ему. А до вас ему дела нет.

Впрочем, у Потребителя могут быть «свои», о которых он заботится тоже. Один за всех, все за одного, и своих он не предает. Подробнее см.

Паразит живет в заботе только о себе, а на всех остальных ему наплевать, и он вполне готов поживиться за их счет. Если ему нужны деньги, их можно выпросить или украсть. Если придется поработать, то при возможности перекинуть свою работу (или ответственность) на чужие плечи Паразит этим воспользуется всегда. Если конкуренту можно подставить ножку, паразит использует для этого любые средства. К сильным мира сего он подлизывается, в ситуации опасности – всегда готов предать.

Впрочем, Паразит это называет по-другому: «О себе нужно позаботиться. Своя шкура – дороже всего!»

Романтик живет заботой о всеобщем благе, по крайней мере его сердце отзывается на нужды людей (и вообще живых существ) рядом с ним. Ему хочется, чтобы все было по-человечески, по-доброму и красиво, но кто это сделает – он не знает, и за чей счет это все будет организовано, его не волнует. Он уверен, что это должен сделать кто-то.

Важно: в данной типологии «Романтиками» называют не тех деятелей литературы и искусства, которые традиционно относятся к романтическому крылу, а только тех людей, кто заботиться не только о себе за чужой счет.

Просто работой он тяготится, потому что работа должна быть только любимой. Он отдаст свою последнюю рубашку и после будет ждать, что кто-то оденет его. Приютит десять кошек и будет сердиться на соседей, которых не устраивает тяжелый запах из его квартиры. Он напишет прекрасные стихи о любви и будет верить, что кто-то их обязательно опубликует за свой счет. Это очень красивый и светлый человек, которому иногда не хватает реалистичного мышления, умения думать о последствиях и просчитывать свои действия на несколько шагов вперед.

Творец – человек, для которого естественно заботиться о многих: и о себе, и о близких, и по возможности обо всех остальных. По возможности – потому что творец реалист и делает только то, что может организовать за свой счет. У него высокие цели, в работе ему важен не только заработок, но и смысл, и водкой он торговать не будет. Он честен и порядочен, а деньги зарабатывает для того, чтобы в жизни сделать что-то достойное.

Творцы нравятся не всем: близкие не всегда довольны, что он думает еще и о посторонних, да и к мысли о необходимости праздника его нужно приучать, потому что Творцы обычно всегда в работе.

Способы человеческой жизни описывают не типы личности, а жизненную философию и способ поведения в конкретной ситуации. Например, человек обычно ведет себя как Романтик, но в какой-то конкретной ситуации покажет себя Творцом. При этом его мечтой и целью может быть жизнь Потребителя. Каждый из нас в течение дня бывает и Творцом, и Романтиком, и воплощает другие способы человеческой жизни.

Насколько оси, лежащие в основе данной типологии, могут быть приложены к личностям разного уровня? Какие уточнения нужно внести для разных жизненных ситуаций? Смотри Анализ оснований этической типологии личности. В любом случае стоит помнить, что за чужой счет нередко живут и дети, и женщины, и пожилые люди. Правильно ли этих людей называть паразитами? Видимо, нет. Нужно внимательно смотреть на контекст.

Как определить этикотип себя или другого человека? Учитывая, что Потребитель, Паразит, Романтик и Творец в разных ситуациях проявляют себя узнаваемо по-разному, можно ответить самому на ряд вопросов и получить уверенные ответы. В некоторых случаях можно провести проективное тестирование этикотипа.


Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Гость 2 ноября 2014 15:48:52

Творец на остановке... Мне кажется, он был бы творцом, если бы, посадив старушку в автобус - пошёл пешком. А так - он просто удовлетворил свои амбиции за счёт других.

Петр Саврасов 2 ноября 2014 16:42:32

Если ему идти недалеко - да, это разумно, Творец так бы и поступил. Если идти далеко - то это глупо, и так поступил бы только Романтик.

Гость 16 ноября 2014 22:00:34

Он как раз и поступил как романтик (ну полуромантик): бабушку то он пропустил не только за свой счет, но и за счет всех тех, кто позади стоит (если конечно бабуля не стояла сразу за ним, что не уточнялось, значит могла просто без очереди подойти). Поэтому Творцов никто и не любит.

Гость 16 ноября 2014 22:09:36

Я бы преобразовала схему из двухосевой в вертикальную: у подножья пирамиды паразит, потребитель и романтик, а наверху надо всеми Творец , а лучше назовем его сразу Богом - так честнее. БОГ решает за всех, что кому нужнее (администрирует) выбирает из общей массы "достойных" - надо полагать и и спасает. Спасает, как видно, за счет близких (т.е. других - как романтик) - поэтому те им не довольны...

ZZZ 12 июня 2015 01:50:01

Спасибо большое. Оооочень нравится! Вот на себя со стороны взглянуть бы!... А возможны тесты? Хотелось бы увидеть, что можно в себе улучшить.

Н.И. Козлов 12 июня 2015 02:19:19

Да, тест обязательно сделаем. Все будет!

ZZZ 17 июня 2015 02:01:09

Спасибочки. Жду.

Александр 12 июня 2015 11:55:50

Здравствуйте, Николай Иванович. Тема очень актуальна, а материал - профессионален. Спасибо!

Сергей 14 июня 2015 15:15:18

На мой взгляд, подразделять людей на отдельные типы неуместно. Каждый человек является личностью и ему присуще все эти векторы в той или иной степени. Он может быть одновременно и романтиком, и потребителем, а также и творцом и паразитом. Все относительно моменту времени и ситуации в которой находится его эго, самость... назовите как хотите. Самое интересное, на мой взгляд, это момент осознанности в принятия того или иного выбора. Что именно человека с подвигло сделать то или иное действие, чем он руководствовался и какой из векторов имел больший вес по отношению к другим векторам и в каком соотношении. Своего рода динамический баланс неразрывных частей составляющих одно целое, то есть человека во всем его проявлении как паразита, романтика, потребителя и творца.

Алексей 8 июля 2015 03:43:39

Сергей, неужели Вы действительно будете выяснять, "что именно" подвигло Матросова лечь на амбразуру? Ну вот представьте, что такой анализ удалось провести и оказалось, что он... споткнулся. Ну и что? Разобравшись с этим осознанным уровнем, начнёте бурить подсознание, выясняя приводные ремни неуверенной походки? На мой взгляд, единственно важно то, что оказавшись в нужное время, в нужном месте, человек сделал именно то, что всем (тем, кто с ним в одной "лодке") требовалось. А ущербность у двухосевой модели есть. Именно поэтому возникают неразрешимые (в рамках двух осей) вопросы, считать ли паразитами дитя и немощного старика? Выход тут в добавлении осей. Например необходима ось с такими примерно отметками: индивидуум-род-община-государство-планета. Тогда, для анализа расклада для немощного старика, смотрим: если он реализовался как индивидуум и никакого другого продолжения у него нет, то очевидно, что паразит. Если же он обеспечил продолжение рода, то скорее потребитель. А вот если окрепший под его руководством род собрал вокруг себя общину и лидирует в ней - это творец.

Развитие темы

Связанные статьи

Самые популярные материалы