Современный гуманизм

Фильм "Мулан 2"

Этот фильм сделан в гуманистической традиции, где сердце конкретной девушки важнее долга перед Родиной.

Гуманизм - мировоззрение, в центре которого находится идея индивидуального человека как высшей ценности. На уровне практики - это бережное отношение к каждому конкретному человеку.

Истоки современного гуманизма восходят к эпохе Возрождения (15-16 вв.), когда в Италии, а затем в Германии, Голландии, Франции и Англии возникает широкое и многоликое движение против духовного деспотизма церкви. В противовес требованиям посвятить земную жизнь искуплению своих грехов, гуманисты провозгласили человека венцом мироздания, утверждали его право на земное счастье, на «естественное» стремление к наслаждению и способность к нравственному самосовершенствованию как духовно свободной личности. Изначально понятие "гуманизм" означало, как написано в Советском Энциклопедическом Словаре, "признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей". Конечно, здесь имелись в виду права взрослого человека, поскольку изначально никому не приходило в голову, что ребенок под флагом гуманизма будет настаивать на своем праве жить свободным образом так, как ему хочется, получая наслаждение от компьютерных игр и чупа-чупсов.

Современный гуманизм, формулируя позицию "Каждый человек имеет право стремиться к свободе и счастью", еще не вполне определился со своими главными тезисами.

Гуманизм - демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. Гуманизм не теистичен и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира. (Из Устава ценности человеческой жизни, дорожит близкими отношениями. В мировоззрении гуманизма любовь и взаимопонимание важнее достатка и социального успеха.

Одно дело - поддержка стремления взрослого человека к свободе и саморазвитию, другое - утверждение права каждого на комфорт. Одно дело - забота о прогрессе, второе - забота о безопасности и желание притормозить прогресс в его сумасшедшем беге. Одно дело - поддержка прав лучших представителей человечества, людей наиболее умных и творческих, другое - забота о детях, слабых и обездоленных. Начинал гуманизм с первого, сегодня уверенно склоняется ко второму.

Как пишут современные российские гуманисты: "Я бы назвал тот гуманизм, который считаю истинным – если проще всего – бережным отношением к человеку. То есть это сочувственное и уважительное отношение к человеку как таковому, независимо от его отличий от других, например от принадлежности к тем или иным социальным группам (истинно или неистинно верующих, неверующих, элите, партиям, национальностям, полу и всему подобному). Гуманизм – это проект человеческого общежития, в котором общечеловеческие (точнее, «каждочеловеческие») ценности должны оставаться безусловно приоритетными, а все прочие – быть уважаемым частным делом каждого. Что такое «общечеловеческие (“каждочеловеческие”) ценности»? – Это, очевидно, жизнь и соответственно стремление к полноте жизни, счастью; это все потребности здорового человеческого естества, определяемые необходимостью поддержания и продолжения жизни в потомстве; это и «жизнесберегающее» требование добрососедства, для которого, уж точно, «худой мир лучше доброй ссоры»; это и неразрывная с представлением о полноте разумной жизни свобода личности (разумеется, как уже отмечалось, совместимая в общежитии с такой же свободой всякой другой личности), – свобода личности мыслить по-своему (исповедовать собственные ценности, свобода совести) и ее свобода чем-то обладать (право собственности)".

В соответствии с современными гуманистическими взглядами, человеческая жизнь бесценна, и особенно нуждаются в защите слабые: дети, женщины и инвалиды. В педагогике это взгляды, согласно которым в каждом ребенке есть позитивное ядро, которому надо только помочь развиться. Считается, что ребенок рождается изначально свободным, и эта изначальная свобода ребенка - абсолютная самоценность. Гуманизм возражает против навязывания детям того или иного мировоззрения, считая, что ребенок сам должен определять свой путь. В воспитании приветствуется недирективность, нельзя применять давление, принуждение и манипуляции. Одной из высших жизненных ценностей считается комфортная, свободная, внутренне гармоничная жизнь, вариант "счастливого детства" для взрослого человека. В практической психологии гуманистический подход более всего выражен в психотерапии, реализующей принцип "Не навреди!" и ставящей задачу спасти от проблем, избавить от душевной боли. Это мягкая помощь, создание теплых и безопасных условий, подход "Принимайте человека таким, какой он есть. Помогайте ему на пути его роста". Чтобы избавить клиентов от излишних нагрузок и душевных травм, им даются установки "Позаботься о себе и своих близких, не ставь слишком трудных задач. Ты – в центре мира, главная ценность".

На экраны выходят яркие фильмы для детей и подростков, рассказывающие им, что главное в жизни - радости и развлечения, а сердечные переживания конкретной девушки важнее долга перед Родиной. Это - развитие современной гуманистической традиции.

Ценности современного варианта гуманизма принимают не все. Бережность в отношении к детям (да и ко взрослым людям) имеет и свою оборотную сторону: те, кого берегут от сквозняков, чаще болеют, а те, кого уберегают от трудностей жизни, как раз чаще в этих трудностях ломаются. Любое движение вперед невозможно без ошибок, но принцип "Не навреди", запрещая допускать ошибки в отношении человека, нередко становится преградой в развитии науки.

Любопытно: вплоть до XVII века хирургия была делом не врачей, а цирюльников, поскольку врачи буквально соблюдали принцип "Не навреди" и им было запрещено повреждать кожные покровы больного. Операция, если она выполнялась по правилам, проводилась под руководством ученого доктора, который сидел за кафедрой и громко вслух зачитывал указания «хирургу» - цирюльнику. Посколько доктор пользовался классической латынью, малограмотный цирюльник не понимал ни слова и резал больного так, как понимал это сам. Больше всего это походило на пытки. Со временем такое понимание принципа "Не навреди" подкорректировали, современный хирург имеет право и обязан повреждать кожные покровы больного, если это необходимо для сохранения его жизни.

Во многим областях современное развитие гуманизма породило серьезные проблемы. В юриспруденции абсолютизация принципа ценности жизни запрещает законопослушному гражданину жесткие меры в отношении нападающего на него преступника и привела к фактическому торжеству преступника перед жертвой. Инвалиды, осознавшие себя угнетаемым меньшинством, сегодня протестуют против пренатальной диагностики, позволяющей женщинам абортировать будущих инвалидов. Гуманисты требуют, чтобы у матерей-наркоманок были деньги на воспитание детей и на наркотики, забирая эти деньги у тех матерей, которые воспитывают детей сами. Когда гуманизм защищает самых проблемных, слабых и больных, в обществе слабых, больных и проблемных становится все больше и больше, и им уже не обязательно заботиться о своем здоровье: об этом теперь обязаны заботиться врачи. Эта проблема становится все более и более экономической: сегодня уже вполне реально поддерживать жизнь старых и больных людей практически бесконечно, но платить за это приходится тем, кто работает. И дело не только в том, что работающие люди начинают уезжать из стран с непомерно высокими налогами, проблема в том, что у людей исчезает необходимость быть здоровыми. Если добрые люди в заботе о зайцах в лесу истребили волков, зайцы скоро начинают болеть и вымирать.

Современный гуманизм защищает права меньшинств в ущерб интересов большинства. В Брюсселе перестали ставить на центральной площади настоящую рождественскую елку, дабы не ущемить чувств арабов-мусульман: они же в Брюсселе гости и в меньшинстве. В словарь запрещенных слов в школах США попали слова "день рождения", задевающие мировоззрение адвентистов, и слова "мама" и "папа", ущемляющие права сторонников однополых браков.

Гуманизм расширяет свои границы, распространяя свои требования на содержание скота и птицы. В самых зажиточных районах Лондона открываются продуктовые магазины, где вся еда должна соответствовать новым этическим стандартам, а именно принципам гуманизма. Этично выращенная курица - это курица, про которую известно, сколько метров составляла территория, на которой она выгуливалась, были ли у курицы друзья, и как ее звали (например, Патриция), пока ей не отрезали голову. Так выращенная курица - худая, имеет жесткое мясо, с бройлерной сочной тушкой никакого сравнения, но ни отсутствие вкусовых качеств, ни дорогая цена значения не имеют. Мода на гуманизм диктует новые ценности, и вслед за ними меняется жизнь. Как меняется?

Реальная история из жизни: аквариумная выставка в Германии. К стенду с золотыми рыбками подходят полицейские - экологическая полиция, заботящаяся о соблюдении прав животных (рыбок). Измерили объем аквариума, посчитали количество рыбок, обнаружили несоответствие. Люди вежливые, не штрафуют, а предлагают решить вопрос. Но - как?? Лишнюю рыбку в баночку не переложишь, там ей тоже будет воды недостаточно. В конце концов полицейские подсказали - надо лишнюю рыбку просто выкинуть в туалет. Во имя заботы о рыбках... Это тоже лицо современного гуманизма.

Современный гуманизм в педагогике защищает детей, но так, что незащищенными оказываются родители. Вот педагогические принципы школы "Море и песок" (Сиэтл), реализующей принципы гуманистического воспитания:

  1. Взрослые не имеют права требовать от ребенка послушания. Дети должны быть свободны, а взрослые должны относиться к ним, как к равным.
  2. Строго запрещаются любые наказания.
  3. Не следует просить детей выполнять какую-либо работу, пока им не исполнится 18 лет.
  4. Родители не должны требовать, чтобы дети говорили им "спасибо" и "пожалуйста".
  5. Нельзя вознаграждать ребенка за хорошее поведение. Вознаграждение - это скрытая форма принуждения.
  6. Успеваемость ребенка в школе является его личным делом, родители не должны вмешиваться в этот вопрос.

​​​​​​​​​​​​​​Заметьте, гуманистическое воспитание содержит множество запретов, просто все эти запреты - против родителей. Вести из Штатов: "В штате Флорида Кэт и Харланд Барнард, родители 17-летнего Бенджамина и 12-летней Кит, объявили забастовку в связи с тем, что их дети не помогают им по хозяйству. По словам 45-летней К.Барнард, она и ее 56-летний муж испробовали все методы, чтобы заставить детей вести себя как следует: плакаты воспитательного содержания, лишение карманных денег, консультации у психолога. Каплей, переполнившей чашу терпения, стало то, что Бенджамин не предложил матери помочь скосить траву на газоне, хотя ей только что сделали операцию. Неделю назад родители установили перед домом палатку и несколько лозунгов, один из которых гласит: "Бастуют родители". Спят они на надувных матрасах в палатке, едят барбекю и заходят в дом только для того, чтобы помыться в душе. Дети живут в доме, едят то, что приготовят себе сами из замороженных полуфабрикатов. За противостоянием отцов и детей наблюдает местная полиция, учителя и работники социальных служб. Местные стражи порядка три раза приезжали к дому Барнардов, но не пытались вмешаться. 17-летний Бен не очень доволен забастовкой и вниманием прессы. Однако его сестра говорит, что понимает родителей и намерена исправиться", - передает Би-би-си.


В Швеции с 1979 года существует абсолютный запрет на телесное наказание детей. Родители не могут безнаказанно дать ребенку подзатыльник, потянуть за ухо или повысить на него голос. За избиение ребенка грозит 10 лет тюрьмы. Еще с детского сада дети в подробностях проинформированы о своих правах и необходимости сообщать полиции о такого рода происшествиях. Наверное, это очень гуманно, но дети этим активно пользуются, тем более что в конфликте между интересом ребенка и интересом родителя государство принимает сторону ребенка.

Громкую огласку получила история девочки-подростка, обвинившей своего отчима в избиении и сексуальных домогательствах. 12-летняяя Агнета просто рассердилась на него за то, что он усыпил котят, а она хотела их оставить. Она обратилась в полицию, проинструктировав свою младшую трехлетнюю сестричку, что следует говорить. На основании показаний отчим был задержан и осужден. Мать, которая не поверила дочери, была лишена права родительской опеки. Агнету передали в приемную семью. Через три месяца девочка поняла, что поступила неправильно, пробовала вернуть свое заявление и освободить отчима. Но юридическая машина уже закрутилась. К тому же никто не воспринимал раскаяние девочки серьезно, ведь жертвы инцеста очень часто отказываются от своих показаний. Дошло до того, что «жертва» стала писать во всевозможные инстанции, генеральному прокурору в частности, где подробно описала всю историю, что отчим невиновен, что она все придумала, объяснила почему. Но прокурор тоже не вмешался.

В праве на воспитание детей в гуманной Швеции отказано не только родителям, но и учителям. До восьмого класса ученикам не ставится оценок, неуспевающих не оставляют на второй год, ну и, конечно, никого не выгоняют из школы. Ученики говорят учителю «ты», и они не обязаны отвечать на учительские приветствия. Учителя жалуются, что в классах тяжело работать из-за хаоса, шума и агрессии на уроках.


Письмо также из Штатов: "Живу сейчас в Америке, на съёмных квартирах. Учусь-работаю и играю на электрогитаре - довольно давно уже, первый раз в руки взял в далёком 2008-ом. Играю для себя, группы-прочего нет, тренируюсь дома. Давно уже привык к неспособности американцев сменить аккумулятор на телефоне и восстановить винду, но недавно был форменный атас. Ко мне пришла пара, лет под 40, живут снизу. Жалуются, просят не играть. Я им объясняю, что играю в разрешённое время, громкий звук не делаю, спать не мешаю и прочее. На что мне отвечают примерно следующее: "Наш сын, слыша вашу игру, чувствует себя ущемлённым в правах, поскольку с тем же уровнем навыка играть не умеет. Из-за этого он испытывает моральное неудобство, которое не может исправить. И поэтому мы просим перестать ущемлять нашего сына в своих правах на равенство. Иначе мы подадим на вас в суд за моральный ущерб". - Думаю, отсюда лучше съезжать…"

Воспитанники Макаренко идут военным строем.
Воспитанники Макаренко идут военным строем.

Величайшего педагога 20 века, Антона Семеновича Макаренко, за его деятельность травили прежде всего гуманисты, критикуя за жесткий командный подход, за военные марши и дисциплину, но именно он сумел из малолетних воров и попрошаек сделать красивых и честных людей, не только нашедших себя в жизни, но ставших по жизни лидерами, ставших учителями и воспитателями для других. Сегодня макаренковские колонии юридически невозможны, потому что гуманисты, которым жалко детей, запретили эксплуатацию детского труда, запретили детям трудиться. Результаты - грустны.

В лечении наркоманов есть особенность: на некотором этапе постоянные мысли о наркотиках можно сбить голодом. Но в настоящее время это уже запрещено: это негуманно. Поэтому наркоманы продолжают ломаться в ломке.

Ройзман об этом пишет: Все без мозгов. На реабилитации они очень тяжелые. У них у каждого гонор, завышенная самооценка, и ноль самокритики. У них как у алкоголиков, может стебануть белочка в любой момент, только выглядит это по другому. Как правило, через несколько дней они просто начинают выть. Думают только о наркотиках. Раньше мы на карантине этот гон сбивали голодом - на третий, на четвертый день мысли о наркотиках отходили в сторону, потому что просто хотелось пожрать. Сейчас все. Гуманисты победили. И способа с этим справится никто не знает. Гуманисты же, они такие - любят быть добрыми за чужой счет.

Известная притча о доброй женщине, которая всем сердцем была привязан к двум своим любимым цыплятам. И однажды случалась беда: один из цыплят тяжело заболел. Женщине сказали, что он может выздороветь, если его накорить куриным бульоном. Добрая женщина сделала куриный бульон из здорового цыпленка и выкормила больного...

Эта притча кажется абсурдом, натяжкой, чем-то диким и невозможным, однако похоже, что на самом деле подобные истории в том или ином виде происходят сегодня часто и повсеместно. К примеру, вот такую историю рассказала мне моя коллега, историю о очень хорошо знакомых и близких ей людях. Итак, в той российской семье около 30 лет назад родился мальчик. Он очень рано стал ходить и разговаривать, в год с небольшим знал наизусть алфавит и рассказывал стихи. Кроме того, был очень ловким, гибким и спортивным. Знакомые говорили, что он просто вундеркинд. А через несколько лет родился второй мальчик. К сожалению, он родился инвалидом, и врачи сказали, что вряд ли он проживет больше года. Но родители любили ребенка и решили бороться за него. Они ездили к лучшим врачам Европы и США, и больше 50 разных врачей сказали, что ребенок не выживет. Наконец, они нашли доктора, который дал надежду. Благодаря сверх-усилиям всей семьи мальчик выжил, сейчас ему почти 25 лет. Он не разговаривает, не имеет навыков самообслуживания (памперсы меняют ему каждые 3 часа), агрессивен. Но жив и любим родителями. А что стало с первенцем? Всё хорошо, он вырос достаточно здоровым. Родители были заняты выживанием второго ребенка, поэтому первому не смогли дать никакого образования. Он работает грузчиком и любит вспоминать, как в младших классах выиграл соревнования по бегу. Других побед в жизни у него не было. Такой наш, родной, сердечный гуманизм материнского сердца...

