Наблюдаемые признаки

Мама пять раз сделала ребенку подарок, взяв его на руки - или пять раз издевалась над ним, ставя его на пол?

Наблюдаемые признаки - основа объективности, Это то, что делает понятие - операциональным, суждение - практичным, действия - эффективными.

Сказать "хороший человек" - сказать ни о чем. Какие наблюдаемые признаки хорошего человека? Как вы определяете, что этот человек - хороший? "Подавление эмоций" - будет до тех пор также понятием-пустышкой, понятием ни о чем, пока мы не определим четкие наблюдаемые признаки.

Как правило, наблюдаемые признаки очевидны в сенсорном опыте через внешние чувства: это то, что мы можем увидеть, услышать или ощутить. При этом, наблюдаемые признаки - это не грубый бихевиоризм, отрицающий все внутреннее. Наблюдаемые признаки не сводятся к данным от внешних чувств, это могут быть сообщения от внутренних чувств, если они уверенно воспроизводятся раз за разом у тех, кого мы можем считать экспертами в данном вопросе.

"Верю!" или "Не верю!" К.С. Станиславского - один из возможных критериев. Если Константин Сергеевич говорит "Не верю", значит актеры играют слабо, непрофессионально.

Наблюдаемые признаки могут быть в нашем внутреннем мире, если будучи нарисованными в картинке или видео, будут легко узнаны другими людьми. Кажется, что это вполне рабочий критерий того, есть какая-то реальность за словами или нет: если под какое-либо психологическое понятие можно найти и сделать видеофрагмент из фильма, который его показывает - реальность за словом есть. Это легко проверяемо: в фильме мышление показать можно, внутреннюю речь показать можно, вчувствование показать можно, любовь и нежность узнается легко...

Если же ни в каком фильме этого найти невозможно - похоже, что психологи придумали то, что люди в жизни не наблюдают.

Наблюдаемые признаки и интерпретации

В видеофрагменте мы видим, что мама держит ребенка на руках и несколько раз опускает или почти опускает ребенка на пол. Мы видим, что ребенок начинает кричать с недовольным выражением лица в тот момент, когда мама начинает его опускать на пол, и прекращает свой крик, когда мама снова держит его на руках. Это - объективка, а интерпретации могут быть самыми различными. Если наши симпатии на стороне мамы, мы скажем, что ребенок пробует дрессировать маму, а мама спокойно изучает его поведение. Если наши симпатии на стороне ребенка, мы скажем, что мама над ним издевается. "Издевается" - это уже интерпретации, за которыми стоят эмоции. А наука начинается с того, что эмоции мы отодвигаем в сторону, наука начинается с объективки и наблюдаемых признаков.

Опрос

В проведенном нами опросе мы попросили студентов Университета практической психологии оценить следующие понятия: "Безответственное поведение, позиция Жертвы", "Бессознательное желание (глубинное стремление по Фрейду в отличие от случайного импульса, проявления старых привычек или желаний просто не очень осознанных)", "Личностный рост (в отличие от личностного развития или обычного приобретения жизненного опыта)", "Ответственное поведение, выраженность позиции Автора", "Психологическая травма (в отличие от злости на происшедшую неприятность или желания пострадать под благовидным предлогом)", "Потребность в общении (в отличие от желания и интереса к общению)", "Принятие себя", "Просветление", "Центропупизм" и "Эгоизм"

А именно, мы попросили ответить на вопрос, какие из понятий они считают рабочими, имеющими наблюдаемые признаки, годными к ответственному использованию в практической работе. Практически единогласно были положительно отмечены понятия "Ответственное поведение, выраженность позиции Автора", "Безответственное поведение, позиция Жертвы", "Личностный рост" и "Центропупизм". Как самые неясные, не имеющие определенных наблюдаемых признаков, были отмечены "Просветление", "Потребность в общении", "Психологическая травма" и "Бессознательное желание".

А что думаете по этому поводу вы?

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы