Интерпретация жестов и походки

Трудно ли вам догадаться о настроении этой девочки? По каким ее жестам вы это почувствовали?
Трудно ли вам догадаться о настроении этой девочки? По каким ее жестам вы это почувствовали?

Они могут говорить без слов, и им будет все понятно. У них есть - жесты!
Они могут говорить без слов, и им будет все понятно. У них есть - жесты!

Жесты человека очень разнообразны. Для того чтобы научиться их интерпретировать, необходимо понять, для каких целей служит то или иное движение. Жесты в процессе общения выполняют четыре основные функции.

Фильм "Блеф"

Жестами можно сказать очень много, жесты могут выразить ваше отношение лучше всяких слов.

Во-первых, они заменяют слова знаками. Наверное, вы поймете собеседника, если он захочет вам сказать "O'кей" без слов, показав вам соединенные большой и указательные пальцы.

Фильм "Дьявол носит Prada"

Миранда идет не по женски, она идет головой. Её секретарша вынуждена идти так же...

Во-вторых, они управляют вниманием собеседника и уточняют сказанное. Если вам нужно показать, где магазин, о котором спрашивает вас прохожий, вы вместо долгих объяснений покажете рукой направление, куда ему нужно идти.

В-третьих, они иллюстрируют и усиливают сказанное. Когда рыбак показывает, какую он поймал рыбу, он покажет вам это руками, а поверите ли вы размаху его рук - это уже ваше дело.

Подробный каталог наиболее выразительных жестов вы можете посмотреть здесь...

Ну, и в-четвертых, жесты адаптируют тело человека к процессу общения или просто выражают состояние человека. Скрещенные руки создают человеку состояние защищенности, а опущенные плечи сигнализируют о том, что человек устал или потерял веру в себя... Именно эти жесты наиболее интересны для интерпретации, и именно их интерпретировать труднее всего, поскольку многие из них индивидуальны и часто бывают неосознанны.

Тем не менее, некоторые подсказки дать вполне возможно. Дело в том, что тело человека движется не хаотично. Оно подчинено импульсам, направляющим движение из определенной точки. Точки – импульсы принято классифицировать на женские и мужские. Эта классификация строится на определении жестов, более характерных для женщин или мужчин.

Фильм "Ликвидация"

Сравните походку Давида Гоцмана со всеми другими фигурами. Он идет головой и свободно вылетающими ногами, корпус несется центром Сметь. Другие персонажи идут кто коленками, кто пятками, все походки менее собраны и энергичны.

Фильм "Блеф"

Челентано легко выбрасывает колени, но на самом деле - идет

В теле человека можно наблюдать следующие точки – импульсы движения:

Пальцы рук и ног

Данная точка отвечает за ощущение легкости. Игра пальцами рук в процессе общения передает непринужденность беседы. А походка «на носочках» традиционно ассоциируется с ощущением невесомости. Своими пальчиками чаще играют женщины, и именно поэтому акцент на этой "точке" - женский акцент.

Запястья и лодыжки

Данные точки передают ощущение плавности и гибкости, и это тоже женские точки. Не случайно круговые движения запястьем характерны для многих восточных танцев. Включение запястий в процессе беседы придает речи мягкость и создает ощущение спокойствия и умиротворения. Походка с движением лодыжек ("походка в воде") также создает ощущение плавности.

Локти и колени

Функция этих точек – кураж и энергия, и это чаще мужские точки. Походка «от колена» показывает нетерпение, заинтересованность. Выбрасывая ногу от колена вперед, человек сам увеличивает свою энергию. При остановке данный жест может преобразовываться в характерное постукивание пяткой. Локти, широко отставленные от туловища, также передают ощущение мощного напора и энергии. Не случайно можно наблюдать, как энергичные люди разговаривают по сотовому телефону, широко отставив локоть руки, которая держит телефон.

