Нежность. Напряженность. Как делаются мои чувства?

26 декабря 2014 г. в 06:08

Автор: Елена Кузьмина, психолог, коуч

Выпускница Университета практической психологии

В этой работе я хочу описать структуру двух типичных для меня чувств: чувства напряженности и чувства нежности.

Чувство напряженности

Термин «напряженность» я выбрала за неимением лучшего. Он не полностью описывает мое состояние. Чтобы пояснить, скажу, что та напряженность, которую я здесь имею в виду проявляется у меня как суетливость, спешка, нервозность, мельтешение действий и мыслей. Если кто-то предложит более точный термин, буду благодарна за подсказку.

В качестве примера приведу несколько реальных ситуаций, где проявляется это чувство:

Пример 1: Сборы с детьми. В последний момент ищу нужные вещи, вспоминаю, что нужно проветрить квартиру, взять запасную майку или какие-нибудь документы.

Пример 2: Я тороплюсь куда-то, выхожу из дома, экономя каждую секунду. Все дела, которые можно сделать параллельно с чем-то — я делаю. Все движения осознанные, паузы между движениями отсутствуют.

Кинестетика

  1. Движения (в т.ч. жесты) быстрые, резковатые, иногда неловкие. Если иду, то шаг широкий, руки (если свободны) широко размахивают. Если работаю за компьютером, то тело практически неподвижно, ноги замерли в неудобной позе, двигаются только кисти рук и глаза, губы беззвучно двигаются (резкий выдох «П-п-п»).
  2. Зажаты мышцы плечевого пояса, предплечья, задняя поверхность шеи, бедра, голени, мышцы вокруг глаз, верхняя и нижняя губа, нижняя челюсть, щеки, гортань.
  3. Мимика: губы двигаются, проговаривают внутренний текст, или сжимаются в тонкую полоску, иногда прикусываю нижнюю губу.
  4. Образ внутреннего действия: я всемогущая, у меня сто рук, я сделаю все на 100% и даже больше, как бы мне не было тяжело.
  5. Функциональное состояние — жжение в груди, головокружение, повышенная активность.

Осмысление

  1. Дыхание и интонации — дыхание поверхностное, учащенное, сбивчивое. Чаще молчу. Если говорю, то интонации требовательные. «Тааааак!», речь громкая, быстрая, фразы длинные на одном дыхании.
  2. Текст — Я держу контроль в своих руках, результат моих действий крайне важен и я сделаю все наилучшим образом. Мне нельзя ошибиться.
  3. Формулировка чувства: Предельная напряженность.
  4. Образ ситуации: Я хожу из одной комнаты в другую, в руках много разных вещей, которые нужно разложить по своим местам. Хватаю все подряд и все равно что-то забываю, приходится возвращаться, время поджимает. Звук — какофония.

Нежность к дочери

Кинестетика

  1. Движения, поза, жесты — корпус обращен в сторону дочери, голова чуть наклонена, внимательный взгляд на нее. Рукой поглаживаю ее плечи, спину, ножку. Движения плавные, осторожные.
  2. Мимика — полуулыбка, глаза чуть расширены.
  3. Зажимы — тело в целом расслаблено, слегка зажата шея, т.к. голова повернута в одну сторону; есть зажим в месте скрутки позвоночника (в пояснице или в середине спины).
  4. Функциональное состояние — тепло в груди, в лице.
  5. Образ внутреннего действия — как будто я вбираю ее всю в себя, поглощаю ее.

Осмысление

  1. Интонации и дыхание — дыхание медленное, поверхностное, через нос; интонации теплые, мягкие.
  2. Текст — я тебя очень люблю, ты у меня самая красивая, самая хорошая, я сделаю все, чтобы тебе было хорошо, я горжусь тобой и хочу, чтобы все гордились, какое же ты чудо! Съела бы тебя!
  3. Формулировка чувства — чувствую нежность
  4. Образ ситуации — как будто держу ее на руках только что родившуюся, или кормлю грудью. Цвет — молочно-белый.

Выводы

Рассмотренные чувства действительно складываются из 3-х слоев: лица/тела, кинестетики и осмысления. Почему я называю это чувствами? Наверное, называть свое состояние одним словом «нежность» или «напряженность» просто удобнее и понятнее. Сейчас, когда упражнение «Не играю жертву» у меня отработано, я прекрасно понимаю, что создаю эти состояния сама, по привычке, или из каких-то выгод.

Разложив эти чувства по всем пунктам, я вижу, что ключи эмоций здесь присутствуют. Я попробовала сознательно запустить чувство нежности и чувство напряженности — у меня получилось. Дыхание, взгляд, мимика, поза, напряжения в теле, внутренняя картинка — все это вызывает во мне соответствующее чувство.

С точки зрения теории социального психоанализа эмоций, могу сделать следующие выводы:

  1. Как напряженность, так и нежность включаются у меня автоматически, непроизвольно, т.е. это для меня сейчас шаблонные эмоции. При этом нежность я могу (иногда) включать и произвольно.
  2. Произвольно выключить напряженность я могу, если уделю этому время (успокою дыхание). Обычно я не выделяю на это время, т.к. тороплюсь. Выключать нежность не приходится. Она выключается автоматически при переключении моего внимания на что-то другое.
  3. Ответственность за эти эмоции я перекладываю (вернее, раньше перекладывала): за нежность — на дочку (она вызывает у меня чувство нежности), за напряженность — на обстоятельства (у меня слишком много дел, я не успеваю все сделать вовремя).
  4. Напряженность я иногда скрываю за маской неудачника: «Пусть так, я все равно не успею». Нежность за масками не скрываю, необходимость этого отсутствует.
  5. Могу предположить, что в детстве я использовала эти эмоции намеренно и произвольно. Нежность я могла использовать для того, чтобы получить телесный контакт с мамой или папой. Напряженность я могла использовать для концентрации внимания на определенной задаче, выполнив которую я получу похвалу и не получу порицание.

Данная работа помогла мне ясно увидеть, что мои чувства состоят из отдельных кирпичиков, которые являются простыми и понятными. Каждый из этих кирпичиков я могу по отдельности запустить и остановить. В лабораторных условиях (когда я сижу за компьютером и пишу эту работу) у меня это получается.

В реальной жизни, чтобы остановить, например, чувство напряженности, мне нужно (рассуждаю теоретически):

  • Расслабить губы и челюсти, особенно верхнюю губу.
  • Проверить зажимы в спине, плечах, ногах и расслабить их.
  • Замедлить дыхание, сделать его глубоким.

Буду экспериментировать с этим чувством в самое ближайшее время.

С нежностью дело обстоит иначе. Останавливать ее незачем. Наоборот, любование дочкой является одним из пунктов моего списка радостей. Раньше я считала, что нужен подходящий момент, чтобы воспользоваться этим пунктом и получить радость. Теперь я вижу — чтобы испытать чувство нежности, достаточно проделать несложные действия (практиковала в реальных ситуациях):

  • Произнести ее имя с теплой мягкой интонацией.
  • Погладить ее по спинке медленно и плавно.
  • Улыбнуться, чуть расширить глаза.
  • Представить картинку, что я обнимаю ее и вбираю в себя.

Последние 2 пункта можно выполнять и вдали от реального объекта, т.е. дочери, — тоже работает.

Подводя итоги, отмечу, что столь подробное описание каждого чувства, можно сказать «анатомия чувств» будет помогать мне и моим будущим клиентам брать свои эмоции под контроль и на практике становиться Автором своей жизни.

 

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Душевные кастрюли и нежность общего плана"
01 окт. 2022 г.
Что такое Нежность Общего плана? — Это просто Нежность. Это когда душа открыта, а глаза любят. Это когда одна рука тонко касается другой, а кончики пальцев задумчиво трогают теплую, мягкую кожу ладошки. Это когда губы согревают своим трепетом и дыханием упругую щеку — и хотят встретиться с губами. Это когда озорной язычок дразнит мочку уха и за ухом, делая смешно и щекотно.
0Подробнее →
Картинка к "Нежность"
01 окт. 2022 г.
Нежность - душевное состояние, чувство и детали (элементы) поведения, которые придают особую окраску эмоциональность отношениям. Улыбка, мягкий и ласковый взгляд, лёгкое прикосновение руки, объятие, поцелуй, доброе слово, определённая интонация и т. д.
Картинка к "Управление внутренними чувствами"
01 окт. 2022 г.
Чувства могут меняться. Если это так, то почему бы не взять эти изменения в свои руки?
Картинка к "Внутренние чувства"
01 янв. 2006 г.
К чувствам относят и физические ощущения и эмоциональные, внутренние чувства. 
Картинка к "Внутренние чувства в человеческой жизни"
01 окт. 2022 г.
Когда к человеку приходит чувство, оно кажется абсолютно естественным, однако это - только кажется. Чувства это не нечто природно-натуральное, это опосредованная знаками культуры высшая психическая функция, это продукт культуры и социального научения. Чувства не рождаются вместе с нами, не являются чем-то врожденным: детей чувствам обучают, дети чувства осваивают сами. Чувства воспитывают - семья, школа, искусство, культура общества в целом.