Виды и формы критики


Критика имеет разные имена. Развернутое указание на недостатки - это собственно критика. Замечание - короткая критика. Обвинение - тоже форма критики, когда в большей степени звучит возложение вины за обнаруженные недостатки. Недовольство - эмоциональное выражение критики ситуации, выражение негативных чувств в связи с обнаруженными недостатками. Претензия - это критика с требованием. Возражения тоже можно считать критикой: критикой высказываний.

Данная статья посвящена преимущественно собственно критике, то есть критике самого человека либо его действий, однако общие положения по поводу критики вообще справедливы и для возражений: как их делать можно, а как стоит едва ли.

Критика по своей сути бывает справедливая и нет, по форме грамотная и обычная (к сожалению - неграмотная). Также, критика отличается по тому, на что она направлена: на ситуацию, на личность, на высказывания человека или на его действия. Критика может быть открытая и скрытая, в глаза и за спиной, справедливая и нет, деструктивная и конструктивная. Критика бывает поддерживающая и разгромная, общего плана и конкретная, мотивирующая и останавливающая. Встречается даже критика восхищенная... Какая вас больше воодушевляет?

Критика по форме может звучать очень разнообразно.

Прямая и косвенная

Прямая - о недостатках говорится прямо. Косвенная - описывается похожий случай или чужие аналогичные недочеты, из чего критикуемый легко догадывается о недочетах своих. Но прямо вы ему ничего не говорили. Подробнее смотри Косвенная критика попадает рикошетом

Развернутая и короткая

Развернутое указание на недостатки - собственно критика. Короткая критика - замечание.

Общего плана и конкретная

Критика общего плана говорит в общем. Конкретная - детально, конкретно. Не просто что не работает, а когда и в какой степени. Из-за каких причин. И не просто как сделать лучше, а как это сделать конкретно: куда пойти, к кому обратиться.

Когда полезна

Как правило, конкретность полезна и ценна почти всегда. И чем ее больше, тем лучше. Если же говорить точнее, необходимость конкретики и детализации зависит от уровня компетентности. Если критикуемый не знает, как исправить, как сделать лучше - конкретные подсказки очень ценны. Если же специалист в курсе, ему достаточно подсказать, что ошибка допущена или где-то что-то неисправно: как ситуацию поправить, он знает лучше вас.

Направленная на личность или на действия человека

Согласитесь, это очень разные формулировки: "ты плохой" или "это был неудачный поступок", "твое высказывание некорректно" или "ты сволочь". Критика, направленная на личность, звучит как обвинения. См.

Открытая и скрытая

Открытая - автор критики известен. Скрытая - неизвестен. Например, организуем ситуацию, чтобы не мы покритиковали, а типа жизнь покажет…

Поддерживающая и разгромная

Эти формы критики касаются личности, но поддерживающая самооценку укрепляет, репутацию поднимает, а разгромная - наоборот.

Разгромная использует переход на личности, использует обвинения, тяготеет к публичности.

Поддерживающая критика - с пряничками, с ресурсной смазкой. Ты талантливый. У тебя получается. Мне вообще в тебе нравится. Ты очень надежный человек. (Ты ОК)

Когда полезна

Поддерживающая критика полезна практически всегда. Если личностно критичная ситуация - просто необходима.

Деструктивная и конструктивная

Деструктивная критика говорит, что плохо, конструктивная - как сделать лучше. Куда прете? - деструктив. Пройдите левее, пожалуйста! - конструктив. Подробнее смотри Критика деструктивная и конструктивная

Мотивирующая и останавливающая

Мотивирующая - создающая желание делать. Останавливающая - ставящая запреты делать недопустимое. Поддерживающая критика касается личности, мотивирующая направлена на действия. Ты молодец - поддерживающий момент критики. «Вперед! У тебя получится!» - момент мотивирующий.


Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Гость 29 октября 2014 02:33:47

Хорошая статья!

Развитие темы

Самые популярные материалы