Психологические механизмы возникновения психосоматических заболеваний (Табидзе А.А.)

Сборник научных статей XIII Конференции «Актуальные проблемы психосоматики в общемедицинской практике»,
Санкт-Петербург, 15 ноября 2013 г., стр.231-240

«В сущности нас интересует в жизни только одно – наше психическое содержание».
Павлов И.П. (Из Нобелевской речи, Стокгольм, 1904 г.)

В настоящей работе показано, что содержание психики человека является некоторой относительно устойчивой системой психологических качеств, особенности (или деформации) которой приводят вначале к деформациям отношений, а затем в более позднем периоде, когда истощаются защитные силы организма, к деформациям телесного здоровья в виде возникновения психосоматических заболеваний.

Для обоснования данного положения необходим выбор объективных экспериментальных методов обладающих возможностями наиболее полно и всесторонне определять это содержание психики. Были выбраны два взаимодополняющих диагностических метода. Первый – психологический, модифицированный тест Кеттелла, позволяющий получить психологический профиль личности человека в виде 16 факторов /1/. Второй – психофизиологический, приборный (сертифицированный) электропунктурный метод Кузьменко О.П., Масленникова И. С. /2/ позволяющий измерять электропроводность 12 рефлексотерапевтических меридианов, отражающих функциональную активностью всех систем жизнедеятельности организма (дыхательной, пищеварительной, эндокринной, сердечно-сосудистой и др.), и коррелирующих в свою очередь с психологическими качествами личности и возможными психосоматическими заболеваниями .

На основании большого экспериментального материала здесь в качестве демонстрационного примера представлены результаты исследований успешной деловой 31-летней женщины Натальи Н., без детей, испытывающей трудности в создании семьи и обратившейся с запросом о построении прочных отношений с мужчинами. На рис. 1 представлен полученный с помощью теста Кэттелла её психологический профиль, состоящий из 4-х групп факторов – эмоциональной, волевой, коммуникативной и интеллектуальной. Обратим внимание, что каждый фактор здесь имеет свой знак и интенсивность, что отвечает научным измерениям.

Из этого рисунка сразу бросается в глаза, что вся группа эмоциональных качеств оказалась негативной (чёрной) с высокими отрицательными значениями (эмоциональная неустойчивость С= -3, подозрительность L= -4, а тревожность О = -5 и внутреннее напряжение Q4 = -5 приняли предельно отрицательные значения. Такое мощное негативное эмоциональное ядро и низкий самоконтроль (Q3 = -4) явно характеризуют клиентку как психологически незрелого человека. А высокие значения властности Е= +5 из волевой группы говорят о её ригидности, настойчивости и активной позиции в защите своих негативных эмоциональных проявлений. Одновременно с этим невротические проявления характера (высокие эмоциональная неустойчивость и подозрительность) способствуют переносу этого внутреннего напряжения и тревоги во внешний мир..

Какой мужчина будет способен долго находиться в такой атмосфере?

С другой стороны её сильные интеллектуальные качества (все интеллектуальные факторы В, М, N, Q1 белые) в сочетании со смелостью Н= +3, ответственностью G= +1 и опять же властностью Е= +5 позволяют ей быть успешной в деловой среде.

Рис. 1 . Психологический профиль Натальи Н. по Кэттеллу (модификация Табидзе А.А.) /1 /.
Рис. 1 . Психологический профиль Натальи Н. по Кэттеллу (модификация Табидзе А.А.) /1 /.

Рис. 1 . Психологический профиль Натальи Н. по Кэттеллу (модификация Табидзе А.А.) /1 /.

При знакомстве с этой диаграммой клиентка заявила, что впервые увидела, кто она на самом деле и сама же ответила на свой запрос о неудачах в личной жизни. В некоторой степени с ней произошёл катарсис.

Что можно из этой диаграммы сказать относительно наличия у клиентки Натальи Н. психосоматических заболеваний? Она утверждала, что ничем не болеет, ни на что не жалуется, только к концу дня валится с ног от усталости.

Тем не менее, полезно было бы провести диагностику предрасположенности её к этим заболеваниям. По моему мнению, а также из некоторых профессиональных психодиагностических тестов /3/, за возникновение психосоматических заболеваний отвечает именно эта эмоциональная группа (С, О, Q4, L) . Данная диаграмма позволяет прийти в первом приближении к дифференциации причин возникновения психосоматических заболеваний. Так из логики здравого смысла следует, что при высоких значениях внутренней напряжённости (Q4), приводящей к спазмам сосудов могут проявляться болезни, связанные со спастическими процессами (это – спастические головные и сердечные боли, повышенное артериальное давление, дискинезия желчевыводящих путей, спастический колит, бронхиальная астма и др.). С другой стороны устойчивые значения тревожности (О) обычно приводят к постоянной выработке гормонов стресса, и как следствие к истощению гормональной системы и возникновению эндокринных заболеваний – диабета, гипертиреоза и др.

Приборный электропунктурный метод позволяет провести по сравнению с тестом Кэттелла более детальную дифференциацию психологических состояний и связанных с ними психосоматических заболеваний. На рис.2 приведены результаты этих измерений для обсуждаемой Натальи Н. /4/.

Рис.2. Модульный портрет Натальи Н. (диагноз-карта О.П.Кузьменко) / 4 /.
Рис.2. Модульный портрет Натальи Н. (диагноз-карта О.П.Кузьменко) / 4 /.

Рис.2. Модульный портрет Натальи Н. (диагноз-карта О.П. Кузьменко) /4/.

На данной диагноз – карте представлены измерения в виде 12 модулей (6 ручных и 6 ножных), различным образом расположенных относительно коридора нормы (выше, ниже, в коридоре нормы) и различной степенью их согласованного взаимодействия (восходящие и горизонтальные модули - согласованные, гармоничные модули (белые ), нисходящие – несогласованные, негармоничные (чёрные).

Модулем является отрезок, соединяющий показания электропроводности симметричных правого и левого рефлексотерапевтических меридианов. Из этого рисунка следует, что в работе системы из 12 меридианов, функционируют несогласованно 6 меридианов чёрного цвета – МС, С, IG, TR, GI, VB. Именно эта несогласованность, эти дисфункции приводят к возникновению различных психосоматических заболеваний. Чёрные модули - это как бы чёрные метки. В данном случае сочетание различных чёрных модулей в этой диаграмме с медицинских позиций расшифровывается следующим образом:

Таблица 1

С (чёрн.) + TR (чёрн.) - Вероятность гипертиреоза.

МС (чёрн.) + ТR (чёрн.) - Вероятность миомы матки.

IG (чёрн.) + TR (чёрн.) - Вероятность невроза.

TR (чёрн., ниже коридора нормы) - Вероятность переутомления, пониженного гормонального фона.

Степень выраженности заболевания определяется углом наклона модулей и отдалённостью их от коридора нормы. Отсутствие болезни соответствует горизонтальным модулям, расположенным в коридоре нормы.

И хотя у пациентки вероятность этих заболеваний - гипертиреоз и миома обнаруживается данным приборным методом, но клинически они пока не подтверждаются. Однако, как выяснилось чуть позже, именно эти заболевания - имеются у её матери.

В настоящее время её мать проходит активный курс лечения, как гипертиреоза, так и миомы. Естественно, для сравнения психологических профилей дочери и матери было проведено психологическое тестирование матери с помощью опросника Кеттелла.

На рис.3 представлены результаты опроса матери. Как видно они хорошо совпадают с результатами теста её дочери. А если быть последовательным – психологический профиль дочери почти полностью повторяет профиль матери. Мать также одинока, отличие портрета – высокие у матери факторы отчуждённости (А) и пессимизма (F), которые видимо появились со временем.

Рис. 3. Психологический профиль мамы Натальи Н. по Кэттеллу (модификация Табидзе А.А.)
Рис. 3. Психологический профиль мамы Натальи Н. по Кэттеллу (модификация Табидзе А.А.)

Рис. 3. Психологический профиль мамы Натальи Н. по Кэттеллу (модификация Табидзе А.А.)

Таким образом, как тестовая, так и приборная диагностика способны выявлять наличие деформаций в содержании психики человека. Сопоставляя результаты этих трёх диаграмм на примере судьбы дочери и матери можно сделать вывод, что эти деформации вначале приводят к деформации отношений во внешней среде, к социальным болезням (например, невозможности создать прочные гендерные отношения), а затем с возрастом, когда защитные силы организма ослабевают, к телесным деформациям в виде психосоматических заболеваний (гипертиреозу и миоме в данном частном случае).

О.П. Кузьменко в своей врачебной практике на основании большого клинического материала выявила, что анализ модульного портрета (диагноз-карты) обладает определённой универсальностью и имеет широкие возможности для обсуждения результатов диагностики с различных позиций:

- с медицинских позиций в терминах психосоматических заболеваний,

- с позиций бытовой психологии в терминах бытовых психологических качеств,

- с позиций практической психологии в терминах научных психологических качеств,

- с духовных позиций в терминах нравственных правил.

Выбор языка обсуждения определяется задачей исследования. Так при использовании языка концепции личности нам представляется, что модули в диагноз- карте рис.2 могут являть собой «подсознательные (неосознаваемые) установки эмоционального реагирования» (аналог установки теории Узнадзе Д.Н.). С этой точки зрения модули отражают некоторые фиксированные психологические образования, подкрепляемые физиологически и устанавливающие в психике определённую стационарную атмосферу эмоционального фона. Состояние меридиана, как физиологического образования, создает свой конкретный эмоциональный фон, что приводит к адекватному или неадекватному реагированию на поступающий стимул. Белый цвет модуля свидетельствует о гармоничных психологических состояниях, чёрный – дисгармоничных. Приведем для рис.2 некоторые отдельные соответствия каждого ручного модуля психологическим состояниям :

Таблица 2

GI (чёрн.) - состояние тревожности, высокое, активная позиция,

TR (чёрн.) - состояние дисгармонии, глубокое, утомление,

IG (чёрн.) - состояние раздражительности, глубокое, пассивное,

С (чёрн.) - состояние обидчивости, невысокое,

МС (чёрн.) - состояние отчуждённости, ниже нормы,

P (бел.) - состояние уважительности, толерантность, норма.

Каждое конкретное эмоциональное состояние имеет свой оттенок. Их различное сочетание которых приводит, как следствие, к разным психосоматическим заболеваниям (см.табл.1). Из теории эмоций следует, что каждая эмоция сопровождается двумя реакциями:

- неосознаваемым эмоциональным внутренним переживанием, что отражается на здоровье;

- неосознаваемым побуждением к действию, что отражается в поступках и в отношениях.

Отсюда видно, что между качеством внутренних переживаний и качеством отношений существует определённая корреляция. Люди активно выискивают, и даже провоцируют социальные ситуации, способствующие проявлению своих особенностей характера. Исходя из большого клинического опыта мы таким же образом можем построить для рис.2 таблицу, где каждый модуль отражает свою выделенную систему отношений:

ТАБЛ.3

GI (чёрн.) - (модуль отвечает за отношение к себе) - неадекватное, неуверенность в себе;

TR ( чёрн.) - (отношение к окружающей действительности) - неадекватное, дискомфортное;

IG (чёрн.) - (отношение к собственным жизненным ситуациям) - неприятие;

С (чёрн.) - ( отношение к близким- младшим) - негативное;

МС ( чёрн.) - ( отношение к противоположному полу) - недоверчивое;

Р (бел.) - (отношение к близким-старшим), адекватное, уважительное.

Положения психологии отношений достаточно глубоко разработаны В.М. Мясищевым; в ней отношения человека к действительности отличается рядом признаков – целостностью, избирательностью, активностью и сознательностью (курсив наш). Согласно этой теории человек преимущественно продукт социальных отношений и первые установки личности (в частности невротические образования) формируются в семье в раннем детстве, а точнее в онтогенезе.

Наши экспериментальные исследования приводят к дополнительным выводам. Как показано в нашей работе /3/ невротические образования, так и психосоматические заболевания передаются преимущественно по наследству, а точнее отражают и филогенез. А ситуации детского возраста не только формируют, но и проявляют (усиливая или ослабляя) и закрепляют уже заложенные в момент зачатия психические качества. Этот процесс напоминает, аналогично фотографии, процесс длительного проявления и закрепления уже зафиксированного в одно мгновение на плёнке скрытого изображения. На момент рождения человек не чистый лист бумаги.

Если представить время макроэволюции психики в виде отрезка длиной в 1 метр, то времени эволюции сознания будет соответствовать отрезок длиной в 1 мм. Отсюда видно, время эволюции сознания в процессе развития психики составляет примерно 0,1% от времени эволюции бессознательного /5/. Поэтому подсознательные процессы в жизни человека имеют значительный удельный вес и им следует уделять большее внимание.

Таким образом, исходя из представленного экспериментального материала и его обсуждения можно сделать вывод, что механизм возникновения психосоматических заболеваний определяется наличием деформаций содержания психики человека и в значительной мере обусловлен передачей психических качеств по наследству. Эти деформации отражают болезненные психические особенности его рода. И задача современной медицины, и в частности – психотерапии, выявить эти психологические особенности задолго до их социальных проявлений, задолго до их клинических соматических последствий и провести соответствующую психокоррекцию​. Решению этой задачи способствуют представленные в данной работе новые методы ранней психодиагностики.

Литература

  1. Табидзе А.А. Об эффективности использования модифицированного теста Кэттелла в психотерапевтической практике.- Журнал «Психотерапия»,2013 г., № 6(126), стр. 93 -96.
  2. Кузьменко О.П., Масленников И.С. Способ Ольги Кузьменко оценки физиологического и психологического состояния организма.- ПАТЕНТ на изобретение РФ №2126241 от 23.06.1998 г.
  3. ПСИПРОФИЛЬ. Профессиональные психологические тесты. Версия 4.01 от14.03.2011 для локальных ПК. Институт психологии РАН, «Когито-Центр».
  4. Табидзе А.А. О возможностях приборной психодиагностики.- Журнал «Психотерапия», 2010 г., № 4(88), стр.29-34.
  5. Анцупов А.Я, Кандыбович С.Л., Крук В.М., Тимченко Г.Н., Харитонов А.Н. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Указатель 1050 докторских диссертаций. – М.: Студия «Этника», 2007, стр. 39
Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Развитие темы

Самые популярные материалы