Автор: Виктория Катаргина,
​​​​​​​педагог-психолог, журналистка.
Сайт starshie-i-mladshie.ru

Приучаем ребенка играть самостоятельно

«Мишк! Мне скучно!»
«Мишк! Мне скучно!»

​​​​​​​Пожалуй, абсолютному большинству родителей с детьми 2-7 лет знакома ситуация: ребенок​​​​​​​ не хочет занять себя сам. Игрушек в доме – вагон и маленькая тележка, но дитя таскается за взрослыми хвостом, просит поиграть, ноет «мне скучно», «хочу мультик», делает глаза, как у кота из Шрека или от нечего делать затевает разборки с братьями и сестрами (со взрослыми тоже можно). Время от времени подобное – еще куда ни шло, но если постоянно?

Впрочем, приучить ребенка занимать себя самостоятельно (не обязательно играть), вполне реально. По большому счету, нужно немногое: простор для деятельности (чтобы было в чем покопаться), хорошая фантазия и некоторое количество предварительного внимания от родителей. Вот об этом и пойдет речь.

Понятно, что в любой ситуации надо делать скидку на возраст и индивидуальные особенности, но если ребенок вовсе не играет сам, или играет плохо и мало, можно попробовать выполнить несколько (а лучше – по максимуму) пунктов из предложенного списка.

- Начать с ребенком читать. Если не приучен – приучать. Будете читать – будет больше фантазии, усидчивости, интереса к окружающему миру.

- Очень часто дочки-сыночки не хотят играть сами, просто потому, что им нужна, собственно, не игра, им не хватает родителя рядом. Иногда просто полчаса надо малышу, чтобы с ним почитали, повалялись в обнимку на диване, поболтали, и так далее. Шанс очень велик, что после этого ребенок пойдет заниматься самостоятельно. Поэтому оптимально 15-20-30 минут в день уделять строго ребенку (или детям), не отвлекаясь на телефон, готовку, уборку и прочее.

- Когда ребенок позанимался сам (даже пусть это 5 минут), радоваться тому, какая хорошая была игра, хвалить за выдумку, - и с глазу на глаз, и перед родственниками похвастаться. Что поощряется, то развивается.

- Играть сначала вместе с малышом, потом – просто рядом, чайку попить, при этом «похваливать», изредка интересоваться, как и что (но не напирать), затем можно потихоньку увеличивать расстояние.

- Пусть игрушки лежат в свободном доступе, чтобы можно было в любой момент ими воспользоваться. При этом не стоит давать в пользование сразу весь арсенал. Раз в месяц-полтора нагребать большой мешок и прятать (в кладовку, на балкон, на верхнюю полку шкафа), и аналогичный же мешок выдавать обратно. Дети «новым старым» игрушкам обрадуются, как новым.

- Ограничить мультики хотя бы 20 минутами в день. Не давать планшет и прочие гаджеты. «Сломалось», «доктор велел беречь глазки, чтобы очки не носить», «давай я лучше с тобой поиграю-почитаю-вместе позанимаемся». Вой, плач и конский топ перетерпеть. Гаджеты могут занять ребенка, но не способны его развить, и с дошкольного возраста приучать ребенка к виртуальному миру – тупиковый путь, при всей его внешней привлекательности и удобстве для родителей.

- Ограничить в квартире в предметном плане слово «нельзя». Что ребенок просит, к чему лезет, чем интересуется, - пусть будет можно. Грубо говоря, «нельзя» деньги, украшения, документы. Хотя опять же – почему бы с вымытыми монетами (если малыш уже не охоч до того, чтобы тянуть все в рот) не поиграть? Или мамины украшения вместе не посмотреть? Фарфоровые чашки покрутить?

- Ненавязчиво подтолкнуть ребенка к тому или иному занятию. Просто вытащить какой-нибудь старый плащ, шапку, пару обуви – уже велик шанс, что дитя захочет понаряжаться. Подавать пример: самому родителю заняться лепкой, кормить куклы и так далее. С выражением удовольствия и энтузиазма. Можно быть уверенным – к вам подойдут!

- Всячески поощрять интерес маленького человека к окружающему миру, благо, для этого вовсе не обязательно доставать энциклопедии или развивающие игры.

Возьмем, например, прогулку. Порой ребенок останавливается у каждого столба, находит какую-то мелочевку на земле и норовит схватить, по 5 минут любуется каждым червяком, хватается за каждый одуванчик и требует объяснить, что нарисовано на каждой витрине. Замечательно. Тут надо расслабиться и получать удовольствие. Не одергивать, когда куда-то лезет, валяется на песке, норовит потрогать грязь и так далее и тому подобное.

Или, например, не стоит делать все домашние дела, пока дети спят или их занимает кто-то другой. Им на самом деле все это очень интересно. Всякий раз готовить полный обед с помощниками не очень удобно, но когда уже есть основная еда, почему бы не сделать салат? Или постелить белье, перебрать полотенца, забросить белье в машинку, объясняя, показывая, давая попробовать самим…Для детей это действительно и в пользу, и в удовольствие.

