Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка

24 января 2020 г. в 12:27

Автор: Карабанова О.А., профессор психологии, член-корреспондент отделения психологии ​​​​​​​и возрастной физиологии РАО​​​​​​​Возрастная психология. Лекции

Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе

4.1. Общая характеристика

Можно выделить два основных критерия различения теоретических подходов к выделению закономерностей психического развития ребенка в онтогенезе. Первый критерий предполагает признание или отрицание специфики закономерностей развития человека в онтогенезе по сравнению с животными. Если специфика отрицается, то можно говорить о натурализме (биологизации) развития, т. е. признании универсальных законов развития, в равной степени справедливых и для человека, и для животных. В культурно-историческом подходе специфику психического развития человека связывают с усвоением социокультурного опыта, рассматривая его как особый вид родовой наследственности человека наряду с органической наследственностью.

Второй критерий предполагает признание активности развивающегося субъекта. Теории, игнорирующие или отрицающие значение активности человека в развитии, получили название факторного подхода. Развитие интерпретируется как результат влияния двух факторов — наследственности и среды. Альтернативой факторному подходу являются деятельностные подходы, когда активность рассматривается как основная причина развития. Это культурно-исторический подход (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин), а также конструктивистский подход (Ж. Пиаже).

Основа факторного подхода была заложена в известном противостоянии двух философских школ, представляющих в психологии позиции нативизма и эмпиризма (схема 2). Это дуализм Р. Декарта и эмпиризм Дж. Локка и Д. Гартли.

Факторный подход — это подход, согласно которому развитие определяется действием двух факторов: наследственности и среды. Согласно позиции нативизма, все развитие человека определяется его наследственностью. Философское обоснование этого подхода было дано Декартом, который предложил свою теорию врожденных идей. Нативизм в истории психологии представлен теориями преформизма, рекапитуляции и созревания.

​​​​​​​​​​​​​​
Эмпиризм представлен двумя научными школами — ассоцианизмом и бихевиоризмом.

Нативизм и эмпиризм однофакторные теории. Двухфакторные теории во внимание принимают оба фактора — и наследственность, и среду. К ним относятся теория конвергенции двух факторов (В. Штерн) и теории, представляющие отношение факторов как конфронтацию и антагонизм (3. Фрейд, теория Ж. Пиаже раннего периода). Конвергенция — схождение, предполагает взаимодействие и взаимное дополнение наследственности и среды. Конфронтация факторов интерпретируется как вытеснение (подавление) наследственности социальным фактором среды.

Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка

Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе

4.1. Общая характеристика

4.2. Теории нативизма

4.3. Теории эмпиризма. Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме

4.4. Теория конвергенции двух факторов

Вопрос. Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития

  • Факторный подход
  • Развитие ребенка
  • Развитие человека
  • Психическое развитие
  • Психика

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Факторный подход. Теории нативизма"
25 янв. 2019 г.
Преформизм – концепция психического развития, согласно которой все свойства и характеристики индивида в его зрелой форме заданы и предопределены с момента зачатия и присутствуют уже в клетках зародыша.
0Подробнее →
Картинка к "Факторный подход. Теории эмпиризма"
25 янв. 2019 г.
Теории развития как научения исходят из приоритета фактора среды: считается, что все дети рождаются с различными врожденными особенностями, например, темпераментом.
Картинка к "Факторный подход. Теория конвергенции двух факторов"
25 янв. 2019 г.
Согласно этой теории, психическое развитие ребенка есть результат конвергенции внутренних данных – наследственности и внешних условий среды.
Картинка к "Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития"
25 янв. 2019 г.
Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития.
Картинка к "Детская психология: психология ребенка и его развитие"
01 янв. 2006 г.
Детская психология отрасль возрастной психологии, изучающая психологию ребенка, его поведение и закономерности его психического развития. 
Картинка к "Филогенез"
01 окт. 2022 г.
Филогене́з, или Филогения (др.-греч. φῦλον, phylon — племя, раса и др.-греч. γενετικός, genetikos — имеющий отношение к рождению) — историческое развитие организмов
Картинка к "Онтогенез"
01 окт. 2022 г.
Онтогенез (от: ον — бытие и γέννηση — происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма от оплодотворения до смерти.
Картинка к "Развитие человека"
01 окт. 2022 г.
Развитие человека - качественные изменения его физических, душевных и умственных характеристик. Чаще источником развития является что-то внешнее - воспитание родителей, влияние окружения, требования профессионального роста, вызовы жизни... Развитие обычно происходит волнообразно, по спирали.
Картинка к "Возрастная психология"
01 окт. 2022 г.
Возрастная психология - отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на различных возрастных ступенях. Включает в себя детскую психологию, психологию индивидуального развития взрослого человека и геронтопсихологию.