Плечи

Плечи – это точка ответственности, это мужская точка. Для людей, находящихся в состоянии жертвы, часто свойственны опущенные плечи. Тем самым человек снимает с себя ответственность за происходящие с ними события и неосознанно транслируют это окружающим. Характерным жестом является пожимание плечами: «Я не знаю». С другой стороны, встречаются люди с ярко выраженной фиксацией плеч. Если плечи закрепощены в верхнем состоянии, то это может говорить об излишней ответственности, переходящей в напряжение. Еще один пример танцевального движения – «Цыганочка». Плечи в танце двигаются очень интенсивно, передавая кочевой и свободный от обязательств образ жизни цыган.

Голова

Данная точка отвечает за выражение умственных способностей и логики. Поскольку именно мужчины настаивают на логике и голову предпочитают чувствам, чаще это - мужская точка. Включение данной точки-импульса можно наблюдать в походке учеников – отличников. Голова, чуть наклоненная вниз, идет вперед, а за ней следует всё тело. Чаще всего, это говорит о том, что человек в первую очередь делает ставку на свои умственные способности и привык принимать решения, руководствуясь логикой.

Верхняя часть груди

Если вы хотите передать свое искреннее отношение, сказать что-то совсем от души, вы ладонью коснетесь именно этой точки. Любопытно, если человек вообще не привык быть откровенным и искренним, но хочет воспитать в себе эти черты, то если он начнет в разговоре специально касаться этой точки, это будет подталкивать его к искренности и откровенности. Не только мы управляем своим телом, наше тело так же управляет и нами!

Солнечное сплетение, средняя часть груди

Точка передает ощущение открытости и щедрости. Иллюстрацией к данной точке можно привести выражение из русского языка «душа на распашку», которое ассоциируется с человеком, распахнутым для внешнего мира, ничего не таящим.

Спина, точка между лопатками

Точка смелости, точка «сметь», это - мужская точка. Смелый человек движется грудью вперед под воздействием данного импульса. Так же в природе можно наблюдать ситуации, когда нападающее животное выпячивает грудь вперед, чтобы показать свое бесстрашие. У несмелых людей эта точка проседает, уходит назад. В результате осанка получается сутулая. Иногда можно наблюдать, как точка «сметь» перемещается вниз, в район поясницы. Данное положение тела свойственно людям, которые, по их мнению, уже всего достигли. Точка «сметь» остается без тонуса, проседает, и на первый план выходит не грудь, а живот. Так, животом вперед, ходят многие руководители в возрасте.

Попа

Данная точка отвечает за выражение сексуальной привлекательности, кокетства. Это - женская точка. Движение тазом очень распространено в различных культурах, характерно для многих женских танцев.

Тазобедренные косточки

Точка отличается от предыдущей направление импульса. Если движение попой преимущественно направлено назад и в бок, то движение тазобедренными косточками направлено вперед. Передает ощущение агрессии, охоты, сексуального доминирования. Это - мужская точка.

Как это использовать?

В зависимости от преобладающих точек – импульсов формируются жесты и походка. При этом ведущая точка может быть одна или их может быть несколько. Для того, чтобы осознанно формировать определенную походку, надо включить в движение точки – импульсы, отвечающие за желаемую эмоцию или состояние.

Варианты мужской походки:

  • голова (ум),
  • плечи (ответственность),
  • точка между лопатками (сметь),
  • энергия (колени),
  • тазобедренные косточки (доминирование).

Варианты женской походки:

  • точка полета (открытость, щедрость),
  • попа (кокетство, сексуальность),
  • пальцы (легкость).
  • запястья (плавность).

Кроме движения от точек – импульсов при интерпретации жестов выделяют общие тенденции направления движений:

  • Вперед – сближение, отдача,
  • Назад – отдаление,
  • Влево – чаще эмоции,
  • Вправо – чаще логика,
  • Вверх – повышение тонуса,
  • Вниз – понижение тонуса,
  • Сужение – восприятие не нравится, некомфортно,
  • Расширение – приятное восприятие.
Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Екатерина 14 марта 2015 01:04:06

Источники?

Н.И. Козлов 14 марта 2015 01:54:38

Это разработки преподавателей Университета практической психологии, в первую очередь Ирины Мирошниченко, Дениса Швецова и мои.

Татьяна 24 марта 2015 22:20:44

Да, интересно.

Развитие темы

Самые популярные материалы