Есть интерес - не стоит ему мешать и тем более приставать к ребенку с постоянными нотациями, одергиваниями и запрещениями. Вырастить человека, которому ничего не надо, кроме компа, вялого и апатичного, которому мир вокруг не интересен, - можно, конечно, а смысл?

- Взрослому не требуется быть все время аниматором и массовиком-затейником. Как в замечательном стихе Маршака: «Хорошо бы поскучать!» Будьте рядом, но не бросайтесь занимать дочек-сыночков ежеминутно. Если у них есть доступ много к чему, они сытые (это важно!) и вы только что почитали, пообщались вместе с удовольствием, - шанс, что дети займут себя сами, огромен. Но оставлять их самих надо не демонстративно, а под уважительным предлогом типа готовки обеда или «поработать».

В общем, главные правила в приучении ребенка занимать себя самостоятельно я бы сформулировала так:

- максимально допускать малыша до всего ему интересного, в мир «взрослых» вещей и дел, не ограничивать сферу деятельности только игрушками;

- не лезть в его игры и занятия, когда не просят;

- выдуманным играм как минимум не препятствовать, всячески поощрять малейшую инициативу;

- не выступать постоянно в роли затейника-аниматора;

- как можно больше с ребенком разговаривать, - объяснять, отвечать на вопросы и задавать их самому, фантазировать;

- читать вместе.

И тогда все чаще и чаще будет в доме прекрасная, греющая сердце каждого родителя картина: ребенок (или дети) играют сами…

Иллюстрация: м/ф «Маша и медведь», серия «День кино».
Статьи по теме:
Запрет на гаджеты. А как делаете вы?
Запрет на гаджеты. А как делаете вы?

Когда Стив Джобс еще был жив и руководил Apple, то запрещал своим детям слишком долго работать за iP...

5
Внимание ребенку
Внимание ребенку

Как-то летом у нас на даче гостила немецкая семья. Сабина, Гернет и 3-х-летний Роберт. Вот у них я и...

0
Жить со скоростью ребенка (А. Быкова)
Жить со скоростью ребенка (А. Быкова)

Дорога до садика у нас занимает 30 минут. Дорога от садика до дома — час-полтора. Маршрут тот же сам...

3
Как найти контакт с ребенком? Сказочные возможности! (З. Некрасова, Н. Некрасова)
Как найти контакт с ребенком? Сказочные возможности! (З. Некрасова, Н. Некрасова)

Есть простое надежное средство от многих семейных и детских проблем. Вместо ссор, поучений и наказан...

0
Упражнение «20 минут перед сном»
Упражнение «20 минут перед сном»

Когда Вы разговариваете с ребенком? Как часто Вы на самом деле с ним, здесь и сейчас, мыслями, чувст...

3
Упражнение «Моменты детства»
Упражнение «Моменты детства»

Давайте в этом месяце вспомним себя детьми! И сделаем что-то, что запомнилось из детства или что все...

0
Как наладить контакт с ребенком
Как наладить контакт с ребенком

Бывает, что занятые родители теряют контакт с ребенком. Как его восстановить? Другая нередкая ситуац...

0
Как помочь ребенку стать самостоятельным
Как помочь ребенку стать самостоятельным

Наивно ожидать, что ребёнок будет до какого-то возраста послушно делать всё, что ему говорят взрослы...

0
Мой ребенок должен быть самостоятельным. Как этого добиться?
Мой ребенок должен быть самостоятельным. Как этого добиться?

Чтобы ребенок привыкал действовать самостоятельно, нужно позаботиться о трех условиях: 1. Собственно...

1
Маленький ребенок: уроки самостоятельности
Маленький ребенок: уроки самостоятельности

Не зря говорят, что воспитание детей начинается с воспитания их родителей. Представьте себе такую си...

0
Самостоятельные: дети-деятели
Самостоятельные: дети-деятели

Самостоятельный, ребенок-деятель - ребенок, любящий делать все сам, добиваться всего самостоятельно.

0
Умение подчиняться - основа умной самостоятельности
Умение подчиняться - основа умной самостоятельности

Распространенный тезис "Послушный ребенок самостоятельным не бывает" не вполне верен. Умная самостоя...

5
Упражнение «Читаем книги»
Упражнение «Читаем книги»

ЗАДАЧА: заинтересовать ребенка книгой, положить начало традиции чтения в семье. Чтение должно стать...

2
Упражнение «Сочиняем сказки»
Упражнение «Сочиняем сказки»

Зачем сочиняют сказки? Для «сказочников» - это осмысление жизни, самовыражение, как и любой вид твор...

1
Ребенок требует развлечений: «Поиграй со мной!»
Ребенок требует развлечений: «Поиграй со мной!»

Нужно ли развлекать ребенка 3-х лет? Понимаю, что нужно играть с ним, заниматься, но если уж совсем...

0
Категории: