Януш Корчак


Я́нуш Ко́рчак (Janusz Korczak; настоящее имя Ге́нрик Го́льдшмит; 22 июля 1878, Варшава — август 1942, Треблинка) — польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.

В 1911 году Корчак основал «Дом сирот» для еврейских детей в доме 92 на улице Крохмальной, которым руководил (с перерывом в 1914-18 гг.) до конца жизни. От филантропов, субсидировавших его начинание, Корчак потребовал полной независимости в своей административной и воспитательской деятельности. Когда в августе 1942 пришёл приказ о депортации Дома сирот, Корчак пошёл вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской (1886—1942) и 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в концлагерь Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере. В пути Януш смог спасти одного ребенка, который смог пролезть в узкое окошно поезда. Но и этот ребенок погиб позже на войне.

Педагогическая деятельность

В «Доме сирот» Корчак ввёл новаторскую для тех лет систему широкого детского самоуправления, детский товарищеский суд, решения которого были обязательны и для руководства, плебисцит и т. д.

С 1918 года Корчак выступал под псевдонимом «Старый Доктор» с воспитательными беседами по радио, читал лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах, вёл работу в суде по делам малолетних преступников.

Литературное творчество

Печататься Корчак начал в 1898 г., тогда же он взял и свой псевдоним. Его повести для взрослых и детей «Дети улицы» (1901), «Дитя гостиной» (1906), «Моськи, Иоськи и Срули» (1910; в русском переводе «Лето в Михалувке», 1961), «Король Матиуш Первый» (1923) и другие; новеллы, беседы, статьи и дневник 1942 г. вводят читателя в сложный мир детской психологии, содержат наблюдения над жизнью Польши 1900—1939 гг., отражают богатый опыт врача и педагога. Корчаку принадлежит также свыше 20 книг о воспитании (главная из них «Как любить ребёнка», 1914, и «Право ребёнка на уважение», 1929).

Книги для детей

  • Którędy (1898) — драма
  • Дети улицы (Dzieci ulicy, Warsaw 1901)
  • Koszałki Opałki (Warsaw, 1905)
  • Дитя гостиной (Dziecko salonu, Warsaw 1906, 2-ое издание 1927) — частично автобиографический.
  • Моськи, Иоськи и Срули (Mośki, Joski i Srule, Warsaw 1910); в русском переводе «Лето в Михалувке», 1961
  • Юзки, Яськи и Франки (Józki, Jaśki i Franki, Warsaw 1911)
  • Слава (Sława, Warsaw 1913, corrected 1935 and 1937)
  • Bobo (Warsaw 1914)
  • Роковая неделя (Feralny tydzień, 1914)
  • Король Матиуш Первый (Król Maciuś Pierwszy, Warsaw 1923)
  • Король Матиуш на необитаемом острове (Król Maciuś na wyspie bezludnej, Warsaw 1923)
  • Банкротство маленького Джека (Bankructwo małego Dżeka, Warsaw 1924)
  • Когда я снова стану маленьким (Kiedy znów będę mały, Warsaw 1925)
  • Senat szaleńców, humoreska ponura (1931) — сценарий для варшавского театра Ateneum
  • Кайтусь-чародей (Kajtuś czarodziej, Warsaw 1935)

Педагогические произведения

  • Momenty wychowawcze (Warsaw, 1919, 2-ое издание 1924)
  • Как любить ребенка (Jak kochać dziecko, Warsaw 1919; 2-ое издание 1920 Jak kochać dzieci)
  • Право ребёнка на уважение (Prawo dziecka do szacunku, Warsaw 1929)
  • Правила жизни. Педагогика для детей и для взрослых (1930)
  • Шутливая педагогика (Pedagogika żartobliwa, Warsaw 1933)

Другие книги

  • Дневник (Pamiętnik, Warsaw 1958) — опубликован посмертно
  • Упрямый мальчик: Жизнь Пастера (Warsaw 1935)
Для отправки нажмите Ctrl+Enter, осталось символов для ввода: 1000

Комментарий принят на модерацию

Гость 12 мая 2014 23:50:47

Николай Иванович, как вы считаете, правильно ли поступил Корчак в том, что остался с детьми и не ушел когда была возможность? С одной стороны, он остался с теми, кто в нем нуждался, с другой - если бы спасся, мог бы заниматься дальше (с другими детьми) и приносить пользу. И судя по качеству его работы - пользы было бы очень много. На мой взгляд, если смотреть с четвертой позиции восприятия - тут выбор между двумя предательствами: "предать" настоящее (детей которым ты нужен сейчас) или "предать" будущее (тех, кому мог помочь потом). Я думаю, я бы поступил также, не смог бы бросить тех, кому нужен, но правильный ли это выбор на ваш взгляд?

Н.И. Козлов 13 мая 2014 02:55:44

Посмотрите фильм "Корчак": ему было не до самых правильных решений, Януш Корчак был измотан до последнего. В этом состоянии его сопровождение детей - это выбор отдохнуть от этой жизни, где из него выжали все. Если я буду измотан так же, высока вероятность, что я приму такое же решение. Если буду бодр и энергичен, то буду думать о будущем.

Развитие темы

Самые популярные материалы