Печаль

Автор: Н.И. Козлов

Печаль романтика.

Фильм "Формула любви" Скачать видео
Скачать видео могут только зарегистрированные пользователи. Войдите или зарегистрируйтесь.

Где же ты была? Ансамбль «Лейся, песня»

Скачать аудио
Скачать видео могут только зарегистрированные пользователи. Войдите или зарегистрируйтесь.

Печаль имеет много лиц. Это сожаление, огорчение, грусть, тоска, уныние, боль, скорбь, горе, меланхолия… — так проявляет себя одна из распространенных негативных базовых эмоций, возникающая при отсутствии удовлетворения либо потере чего-либо. Какой бы ни была печаль, она всегда противоположна радости.

Что представляет собой печаль на уровне физиологии мозга? Субъективно это переживается как снижение настроения, но на деле - это не отсутствие эмоции, это не подавление и не торможение нейропсихических процессов. Нижние медиальные отделы префронтальной коры, обслуживающие эмоциональный интеллект, демонстрируют стойкое возбуждение у людей в переживании печали либо депрессии. То есть с точки зрения нейронов, с точки зрения материального субстрата психики,- то, что мы воспринимаем как подавленность и отсутствие настроения, это на деле очень яркая, сильная, стабильная эмоция, к тому же склонная уходить в самоподдерживающийся цикл.

В чем смысл и внутренняя выгода печали?

Классический психоанализ по поводу печали создает очень сложные смысловые конструкции: "В чем же состоит работа, проделываемая печалью? Я полагаю, что не будет никакой натяжки в том, если изобразить ее следующим образом: исследование реальности показало, что любимого объекта больше не существует, и реальность подсказывает требование отнять все либидо, связанные с этим объектом. Против этого поднимается вполне понятное сопротивление..."

"Реальность подсказывает"? - или человек интерпретирует реальность определенным образом? "Сопротивление поднимается" - само поднимается? - или человек начинает сопротивление тому, что его не устраивает? - к концепции печали, изложенной Фрейдом, есть много вопросов. Если это не физиология, а душевная жизнь, то в свободном пространстве душевной жизни само ничего не происходит: все делает кто-то, почему-то или зачем-то...

В синтон-подходе печаль понимается по-другому, а именно как авторское действие, как небольшое убийство собственной жизненности, мелкое душевное членовредительство. Ребенок, которому не понравилось то, что сказали ему родители, вполне может опустить несчастно плечи, сделать несчастное лицо с выражением страдания и пойти вдаль, едва волоча ноги и показывая всем своим существом, как противные родители уничтожили его радость и лишили его желания в этом мире радоваться и вообще жить... Это спектакль, который вполне распространен и, как правило, эффективен. Со временем это становится просто дурной привычкой к внутреннему негативу.

Печаль - выражение неблагодарности к жизни. Вместо того, чтобы благодарить жизнь за то, что она тебе дала, печалящийся упрекает жизнь за то, что дали поздно или ненадолго. Слушай песню группы "Лейся, песня!": «Где же ты была?» Человек наконец-то нашел свою любовь. У него радость - огромная, колоссальная! Которую он выражает в тоске - а вот чего же эта радость у него только сегодня, а не со вчерашнего дня?

Тот, кто умеет и любит быть счастливым, найдет счастье во всем. Вот, например, что делать, если перед вами Озеро Печали, и оно тянет вас? Нормальное большинство в него ныряет — и тонет. Рассудительные все-таки остаются на берегу и Озеро наблюдают как очередной природный объект. А самые веселые смело в него ныряют — и плещутся в сладкой Печали, наслаждаясь ее прозрачностью. А когда время купания заканчивается, они с Печалью благодарно прощаются и спокойно идут себе дальше.

Склонность к печали воспитывают художественные произведения романтического крыла, где печаль показывает возвышенность натуры. Для Романтика, как этикотипа, очень характерно чередование необоснованного энтузиазма и неоправданной печали. С возрастом количество энтузиазма уменьшается, печаль становится преобладающим эмоциональным фоном. В мелких дозах печаль украшает жизнь, как приправа делает пищу вкуснее. Если печаль становится основным фоном жизни, такая жизнь становится малосъедобной, как и блюдо, состоящее из одной приправы.

Деятельные люди к печали не склонны, и если им что-то не нравятся, они или покидают место, которое их не устраивает, или ищут возможность там что-то изменить.



Оставить свой комментарий  

Оставить свой комментарий

Посмотреть комментарии (1)
    Гость: Хорошо и дельно написано. Стараюсь именно так и вести себя по отношению к грусти-печали. Мне приходится непросто, ибо это состояние у меня - наследственное. Моя бабушка в зрелом возрасте была постоянно подавлена: от неё ушёл любимый муж... Также вела себя и моя мама. Она была вечно грустна и чем-то недовольна; оживала редко, и это почти всегда совпадало с принятием спиртного (банкет, праздник). Только тогда я и видела её весёлой... Мне думается, что так жили - несмотря на идеологию - многие и многие в "Совдепии"...