Автор: Э.В. Гончарова, психолог, коуч
Видеоблог на YouTube

Жить с напряжением намного интереснее, или Как габитус определяет твое место

​​​​​​​Габитус – это любые глубоко впечатанные привычки, которые мы наследуем из детства.

Габитус – это чувство собственного места в социуме: разные люди в социальной структуре по-разному ощущают на что они могут претендовать, что их по праву, а что не совсем для таких людей, как они.

Габитус заставляет нас самих сортировать открывающиеся возможности на те, на которые мы можем претендовать, и те, на которые не можем.

Понятие габитуса теснее всего в социологии ассоциируется с теорией французского ученого Пьера Бурдьё.

Но корнями габитус произрастает из ботаники: подвиды одного вида растений, которые различаются конституцией в зависимости от окружающей среды, называются имеющими разный габитус. Например, одни и те же деревья в более теплом климате будут вырастать прямыми, с более мощными стволами, а по мере продвижения к тундре будут становиться все меньше, ниже, кряжистее.

Подобное происходит и с людьми: в зависимости от социального окружения, в котором они растут, они приобретают разную конституцию.

Только это конституция не столько внешняя, сколько внутренняя. Однако внешние отпечатки внутренней конституции так же наблюдаются.

Люди, развиваясь в разной диспозиции, обретают и закрепляют в своей психике разную готовность спонтанно реагировать на возникающие ситуации.

Есть люди, которые верят, что все задачи для них разрешимые, они проходят через жизнь с этой уверенностью.

Есть те, кто уверен, что большинство задач для них совершенно неразрешимы и способ прожить жизнь хоть как-то – это спрятаться от сложной ситуации, когда, вдруг, нужно будет сложную задачу перед собой выбирать, когда она перед тобой, вдруг, встанет.

Пьер Бурдьё в своей диссертации рассказывает нам о том, как разные группы в алжирском обществе по-разному ведут себя на уровне моторных, физических действий. Есть люди, которые уверенно пользуются своим телом, они точно знают, что, если они захотят повесить шляпу на вешалку, вешалка окажется в нужном месте. Есть люди, которые уверены, что если они попробуют бросить шляпу на вешалку, то они в лучшем случае промахнутся мимо вешалки, а в худшем случае смахнут саму вешалку. Есть те, которые действуют чуть-чуть увереннее, но знают, что нужно основательно и осторожно примериться, отмерить все свои движения, иначе все может закончиться конфузом.

Уверенное владение своим телом коррелирует с принадлежностью к статусным группам.

Аристократические люди ведут себя вальяжно, они принимают спонтанно более свободные позы, раскованные и непринужденные. Это очень заметно по позициям мужчины и женщины в Кабиллии, где женщин приучают вести себя по-женски: скованно, немного ссутулившись, семенящей походкой медленно передвигаться. Невозможно представить себе в Кабилии ситуацию, когда женщина будет так же свободно и широко шагать, как это делает мужчина, особенно благородного происхождения.

Свободного человека легко можно узнать по осанке, походке, по тому, что в классической литературе называют властной манерой держаться. Да, властная манера держаться сразу говорит, кто перед нами – аристократ или человек невысокого социального происхождения.

Та же властная манера вести себя транслируется и во все остальные области социальной жизни: за что бы ни брался ребенок высшего класса, он ведет себя так, как привычно вести себя ребенку высшего класса, и поэтому он очень легко снова попадает в этот класс, например, при социальных катаклизмах и при переездах в другую страну.

Пьер Бурдьё обозначает две стратегии самореализации. Стратегия прорыва: смело порвать с авторитетом предшественников, пуститься в какую-то революционную деятельность. Стратегия наследования: унаследовать маленький участок работы, сделать все по правилам, получить маленькую ставку и остаться на ней до конца жизни. Вторая стратегия позволяет с большой вероятностью удержаться на каком-то уровне «синица в руке», но не позволяет прорваться.

Дети аристократического происхождения выбирают первую стратегию, а дети более скромного, менее привилегированного происхождения, например из рабочего класса, выбирают вторую. Да, это происходит, потому что первые растут в ситуации, когда не боятся проиграть. Они, во-первых, не верят, что могут проиграть, потому что думают, что мир создан для них. А во-вторых, они знают, что если проиграют, это не будет концом всего. Они не станут безработными и не попадут в чернорабочие: у них есть фундамент, есть семейный ресурс. В худшем случае они попробуют себя заново, потом еще раз заново, затем еще раз… И если долго и смело пробоваться в конце концов нащупаешь что-то такое. Если знаешь, что не умрешь с голоду, гораздо проще предаваться реализации, чем если ты знаешь, что «не потопаешь, не полопаешь».

Сейчас, все-таки, голодный провал никому в развитых странах не грозит. Но есть – габитус, впитанный из среды, в которой вырос! И габитус скручивает в бараний рог, даже, если вдруг выпадает счастливый лотерейный билет.

Да, бедным бесполезно предоставлять больше возможностей, пока у них остался прежний габитус. Когда у бедных становится больше денег, они продолжают вести себя как бедные, только с большей интенсивностью. Когда бедные выигрывают в лотерею, они не становятся частью высшего класса, они чаще всего спиваются, ломаются, потому что жадно начинают употреблять в большом количестве то, что прежде было для них элементом праздника. Они не начинают жить обычной рабочей жизнью обеспеченных людей, они начинают кутить, упиваться свалившимся на них положением. О котором в глубине своей души они думают, что они его недостойны, что это просто везенье, которое надо вкусить. И в этом плане они несут в себе зерна своего разрушения – впечатанный габитус: «я человек маленький...»

Как стать большим?

Осознать свой габитус и преломить его, замахнувшись на большую задачу! На задачу, спирающую дыхание!

Ну не помрем мы с голоду в современном мире! А вот выправиться, подняться от земли, начать идти свободной и смелой походкой мы попробовать можем! Мы можем создать свой новый габитус!

Вы умеете замахиваться на большое? Или скромно берете что-то неопасное, что рядом? На что никто больше не покушается? Вы умеете конкурировать и побеждать?

Учитесь! Жить с напряжением намного интереснее, чем тихонько отсиживаться в кустах!

Статьи по теме:
Еврейское воспитание
Еврейское воспитание

Современное еврейское (не религиозное) воспитание сочетает две, казалось бы, разнонаправленные вещи:...

2
Элита
Элита

Элита - лучшая часть общества. Обязательное условие - элита всегда здорова, и это ее отличает, напри...

0
Средний класс
Средний класс

Средний класс - прослойка общества, где люди хотят быть на уровне, но не рвутся в первые. Ценят стаб...

0
Успешный человек
Успешный человек

В книге «Тройной пакет» (авторы - Чуа и Рубинфельд, профессорша и профессор из Гарвардского Универси...

14
Личность и социум
Личность и социум

Отношения личности и социума - непростые. С одной стороны, не будь социума, не было бы и личности. С...

2
Ада Лавлейс, или зачем копать вглубь
Ада Лавлейс, или зачем копать вглубь

Удивительная Ада Лавлейс. Первый в мире программист. Она создала описание вычислительной машины и на...

0
Принести себя в жертву – меньше любить себя?
Принести себя в жертву – меньше любить себя?

Дивный в своей дремучести интернет-мем: «Когда вы приносите себя в жертву, вы начинаете сами любить...

1
Механизмы, условия и источники развития личности
Механизмы, условия и источники развития личности

Условия развития - это социальное и культурное окружение, помогающее развитию или мешающее ему. В де...

1
Социальная успешность
Социальная успешность

Социальная успешность - определенный уровень социальных достижений, признаваемый достойным в данной...

0
Как воспитать ребенка, верящего в свои силы
Как воспитать ребенка, верящего в свои силы

Моей Лулу было около семи лет, она в это время обучалась играть на двух музыкальных инструментах, и...

7
Что мне поможет побороть лень?
Что мне поможет побороть лень?

Уважаемые читатели, с любовью к вашим жизненным результатам дарю свой страстно составленный волшебны...

5
Категории: