Автор: Татьяна Сорокина,
​​​​​​​Университет практической психологии

Слышит ли вас ваш ребенок?

В этом году мой сын стал школьником. И сейчас Московский реестр качества образования в начале и конце учебного года проводит диагностику первоклассников в адаптационный период. Это некий тест, определяющий общий уровень интеллектуального развития и психоэмоциональное состояние детей.

На собрании наш учитель рассказала об одном из заданий этого теста. Оно меня заинтересовало.

Итак, надо было нарисовать обычного человечка. По этому рисунку психолог интерпретировал мировоззрение ребенка.

Вот что оказалось любопытным: в нашем классе только 2 человека нарисовали у человечка уши. В параллельном классе – лишь 4 ученика уделили внимание этому органу.

Как же это интерпретируется психологом? Дело в том, что ребенок, не нарисовавший уши, подсознательно не уделяет достаточно внимания этому органу восприятия.

Родители часто жалуются, что дети их не слушаются. И, следуя этому тесту, вполне логично можно предположить, что ребенок не может слушаться, если он элементарно не СЛЫШИТ своего родителя.

Чтобы слышать родителя, надо уметь сконцентрироваться на том, что говорит старший. К сожалению, именно с этим в большинстве семей проблема, в том числе и у меня.

Дети расфокусированы. Они просто не в состоянии сконцентрироваться на том, что говорит мама, папа или учитель. И, конечно, это сильно усложняет задачу обучения и воспитания как учителю, так и родителям. Зато дети великолепно концентрируются на мультфильмах и компьютерных играх. Значит, все-таки, умение сосредотачиваться в них есть, просто оно используется не там, где требуется.

После собрания я подумала, как же можно развить в ребенке эту функцию – слышать меня. И мне пришла на ум прекрасная идея! Упражнение из Дистанции «Повтор дословно».

Когда мы сыном садимся делать уроки, ему очень трудно сконцентрироваться. Или надо что-то срочно нарисовать, или рассказать, или показать мне. В общем, сделать какое-то движение, которое отвлекает его от выполнения домашнего задания. Теперь, каждый раз, когда я вижу, что сын пытается увильнуть от домашней работы, я твердо настойчиво говорю ему:

«Повтори, что я сейчас произнесла»

Также я произношу эту фразу, когда читаю ему перед сном книгу и вижу, что он вертит что-то в руках вместо того, чтобы внимательно слушать. Этим вопросом я возвращаю его к концентрации на том, что мы сейчас читаем. Прошу его пересказать последний абзац.

Действуя таким образом я вижу, что сын начинает концентрироваться на моих словах, может их повторить осознанно. А в дальнейшем эта способность очень пригодится ему в жизни, ведь умение повторить слова другого человека помогает избежать многих конфликтных ситуаций и недопонимания с окружающими людьми. См. статью "Упражнения на концентрацию внимания"

Статьи по теме:
Упражнения на концентрацию внимания
Упражнения на концентрацию внимания

На что обращать внимание, а на что нет, мы можем решить сами: конечно, при условии, что можем управл...

3
Умение слушать
Умение слушать

Умение слушать - великое и достаточно редкое умение. В него включается и умения слышать, то есть уме...

5
Как сделать ребенка послушным
Как сделать ребенка послушным

Вопрос: моя дочка меня не слушает. Кажется, она игнорирует все, что я бы ни сказала, даже если я кри...

0
Повтор дословно
Повтор дословно

Повтор дословно (Повтори сказанное) - упражнение Дистанции. Упражнение "повтор дословно" дает качест...

2
Дистанция - коуч-система пошагового развития личности
Дистанция - коуч-система пошагового развития личности

Работать над собой хотят все, однако у большинства попытки неуспешны: или люди бросают эти занятия,...

16
Интеллектуальное развитие ребенка: теория Пиаже
Интеллектуальное развитие ребенка: теория Пиаже

В разное время Жан Пиаже называл разные стадии интеллектуального развития, но чаще всего их было чет...

0
Как развивать внимание
Как развивать внимание

Огромное число людей не умеют управлять своим вниманием, их внимание гуляет само по себе, они не мог...

0
Младшие школьники: задачи развития
Младшие школьники: задачи развития

Младшие школьники - это детей в возрасте от 7 до 9 лет, то есть с 1-го по 3-й (4-й) классы школы. Ре...

2
Ребенок-школьник. Воспитание пониманием
Ребенок-школьник. Воспитание пониманием

Человеку 7 лет. Это уже не малыш, который смотрит на родителей с обожанием и доверием, но это еще и...

0
Учение с увлечением. Советы школьникам
Учение с увлечением. Советы школьникам

Как повысить интерес к учебе. Как сосредоточить внимание. Тренируем внимание. Тренируем память. Скол...

0
Учеба (младший школьник)
Учеба (младший школьник)

Ребенок может сидеть часами и не делать уроки, если не знает, как это делать хорошо и боится эти неп...

0
Категории: