Психопат: неуправляемый человек с очень трудным характером

09 января 2010 г. в 12:31

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Фильм "Трасса 60"

​​​​​​​Психопатом в быту называют человека с буйным, неадекватным и непредсказуемым поведением, от которого всем окружающим плохо. Это человек с очень трудным, плохим характером, можно сказать – дикий человек без культуры, человек плохо воспитанный и перевоспитанию не поддающийся.

Как правило, в случае психопата речь идет о явных, грубых акцентуациях характера. Если поведения человека за рамки нормы выходит совсем немного, говорят об акцентуации характера. Психопат – за рамки выходит уже серьезно, тут можно говорить о грубых акцентуациях, но это еще не психическое заболевание. Следующая ступенька за психопатом – психопатия (расстройство личности), это уже область психиатрии.

Еще раз: психопат – это житейское понятие, его не следует путать с психопатией: психиатрическим термином, обозначающим определенное расстройством личности.

В отличие от невротика, которому всегда плохо, психопату с собой может быть не плохо. Плохо окружающим с ним.

В отличие от хулигана, который причиняет окружающим неприятности, но контролировать себя может, психопат себя не контролирует – не может.

Хулиган – тот, кто нарушает общественный порядок и осознанно действует в ущерб интересам окружающих. Хулиганами можно считать и маленьких детей, поскольку они намерены делать только то, что хочется им, и их совершенно не интересует, что можно, что нельзя и что нужно окружающим.

В отличие от невоспитанного человека, который причиняет окружающим неприятности, но может быть обучен и воспитуем, психопат обучению и воспитанию не поддается. При этом всегда остается гипотеза, что это все-таки результат плохого воспитания.

Аналогия: в дрессировке щенков есть две стадии. Первая, общая стадия дрессировки делает щенка восприимчивым к серьезной специализированной дрессировке, и если первая стадия у щенка в детстве пропущена, позже такой щенок уже не дрессируется. Похоже, что психопат в детстве пропустил этап первичного воспитания.

Как можно успокоить психопата, кто может на него повлиять? – Лучше всего на психопата влияет бригада санитаров из психиатрического отделения либо полицейский при исполнении служебных обязанностей. Всем остальным рекомендация – по возможности, с психопатами лучше не связываться, искать возможность жить от них подальше. Даже если это родственники.


​Терминологические заметки

В последнее время наметилась тенденция психопата называть социопатом. Нужно признать, что «социопат» точнее отражает ситуацию игнорирования социальных норм и одновременно звучит более аккуратно, политкорректно. Похоже, что социопат – это психопат в спокойном состоянии, а психопат – социопат в буйной стадии. Тем не менее, в ситуации, когда понятие «психопат» по факту превратилось в бытовое оскорбление, использование формулировки «социопат» для описания синдрома психопатического (в прежнем объеме понятия) поведения представляется достаточно удачным.

  • Акцентуация
  • Автор Н.И. Козлов
  • Психика, здоровье
  • Личность, общество

Комментарии (42):

Гость, 07 декабря 2014 г. в 23:41
Отличная иллюстрация.
1 ответ
Наталья, 30 апреля 2015 г. в 20:42
Лучше всего на психопата влияет бригада санитаров из психиатрического отделения, либо полицейский при исполнении служебных обязанностей.
1 ответ
Гость, 13 мая 2019 г. в 05:12

Никто не способен в его адрес ничего сделать! )

Гость, 04 января 2015 г. в 22:43
А если приходится общаться и жить с психопатом, то как его успокоить?
2 ответа
Гость, 30 апреля 2017 г. в 13:10
Вам ведь сказали - никак кроме милиции и санитаров. Поэтому рекомендуют изолироваться. Если вы на это не решаетесь, значит созависимы с ним, или он вами манипулирует.
1 ответ
Гость, 15 декабря 2020 г. в 01:44

Что если мой дядя психопат и мне приходится жить с ним, но бабушка не отправит его в психбольницу. И милиции она уже звонила, и ничего милиция поделать не может!

Гость, 04 декабря 2017 г. в 01:50

Силой можно успокоить. Они силу хорошо понимают. Любого вида силу.

3 ответа
Гость, 05 января 2018 г. в 05:22

А если не боиться силы. ? Что тогда?

1 ответ
Гость, 07 января 2024 г. в 18:30
Боится, но только если эта сила сильнее него. Поэтому прежде чем применять силу против него, трезво оцените свой уровень:) причем сила - это не всегда физическая. Юридическое воздействие они понимают гораздо быстрее.
Гость, 29 января 2022 г. в 19:58

Психопату глубоко плевать на силу. Только нарветесь на насилие в ответ.