Современный российский гуманизм отличается от западного, но по некоторым моментам не в лучшую сторону. С одной стороны, многим россиянам гуманизм не знаком вовсе, поскольку воспитание ремнем и кулаками многим родителям кажется единственно правильным методом воспитания. С другой стороны, Россия живет жалостью, но - странной. А именно, по статистике Mail.ru и ВЦИОМ помощь взрослым в России по популярности стоит на пятом месте после помощи детям, старикам, животным и помощи экологическим проблемам. Людям больше жалко собак, чем людей, а из людей из чувства жалости важнее поддержать нежизнеспособных детей, а не взрослых, которые еще могли бы жить и работать. Россияне, если уж хотят давать деньги, то исключительно на одного больного, ну, то есть, на одного ребенка, и желательно больного, самого больного, желательно неизлечимого смертельно. А если ребенок не умрет, то давать деньги на реабилитацию ребенка после болезни никто уже не хочет. К сожалению, с этим знакомы все российские благотворительные фонды.

Гуманизм дорог нам всем, но сегодняшнее направление его развития, похоже, нуждается в корректировке.

...В любви, в заботе о человеке есть два стиля, "два крыла" любви - материнская модель любви, связанная с теплой поддержкой и безусловным принятием, и отцовская модель, в которой реализуется требовательное отношение. Гуманизм - это разновидность этической направленности, в которой реализуется мягкая, материнская модель любви, но женское воспитание, не уравновешенное воспитание мужским, из блага превращается в опасность. Гуманизм без ума - стихийное бедствие.

Гуманизм - величайшее достижение человечества, его историческая миссия еще не выполнена, но он уже требует своего баланса и своего противовеса. Теплая бережность гуманизма лучше всего реализует себя в обрамлении жесткой мужской требовательности, и умеющее чувствовать сердце, как символ гуманизма, должно дополняться разумом, умеющим считать, взвешивать и просчитывать последствия.

Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Гость 18 декабря 2012 11:41:30

Гуманизм - величайшее зло и обман человечества. Я, как психиатр, наблюдал, как за несколько последних лет идет отчетливая "гуманизация" пенитенциарной системы. Последствия ужасают. Убийца нескольких человек с несколькими судимостями или серийный педофил (вменяемые люди), начинает отстаивать свои "права" на лучшие условия пребывания, на наличие более вкусной пищи, телевизора в камере, и проч. Пишутся многочисленные жалобы во все инстанции, одна проверка приходит за другой...

Ирина Шамовская 17 июня 2013 21:50:32

Потрясающая статья! Спасибо

Олег Болсунов 17 июня 2013 21:51:08

Хорошая статья, Николай Иванович! Тема важная, нужная и актуальная. Хорошо расписали. Осторожно, я бы сказал. Поддерживаю Вашу позицию! С уважением, Болсунов Олег

Гость 17 июня 2013 22:00:00

Согласна с автором статьи о современном понятии гуманизма. Оно, основанное на стремлении к свободе, есть не что иное, как выражение философии либерализма. Именно он сегодня пытается взять верх над разумным устройством жизни, в которой человеку отводится роль ведомого. Именно субъекта сегодня провозглашают самой главной ценностью. Не спорю, человек действительно ценен. И в то же время есть самые высокие ценности: для кого-то это Бог, кому-то Родина, его близкие, наконец, а кто-то готов работать - для него важно это. Может, о Родине покажется пафосным, однако если бы не любовь к Родине, разве мы наблюдали бы массовый героизм наших людей во время освободительных войн? Либералы кричат, что те, кто воевал и выиграл войну, - быдло, которое погнали на бойню. Это слова некого Подрабенека, сказанные по поводу ветеранов. Но вспомним трудовые будни, полёты в космос - люди самореализовывались, служили Родине не за страх, а за совесть. Или те же знаменитые колонисты А.Макаренко - да разве возможно было их полное перевоспитание (если не сказать перевоплощение) без строгой дисциплины, без разумного труда и ответственности перед коллективом. Коллектив, ответственность - вот были ценности, благодаря которым огромное количество беспризорников стали отличными производственниками, семьянинами, да и просто счастливыми людьми. Иное дело сегодня, когда эти понятия выкорчёвываются из нашей жизни. Алкоголики, наркоманы, признаны навсегда больными людьми - так трактуют американские и вслед за ними остальные психологи. На слуху примеры некоторых отечественных центров реабилитации наркоманов, которым не дают работать, пеняя на "жёсткие" методы. А если по-другому не получается? Пусть умирают - это трагично, зато никакого насилия. То же в воспитании детей. Они быстро усваивают свои права, предательский "гуманизм", и некоторые начинают шантажировать родителей, учителей. Разве "свой путь" ребёнку не прокладывает любящий умный взрослый, который видит склонности и направляет силы и ум в нужном направлении? А если у ребёнка перед глазами с раннего детства двое мужчин вместо мамы-папы - разве это не манипуляция его развитием? Где же здесь гуманизм? Это совершенно жёсткие рамки противоестественного бытия, в которые ничего не осознающее дитя впихивают "гуманисты" и либералы. Зато полное торжество "гуманизма и толерантности". Нездоровое меньшинство диктует свои правила жизни. А она, жизнь, складывается у всех по-разному, и человек должен быть готов противостоять вызовам времени, если это требуется. Гуманная и либеральная философия лишают этой привилегии - бороться. Их идеал, по-моему, бегство от жизни, покладистое зажравшееся большинство, которым эти "гуманисты" с удовольствием будут управлять.

Гость 16 ноября 2014 21:16:03

После такого комментария, мне кажется, Николаю Ивановичу придется написать еще одну пояснительную статью: о том, что человек и личность ценны сами по себе, а не для того чтобы служить некой идее или жить ровно так, как привычно другим.

Рязанцева Любовь Валентиновна 17 июня 2013 22:00:56

Доброго времени суток. Комментарий: По поводу Гуманизма. Уважаемый Николай Иванович!!!!!! Напишите, пожалуйста, о том, что пожилые люди не хотят брать на себя ответственность даже за свои тела, не говоря уж о душах. И, понятно, что в этом нет их вины. Но они не слышат и не читают. И, вообще, опускаются в результате "облегчения себя". И в результате - аптеки, лекарства. Нытьё, жалобы - переходящие в насильственное требование внимания к себе. Как крайние варианты - полностью отключка мозгов. А, условно говоря, Молодые (дети этих пожилых), имея свои семьи - играют с ними в эту игру."Да-да - ты бедный и больной, Какой ужас!" Вместо деятельного зрелого возраста - разрываются между желанием иметь интересные возможности на работе - вынуждены оставаться на определённом уровне - чтобы успевать "ухаживать за родителями" Какое-то ментальное бедствие. Вдруг, если будет такая статья - кто-то и одумается. Другому подскажет. " Одумайся! Не поддерживай в стариках нежелание сохранять свой ресурс. Не бери на себя то, что они могут делать сами. Такая "жалость во вред".

Марина Конина 18 июня 2013 23:49:31

Уважаемый Николай Иванович! Я очень давно читаю Вашу рассылку. Почти всегда я с Вашими суждениями не согласна. Всегда что-нибудь заставляет меня Вам возражать – мысленно. И я не пишу Вам. Сегодняшняя Ваша рассылка меня очень обрадовала – я полностью с Вами согласна. Уже давно многие психологи – Эрик Берн, Эверет Шосторм, Абрахам Маслоу, Роджерс и др. указывают на так называемую «выученную беспомощность». В данный момент общество пришло к тому, что быть больным или родить больного ребёнка финансово выгодно. Ужасные слова?! – Да. Но, увы и ах, это правда. Мы то с Вами – психологи. И знаем – никаким воспитанием, да и лечением, подчас тоже нельзя изменить сложившийся ансамбль мозговых связей. Собирают безумные деньги на операции по коррекции того, что генетически заложено в человеке. И он, скорректированный, рождает следующее поколение больных. Или через поколение. Ужасно!

Гость 23 июля 2013 13:13:29

Согласна с автором статьи о современном понятии гуманизма, который основан на стремлении к свободе, есть не что иное, как выражение философии либерализма. Именно он сегодня пытается взять верх над разумным устройством жизни, в которой человеку отводится роль ведомого. Именно субъекта сегодня провозглашают самой главной ценностью. Не спорю, человек действительно ценен. И в то же время есть самые высокие ценности: для кого-то это Бог, кому-то Родина, его близкие, а кто-то готов работать - для него важно это. Может о Родине покажется пафосным, однако если бы не любовь к Родине, разве мы наблюдали бы массовый героизм наших людей во время освободительных войн? Либералы кричат, что те, кто воевал и выиграл войну - быдло, которое погнали на бойню. Это слова некого Подрабенека, сказанные по поводу ветеранов. Но вспомним трудовые будни, полёты в космос - люди самореализовывались, служили Родине не за страх, а за совесть. Или те же знаменитые колонисты А.Макаренко - да разве возможно было их полное перевоспитание (если не сказать перевоплощение) без строгой дисциплины, без разумного труда и ответственности перед коллективом. Коллектив, ответственность - вот были ценности, благодаря которым огромное количество беспризорников стали отличными производственниками, семьянинами, да и просто счастливыми людьми. Иное дело сегодня, когда эти понятия выкорчёвываются из нашей жизни. Алкоголики, наркоманы, признаны навсегда больными людьми - так трактуют американские и вслед за ними остальные психологи. На слуху примеры некоторых отечественных центров реабилитации наркоманов, которым не дают работать, пеняя на "жёсткие" методы. А если по-другому не получается? Пусть умирают - это трагично, зато никакого насилия. То же в воспитании детей. Они быстро усваивают свои права, предательский "гуманизм", и некоторые начинают шантажировать родителей, учителей. Разве "свой путь" ребёнку не прокладывает любящий умный взрослый, который видит склонности и направляет силы и ум в нужном направлении? А если у ребёнка перед глазами с раннего детства двое мужчин вместо мамы-папы - разве это не манипуляция его развитием? Где же здесь гуманизм? Это совершенно жёсткие рамки противоестественного бытия, в которые ничего не осознающее дитя впихивают "гуманисты" и либералы. Зато полное торжество "гуманизма и толерантности". Нездоровое меньшинство диктует свои правила жизни. А она, жизнь, складывается у всех по-разному, и человек должен быть готов противостоять вызовам времени, если это требуется. Гуманная и либеральная философия лишают этой привилегии - бороться. Их идеал, по-моему, бегство от жизни, покладистое зажравшееся большинство, которым эти "гуманисты" с удовольствием будут управлять.

гость 26 октября 2015 03:43:45

Спасибо за статью! И я очень рада в очередной раз, что живу в России, а не в США или Швеции:)

Гость 28 мая 2016 16:40:40

В прошлом году, 320 000 россиян не выдержали Величия своей Великой России и уехали жить в более скромные страны.

Дмитрий 26 октября 2015 23:08:25

Николай Иванович! Эта ваша статья мне не понравилась. Если вы хотели сказать о том, как важно быть ответственным, быть здоровым, быть сильным, то это следовало сделать иным образом. Если вас волнует социальный паразитизм и "воровство" благ, то вы выбрали неудачный ракурс. В сухом остатке в ходе такой пропаганды (не иначе) у читателей остается лишь: "я очень рада в очередной раз, что живу в России, а не в США или Швеции", а не то, что нужно брать на себя ответственность и быть сильным. Вас действительно, волнует паразитизм? Тогда почему вы не обращаетесь к опыту той страны, в которой живете? Не рассказываете про практику советской трудовой "морали", про реализацию принципа "Каждый по способностям, каждому по потребностям", про русскую халяву и безалаберность, сознание раба? Вы приводите принципы школы "Море и песок" в Сиэтле, но не указываете, что это экспериментальная школа, а отнюдь не рядовая американская школа. Не лукавьте, лучшее школьное образование в США дают в пансионатах закрытого типа на северо-востоке страны. В них сильно влияние католицизма, поэтому без телесных наказаний никуда. В Великобритании едва-едва отказались от телесных наказаний в школах, хотя это было значимым элементом в их системе воспитания. Вы обращаетесь к опыту Скандинавской страны, но как этот опыт вы соотносите с тем, что происходит с воспитанием детей в России? Вы считаете, что то, что вы называете "гуманизмом" может повредить воспитывать родителям детей? Уверяю вас, лучшее на что могут претендовать русские дети - это безалаберность родителей к их воспитанию, что мы, собственно, повсеместно и видим. Родители перекладывают эту обязанность на школу. Почему лучшее? Потому что воспитывают детей кулаками. Воспитывают люди, которые не имеют представлений о подлинном гуманизме.

Н.И. Козлов 27 октября 2015 03:39:52

Дмитрий, если вы гуманист, то не торопитесь ругаться. Да? <a href="http://www.psychologos.ru/articles/view/rossiyskiy_mentalitet" target="_blank">Проблемы российского менталитета</a> я описываю в другой статье.

Juro 27 октября 2015 12:02:00

Меня средневековый гуманизм не привлекает. Гуманное отношение было прописано для весьма узкого круга -"активной части населения”, по отношению к европейскому большинству началось усиление эксплуатации, активное закрепощение свободного крестьянства, расправившись со своими принялись африканцев и индейцев. Говоря про средневековый гуманизм, необходимо помнить, что для большинства это означало фактическое воскрешение античного рабства. По мне, лучше было бы без такого гуманизма...

Людмила 27 января 2016 13:15:30

Благодарю за очень интересный взгляд. Сформулирован прекрасный вопрос в последнем абзаце статьи. Я бы применила здесь не женское и мужское измерения в качестве уравновешивающих друг друга начал, а скорее индивидуальное и общее. Да, именно в идее о Едином можно увидеть наличие необходимой силы для баланса с индивидуальностью. Прекрасно можно поразмыслить о вопросе полной картины внутри малой составляющей. А при более пристальном рассмотрения поднятых в статье вопросов, можно увидеть, что здесь скорее более уместна корректировка формулировки самого понятия гуманизм, где непременно, в самом чистом понятии должны присутствовать две значимые и равнозначные части мужского и женского, мягкого сохраняющего и ценностно ориентирующего: эмоция искусства и интелект философии. Тогда в полную силу возможно проявление гармоничного гуманизма, так как реализуя в бытии оба принципа в полную силу все возникающие противоречия будут находится в естественном потоке коррекции самой жизни через проявленный максимальный потенциал индивида.

Гость 13 мая 2016 16:58:35

В семье родились двойняшки. Отец рано ушёл из жизни от постоянного пьянства, и мать воспитала их сама в духе любви и гуманизма. И как обычно бывает, тот, кто был вторым, оказался более слабым с родовой травмой. В юношеском возрасте у слабого отказали почки и требовалась пересадка; и тогда мать решила поговорить с братом, чтобы он отдал свою почку. Брат безоговорочно согласился. В результате врачебной ошибки на операционном столе умер старший, да и младший недолго протянул. Почка не прижилась. Поступок матери антигуманен. Так жила бы со здоровым ребёнком и скорбели о слабом. Не так ли?

Гость 13 июля 2016 18:19:00

Общечеловеческие ценности. Какие же это ценности? Жизнь? Но это биологическая ценность. Семья? В Европе бы сейчас с этим поспорили... Вера? Опять же из-за того, что церковь отстаивает традиционные ценности, в западном обществе ее, мягко говоря, не долюбливают. Выходит, что общечеловеческие ценности - это частная собственность и некие "права человека" (то есть право высказывать свою точку зрения, не подкрепляя ее никакими фактами) И да, "этот фильм сделан в гуманистической традиции, где сердце конкретной девушки важнее долга перед Родиной." Интересы личности выше интересов коллектива, общества, страны. Вот оно как... интересный гуманизм...

Развитие темы

Связанные статьи

Самые популярные материалы