Гость, 05 февраля 2022 г. в 13:44

Если не хотите получить премию Дарвина - не бесите психопатов целенаправленно. И тем более не стоит применять силу или пытаться угрожать, получите нож в горло или яд в чай.

Гость, 13 мая 2019 г. в 05:16

Адекватности не существует. Целиком и полностью субъективна. )

Гость, 18 ноября 2019 г. в 01:57

Это неправда. Точнее, не совсем правда. У меня психопатия. И да - я как и все остальные, здоровые люди, часто манипулирую людьми. Просто получается у меня это гораздо лучше. Но почти всегда это идет на пользу не только мне, но и самим объектам манипуляций. И я не агрессивный. Меня любят окружающие. Я нравлюсь людям, которым хочу. Да и которым не хочу - тоже, но не осознано. Я не хочу никому навредить целенаправленно. Скорее, наоборот, стараюсь из за всех сил сделать жизнь окружающих меня людей лучше (потому что так будет лучше для меня, конечно, но все же). Да я не умею скучать по людям, жалеть их, сопереживать, итд. Но я Могу очень хорошо это изображать. Плохого другим я делаю намного меньше, чем почти все знакомые мне люди. Я накричать-то на кого-то могу пару раз в год, а то и меньше. Я такой же человек. Просто логика заменяет мне большинство эмоций. С этим очень трудно жить. Не верьте на слово таким статьям. Не все психопаты плохие.

9 ответов
Гость, 26 декабря 2019 г. в 22:26

Приносите вы вред или нет - это надо спрашивать у тех, кто с вами имеет дело, а не утверждать за других. Когда вы пишите, что не приносите никому вред - это мне напоминает моего парня. Мой парень психопат. У него есть сын, которому 7 лет. Он всем рассказывает какой он "идеальный" отец. При этом он его может поцеловать, через минуту оскорбить и прогнать, все время орет и терроризирует его, а потом его же в этом и обвиняет и продолжает считать, что он идеальный отец.

1 ответ
Гость, 28 декабря 2019 г. в 13:07

Психопатия не всегда проявляется в необоснованной агрессии, это немного другое. Тем более человек же написал - не орет он на своих близких, в отличие от вашего мч.

2 ответа
Гость, 12 марта 2020 г. в 09:38

Больше всего психопаты - трусы! И на войне они были, и Чечню прошли, и во всех бандитских разборках участвовали. Какой только бред не трепал. Дома и шею мне свернет, и хребет переломает. Как только скажу - только тронь меня - сразу в милицию сдам. И сразу стухает. Отец мой приезжает, чтобы ему навешать хорошенько, так он в туалете закрывается и оттуда грозит. Смеяться им рожу надо просто.

1 ответ
Гость, 29 января 2022 г. в 20:05

Это не психопат) Он наделал дурных дел и боится, значит чувствует страх, значит он просто чел с плохим характером и не более)

Гость, 05 февраля 2022 г. в 13:42

Агрессия не случается изничего. Она необоснованна только с точки зрения обычных людей.

Гость, 22 апреля 2020 г. в 02:10

Уверенное утверждение о том, что вы приносите пользу манипулируя людьми даже им самим, вообще на все 100 доказывает, что вы психопат как и говорилось в статье, но скажу вам примитивно на вашем языке, что вы плохой для всех, кто вас окружает! Но вы будете искренне врать, что вы хороший и при этом сами в это верить. А НА СЕКУНДУ ЗАДУМАЙТЕСЬ: ЛЮБОЙ НОРМАЛЛНЫЙ ЧЕЛОВЕК ПРОАНАЛИЗИРОВАВ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЛЮДЯМ НАЙДЕТ КУЧУ ПЛОХОГО ) Одной из паталогий психопатии является отсутствие эмпатии, и ваш комментарий доказывает, то, что вы не можете судить о том, как к вам и вашим поступкам относиться люди "действительно", если вы не умеете ваши слова и ваше поведение, по отношению к ним, спроецировать на себя для того, чтоб понять истинное отношение людей к вам!

2 ответа
Гость, 05 января 2021 г. в 23:39

Вот вы очень правильно сказали. Этот комментарий по поводу того, что он пользу приносит и все его любят - вообще бред. Ни один человек не может быть полностью уверен, что его все любят))). Я психопатов очень хорошо изучила. Да, вы правы! Отсутствие эмпатии, а еще и мания величия. И девушка писала про парня, который говорит, что он папа хороший! Психопаты не могут быть хорошими родителями! Я бы вообще рекомендовала держать детей и их неокрепшую психику подальше от таких людей!

1 ответ
Гость, 22 мая 2021 г. в 12:49

Согласна с вами. Прожила жизнь с такой матерью один на один. (Отец умер рано, больше родственников не было). Она жива, физически - всегда чувствовала себя нормально. Зато я всю жизнь из больниц не вылажу. Мания величия, агрессивность, отсутствие эмпатии, сострадания к ближнему, неприспособленность к законам общества. Кроме задачи - выжить самой и остаться нормальным человеком, еще и разрешение скандалов с соседями и т.д.. Детям НЕЛЬЗЯ с такими родителями. Я - очень сильный человек, видимо поэтому выжила. Но, такого ада - не пожелаю никому.

Гость, 29 января 2022 г. в 20:56

Рассмотрим гипотетическую ситуацию. Допустим, вы психопат. Логика есть, совести нет. У вас есть подруга, которая доставляет вам удовольствие своей компанией, но финансово вы с ней ни на равных, и вас это беспокоит. И тут она хочет вместо карьеры, допустим, выйти замуж за голодранца, без ума от него, любовь. Она будет до одурения счастлива, родит детей, похоронит себя в бытовухе, погрузится в сладкое уныние, и станет меньше времени уделять вам. Ваши действия? Как нормальный человек, вы можете порадоваться за нее. Она любит, у нее будет семья. Эмпаты утирают слезы счастья. Но если заглянуть на другую сторону, то как бывалый лицедей, вы можете перекроить реальность под себя. Например, устранить помеху, хитростью разлучить их, вплоть до угроз или шантажа (он найдет другую, с него не убудет). На фронте карьеры вы можете поддержать подругу, помочь ей продвинуться, манипуляциями и/или активным содействием в повышении квалификации, конечно же сугубо из эгоистических побуждений (ей хорошо - она вас радует и развлекает). Как итог - податливые люди дружно пляшут под вашу дудку, подруга при хорошей работе при деньгах, прокачала скилы, сошлась с коллегами, нашла хороших новых друзей, будущего мужа, счастлива. Достаток позволяет ей жить полной жизнью и оставлять время как на детей, так и на развлечения и друзей. Вы продолжили общение и она может радовать вас своей компанией и дальше. Entertainment. Profit. Кому-то хорошо в первом случае, кому-то хорошо во втором случае. А в итоге что одному хорошо - то другому смерть. Просто подход другой, и образ мыслей иной.

Гость, 29 апреля 2020 г. в 10:09

О, господи боже, кто-то слишком много смотрит сериал "Доктор Хауз", не иначе. Вырубай телик. Добрый психопат.

Гость, 14 октября 2020 г. в 08:10

Дурак, который говорит, что он дурак, не дурак. Психопат никогда не бывает самокритичен.

Гость, 25 декабря 2020 г. в 21:24

Вы не психопат. Вы стараетесь из всех сил сделать жизнь окружающих людей лучше. Вы нравитесь людям. Психопат высококлассный манипулятор, крайне эгоцентричен, хладнокровный, лживый, с отсутствием эмпатии, им плевать на то, что думают о них другие. И все время лгут. Им доставляет удовольствие среди ночи устраивать многочасовые скандалы, а когда уже муж хочет вырубить, хватают стенаюших детей на руки и прикрываются ими. Могут спокойно среди ночи выгнать на улицу дочь с грудным ребенком, а затем всем обзвонить и рассказать какие все плохие, кроме неё. А затем как ни в чем не бывало, звонить и рассказывать как же она любит, приезжайте в гости. И каждый раз заканчивается одинаково. Между неистовыми лживыми обвинениями, натравливанием родственников на родственников, можно заметить самодовольный румянец с улыбкой. Они так развлекаются, они самодовольно ухмыляются, от того, что игра идёт по их правилам. Поскольку любви нет, то единственным способом пережить хоть какие то эмоции для них необходимо видеть страдание. Если нет возможности отыграться на чужих, они будут тиранить своих. Потом лгать, лить слезы и изображать из себя жертву. И опять нападать, выгрызать куски плоти, испытывая при этом огромнейшее наслаждение... Им жизненно необходимы жертвы... Если у вас есть близкие психопаты, единственный вам совет - ДИСТАНЦИРУЙТЕСЬ!!!

1 ответ
Гость, 29 января 2022 г. в 21:01

Психопат может с удовольствием и с большим азартом делать жизнь близких лучше и беспокоиться о них. Только мотивация будет не эмпатическая (им хорошо - я это чувствую, сопереживаю, в мозгу срабатывают зеркальные нейроны и мне хорошо). Мотивация будет исключительно эгоистическая (им хорошо - они в хорошем настроении, счастливы и всегда готовы составить мне компанию, развлекать меня и в целом давать драйв по жизни).

Гость, 05 марта 2021 г. в 11:30

Если вы ради себя и своего комфорта готовы осуществлять психологическое насилие над людьми, физическое насилие, такие вещи недопустимы в нормальной семье. Почуму вы считаете, что ваш комфорт стоит психологического здоровья близких?

Гость, 14 июля 2021 г. в 10:46

Психопатические черты характера есть у всех людей. Психопаты обычно приносят вред и боль людям, их это в своих глазах возввшает, они на этом живут. Занижая других и возвышая себя тем самым. Ущербные и пустые люди внутри они!

Гость, 04 ноября 2021 г. в 08:35

Я тоже психопат. И точно проверил на своём 50-летнем опыте, что ни на кого не нападаю, если они не тупят, и не лезут на мою территорию. Триггеров для включения агрессии в психопате не так уж и много, в десятки раз меньше, чем у здоровых людей. По причине того, что мне плевать на многие вещи, которые здоровых людей выводят из себя. Вот эти тригеры: 1. Тупость других людей (нелогичность, необразованность, неграмотность, неосознанность, эмоциональные реакции вместо осознанных, дебилизм, нарушение законов логики Аристотеля и т. п.) 2. Пороки и слабости других (Алкоголь, сигареты, наркотики, шлюхи, блядство, жевание соплей вместо решения задач, тусовки, трусость, слабоволие, лень, предательство и т.п.) 3. Нарушение личных границ психопата (Посягательство на его территорию, ценности, убеждения, независимость, время, вещи. Попытки заставить психопата сделать то, что ему не нужно. Попытки переубедить его в чём-т. Попытки подчинить его, или "залезть сверху" и т.п.)

Жить с психопатом можно счастливо и долго, если он признал партнёра своим. Ради своего человека психопат готов убивать всех врагов. И ему нравится этот процесс. А враги - это все вокруг, кроме своих. Своих он бережёт больше себя.

Жить с психопатом приятно, если: 1. Не тупить 2. Не опускаться в пороки 3. Не нарушать его личные границы

И да, психопатам не нужны ни ваше уважение, ни ваша любовь. Он самодостаточен в любых жизненных ситуациях. И выживет где угодно.

В этом мире нет лучшей защиты, чем партнёр-психопат. Но упаси тебя бог строить с ним корявые отношения, типа взрослый-ребенок, ребёнок-ребёнок. С ним работают только отношения взрослый-взрослый

1 ответ
Гость, 22 декабря 2021 г. в 09:29

Психопат может жить только с самим собой! Идеальных людей нет, его будут раздражать все вокруг, а терпеть других сможет из за материальной выгоды, но и это временно.

1 ответ
Гость, 29 января 2022 г. в 21:20

Жить можно, если осторожно. Как с мужчинами, так и с женщинами. При условии, что их личность еще не подверглась распаду и они достаточно зрелые люди. Ужиться возможно, если не нарываться и поддерживать уважительные партнёрские отношения. В конце концов, от психопата можно извлечь выгоду. В попытках отогнать скуку такой человек будет упиваться своей жизнью и стараться сделать интересней вашу (хорошо вам - качественнее его развлекаете - хорошо ему). Неординарность суждений поможет не утратить ощущение новизны в отношениях. Драйв, кайф, перчинка. Плюс у многих довольно хорошо развит интеллект и логика. Содержите и себя в строгости. Учитесь распознавать ложь, тушить пожары, сглаживать углы. Не пытайтесь его или ее сломить или победить, вы не обыграете на чужом поле. Направляйте деструктивные порывы в другое русло. Не прогибайтесь, не давайте слабины, иначе станете в глазах жертвой. Не давайте себя абьюзить (это, пожалуй, самая сложная часть). При должной сноровке, легком характере, и личной гибкости - можно ужиться. Это будет тяжело. Тут нужно большое мастерство. Вы заслужите конечно не любовь, но безгранично лояльное отношение, что может быть даже крепче любви в дальнесрочной перспективе.

Гость, 29 января 2022 г. в 20:02

От лица социализированных психов могу поддержать. Если вы достаточно интеллектуально развиты, вы не станете вредить окружающим целенаправленно, если им будет плохо - то и вам любименьким тоже будет плохо. Это банально не выгодно. Могут быть случайные срывы, но это можно корректировать.

Гость, 02 апреля 2020 г. в 15:10

Моя мать - психопатка, не знаю, может это как-то по другому называется: она постоянно орет на всех истошным истерическим матом, позволяет себе самые мерзкие грязные и пахабные слова, которые даже цитировать стыдно, переругалась со всеми родственниками, потому что все, абсолютное все люди, перед ней виноваты, и все за ней следят: все телеканалы, весь интернет, и всех соседей ФСБ подселило, чтобы за ней следить. Мы с отцом и братом, пытались ее успокаивать - бесполезно, через час-другой истерия начитается снова, пытались не обращать внимание, но когда она видит, что на ее истерики не реагируют, тогда словами дело не ограничивается, она начинает на всех кидаться, и дело доходит до драки и битой посуды, она практически никогда не спит. Так продолжается практических круглосуточно, в доме невозможно находиться, невозможно ничего делать. Звонит на работу, закатывает истерики по телефону. Предлагали ей сходить к неврологу, отказывается - говорит всех ФСБ подослало. Мы просто в отчаянье, наша жизнь превратилась полный кошмар.

1 ответ
Гость, 10 апреля 2020 г. в 02:55

Это, скорее, на шизофрению похоже.

Гость, 05 мая 2020 г. в 12:48

Что делать-то психопату? Я во многом себя узнала... Очень не хочу быть таким человеком. Как бороться с собой? На платного врача денег нет, а бесплатная психиатрия - это смерть.

3 ответа
Соколова Л.В., секретарь Н.И. Козлова, 05 мая 2020 г. в 18:21

Гость, бесплатных консультаций на портале Психологос в данный момент нет. Но есть условно-бесплатные: если вы вступите в Клуб DISTANT-NIK (1000 р. в месяц, отписаться можно в любой момент), то у вас появится возможность попросить для себя консультацию в его рамках. Сайт https://www.distant-nik.ru/

Гость, 29 июля 2020 г. в 15:41

Вы не психопат. Психопаты очень редко признают, что они ими являются.

1 ответ
Гость, 29 января 2022 г. в 21:25

Это устаревшее предубеждение. У современных психопатов есть интернет, книги и статьи по психиатрии, глаза и мозг. Распознать отсутствие совести, бескрайний эгоизм, манипулятивные склонности и прочие особенности бытия - вполне можно. А еще можно учиться жить исходя их этого, чтобы не превращать свою жизнь и жизнь ближайшего окружения в *****.

Гость, 25 декабря 2020 г. в 21:34

Вы не психопат. Так как психопата его положение очень даже устраивает. А отсутствие эмпатии не позволит совести истязать себя угрызениями.

1 ответ
Гость, 29 января 2022 г. в 21:33

Эмпатию можно сознательно включать/выключать, если это выгодно, например просчитать собеседника без эмпатии очень тяжко будет) А отсутствие совести не мешает думать головой, и понять, что если превратить жизнь окружающих в ад, то и самому будет не очень в окружении унылых опустошенных людей. Это как гадить там, где ешь.

1 ответ
Гость, 17 декабря 2023 г. в 02:54
У психопатов отсутствует эмпатия, как бы вам ни хотелось думать обратное. Вы путаете с эмоциональным интеллектом
Гость, 12 мая 2022 г. в 18:21

Печально осознавать, что для меня, как для психопата, уготовано одиночество. Не хочется людям жизнь портить...

Материалы по теме:

Картинка к "Акцентуация характера"
01 янв. 2010 г.
Крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены.
13Подробнее →
Картинка к "Невротик"
01 янв. 2006 г.
Невротик — человек, которому от всего плохо.
Картинка к "Психопатия"
01 окт. 2022 г.
Психопатия - патологическое состояние и поведение личности, от которого страдают и сам человек, и окружающие его люди. Если черта характера зашкаливает так, что серьезно мешает жить и тебе, и другим, - это психопатия, это область психиатрии. При этом "психопатия" сегодня не самый распространенный термин, в настоящее время в психиатрии и патопсихологии чаще говорят не о психопатии, а о "расстройстве личности".