Бабушка религиозна: отдавать ли ей внука?

30 мая 2017 г. в 17:00

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

Вопрос на консультации:

Когда мы с мужем куда-то уезжаем, а уезжаем мы достаточно часто, наш сын (4 года) остается с бабушкой, моей мамой. Моя мама общем целом удивительно вменяемый, адекватный человек и воспитывается внука правильно — на нытье не ведется, требует дисциплины, послушания и позитивного формата, активно включает ребенка в работу, свои эмоции контролировать умеет хорошо, в требованиях логична и последовательна. Ребенок у меня после нее не капризничает, ведёт себя хорошо, плюс бабушка вывозит его деревню. Чаще всего это свежий воздух, возможность для ребёнка побегать, порезвиться, то есть здоровье и энергетика.

В общем, все шикарно, но есть нюанс. Бабушка — человек религиозный, воцерковленный, религия — это цель и смысл ее жизни. В церковь она ходит регулярно (и там же работает), распевает молитвы перед едой и так далее. Ребенок это видит, всем этим интересуется и по факту в эту ее жизнь включается — тем более что бабушка, хотя наш взгляд на мир никак не оспаривает, одновременно с этим считает, что на вопросы ребенка она отвечать вполне может.

Меня все устраивает, я трагедии ни в чем не вижу: в конце концов меня воспитала мама, а я не верующая, но — мой муж категорически против религии в любых ее проявлениях. Он считает, что религия — это зло, и моя мама формирует у ребенка мистическое мышление. То есть, он, конечно, не против, чтобы она распевала молитвы — это её личное дело, но хочет, чтобы о религии моя мама в принципе с ребенком разговаривала, а на вопросы про иконы был бы единственный ответ «спроси у папы», а не «это Николай Чудотворец, который…» Сейчас муж ставит условие — либо я донесу это до своей мамы, либо с Даней (сыном) она будет общаться исключительно в нашем присутствии.

Мне это сильно не нравится, потому что оставлять ребенка с бабушкой очень удобно, а найти толковую няню, с которой можно было бы оставить ребенка хотя бы на пару дней, когда мы уезжаем, в нашем маленьком городе — задача непростая. Вопрос в том, как построить разговор с мамой, чтобы она перестала отвечать на любые вопросы Богдана про религию или как донести до мужа, что ничего особенно страшного в этих разговорах про религию нет. Я нахожусь между бабушкой и мужем — что мне делать?

Что делать?


Отвечаю: все зависит от отношения родителей-атеистов к религии. Отношение бывает мягким, бывает жестким.

Мягкое отношение — как ко временной неприятности, которой нужно переболеть и которую нужно скорее переждать. Увлечение компьютерными играми, модным сериалом, глупой подружкой — да, это плохо, может быть даже опасно, но уж точно не смертельно и устраивает жесткач здесь неуместно. Кто-то так же относится и к суевериям, и к религии: «поумнеет — сама прекратит».

Но есть другие ситуации: вашу дочку вовлекают в проституцию, сына приобщают к курению или тем более наркотикам… Будете реагировать так же мягко и спокойно? Или максимально жестко?

Если бы мужу было все равно, то я скорее предложил бы маме реагировать на все мягко: женщины жесткие варианты обычно не любят. Но здесь муж категорически против, а в семье позиция мужа должна быть определяющей. Следовательно, здесь мы будем разбирать жесткий вариант решения. Я перевоплощаюсь в мужа и рассказываю, как следует поступать. Причем немедленно!


Во-первый, милая, любимая и дорогая моя жена, твои слова: «Я нахожусь между бабушкой и мужем» — вещь недопустимая. Ты не можешь находиться «между», твоя позиция всегда со мной, с твоим мужем. Да? Ну и хорошо.

Во-вторых, я хотел бы рассказать виденье ситуации с мужской точки зрения, и сейчас нарисую картинку, которую будет очень хорошо рассказать бабушке.

Представь, растёт наш мальчик, и вдруг кто-то его начинает учить ходить в платье, надевать бантики и играть в девчачьи игры. Воспитывать как девочку. Как ты себе представляешь реакцию мужика, который вдруг увидит, что такое делают с его ребёнком? Нужны ли здесь какие-то пояснения, или это достаточно понятная картинка? И что будет сказано человеку, который вашего мальчика превращает в девочку?

Для мужчины, если его сына превращают в девочку, это — уничтожение его ребёнка. А тот, кто хочет уничтожить моего сына… Скажем мягко: да, тот не должен этого делать.

Точно так же я смотрю на вопрос религии. Если мой сын будет верить не мне, а посторонним дядям, если для него отцом буду не я, а отец небесный — очевидно, это не мой сын. Если у моего сына не будет свободного, четкого, критического мышления — это не мой сын. А я не позволю кому бы то ни было лишить меня моего сына!

Если наш ребёнок придёт домой и скажет: «Я знаю — бог есть», то мы попадем в глупейшую и ужасную ситуацию. Хоть мы спросим: «Откуда ты знаешь?», хоть мы скажем: «Бога нет», ребёнок — не сомневайся! — будет доказывать, что бог есть. Он уже инфицировался, он уже получил свой первичный опыт, и логическая аргументация уже не сработает. Чем больше мы будем на него давить, тем больше он будет настаивать на своем.

Мы с тобой не должны попасть в такую ситуацию.

При этом ты знаешь, как я уважаю и ценю твою маму. Во-первых, она воспитала тебя, во-вторых, она умный, заботливый и очень адекватный человек. В-третьих, она любит Даню, а Даня любит её, поэтому просто разрывать отношения тоже нельзя. Но она ещё не поняла, насколько это важный для меня вопрос, поэтому с твоей мамой нужно поговорить. Это могу сделать я, и сделаю легко, но если ты захочешь сделать это сама, я возражать не буду. Смысл простой:

«Мама, мы очень хотим, чтобы ребенок гостил у тебя, потому что он тебя любит, потому что ты любишь его. Но если мы сейчас этот вопрос не решим, то ребёнок будет без бабушки, ты будешь без внука, мы будем без тебя. Это ужасный напряг для всех. Бабушка, ты мудрая, давай с тобой вместе решим, как лучше поступить».

Думаю, что мы с бабушкой договоримся.

От бабушки требуется немного, а именно строго сказать Дане: «Смотри, я молюсь, но тебе это нельзя, потому что в твоей семье другие правила. То, что я в бога верю — это мои правила, а ты их за мной не повторяй, папа тебе не разрешил. И чтобы я у тебя не видела и не слышала без разрешения папы никаких повторений за мной. И отшлёпаю, и папе доложу. Это — бабушкина дела, не трогай бабушкина дела!» И после этого — пожалуйста, спокойно читает молитвы. Тогда ребёнок знает: мало ли какие у женщин дела, они юбки одевают, губы красят, косички заплетают. Не повод же мальчику после этого юбку надевать — засмеют, опозорят.

Мне кажется, это всё не очень сложно, и у нас у всех — всё получится!

Комментарии (23):

Гость, 16 мая 2017 г. в 22:45
Спасибо Вам большое, Николай Иванович, за Ваш труд души, которую дал Вам Господь. С радостью читаю многие статьи на сайте... даже всплывало желание помогать исправлять опечаточки - вижу что Вы много работаете над контентом сайта, подбираете очень хорошие материалы. Особенно понравилось читать про воспитание дворян и детей в царских семействах, про декабристов. Да, характером ребёнка нужно серьёзно заниматься в наш век, когда чёрное называется белым и преобладает превратное мышление. Я думаю, что религиозные обряды - это одно, а вера в Божьи заповеди, на которых держится мир, это - Жизнь для человека. Дети очень чувствительны к этому. Если там религиозная мертвечина, то ребёнка это отвратит, а если у бабушки Божий характер (а по описанию это так), то даже если его отлучить навсегда от неё, её молитвы и жизненный пример уже посеяли в его сердце доброе семя. Статья про домашнее обучение (К.Подоровой) - очень полезная, рекомендую всем посетителям сайта. Пример свободы от ложных систем.
Гость, 17 мая 2017 г. в 01:25
Николай Иванович, ещё раз от всей души благодарю вас за статью. Только прочитала, нужно подумать, осмыслить, обсудить с мужем. Спасибо Вам за труд. С уважением, Альфинур.
Гость, 20 мая 2017 г. в 23:31

Николай Иванович, на мой взгляд, внук у бабушки не потому, что они ее ценят, уважают и любят, а потому, что они в ней нуждаются. Или нет?

1 ответ
Козлов Николай Иванович, 21 мая 2017 г. в 08:14

И любят, и уважают, и нуждаются.

Гость, 22 мая 2017 г. в 22:43

Николай Иванович, интересная статья и много мыслей для размышления. Пытаюсь представить самую адекватную бабушку, которая сможет сказать так своему внуку: «Смотри, я молюсь, но тебе это нельзя, потому что в твоей семье другие правила. То, что я в бога верю – это мои правила, а ты их за мной не повторяй, папа тебе не разрешил. И чтобы я у тебя не видела и не слышала без разрешения папы никаких повторений за мной. И отшлёпаю, и папе доложу. Это – бабушкина дела, не трогай бабушкина дела!». Вызвало большие сомнения, что это возможно с бабушками. Мне кажется, если это бабушкина вера и она так живет и это ее ценность, если ей запретить, то она может внуку продолжать рассказывать и также говорить про молитвы и при этом говорить, ты только папе не говори, он к этому плохо относится... Бабушки - такие!

1 ответ
Козлов Николай Иванович, 22 мая 2017 г. в 22:55

Да, верно, большинство бабушек - именно такие. Но иногда среди бабушек встречаются не только бабушки, а еще вполне честные и порядочные люди, следящие за собой в любом возрасте. И именно в нашем окружении таких - немало. Вот их я и имею в виду.

Гость, 23 мая 2017 г. в 12:33

Часто можно услышать, что нужно уважать чувства верующих. Но ни разу я не услышала, что нужно уважать и чувства неверующих.

1 ответ
Гость, 08 июня 2017 г. в 18:23

Что теисты, что атеисты - и те и другие - верующие. Одни верят, что в потолке дырка есть, другие верят, что в потолке дырки нет. И никто не проверял. По сути, это две конфессии одной веры - в потолок. Состояние отличное от верующих - это знающие. Гностики. И не знающие - агностики.

1 ответ
Гость, 19 апреля 2020 г. в 11:28

Представление об атеизме как о вере в то, что бога не существует - ошибочно. Это нерелигиозное убеждение. Именно верующие выдвигают тезис "бог есть", и атеист, проводя некую логическую работу, отбрасывает это утверждение как несоответствующее действительности, поскольку явных доказательств существования бога нет. Кроме того, вера в бога сопровождается отправлениями обрядов, наличием артефактов (иконы, мощи). Этими чертами все без исключения религии и характеризуются. Для того, чтобы отмести утверждение о существовании бога, атеисту нет необходимости совершать какие-то специфические действия (молиться, поклоняться сверхъестественному образу и т.д.). Не существует понятия "вера в отсутствие бога", как пытаются изобразить это верующие. Существует только "отсутствие веры в бога". Вот вам ещё примеры: лысина - это разновидность причёски в виде отсутсвия волос? Здоровье - это заболевание отсутствием болезней? У религии есть определение, есть характерные черты именно для этого явления. Атеизм этих черт лишён, поэтому попытки выставить атеизм тем же, чем являются христианство, буддизм, мусульманство и т.д. - несостоятельны.

Кузнецова Ирина, 26 мая 2017 г. в 13:17

Думаю, что когда ребёнок подрастёт, он сам сделает свой выбор в пользу Веры, либо атеизма. Я выросла не в очень религиозной семье, но тем не менее ещё в очень раннем детстве сделала выбор в пользу Веры, так как ни одной просьбы обращённой мной к Богу не осталось без ответа.

1 ответ
Гость, 10 июня 2017 г. в 01:36

Да, уважаемый автор сразу предупредил: женский подход он помягче, то есть предполагает надежду на самого ребенка, как ребенок захочет сам (пропуская мимо,что его может обработать в пользу своего мировоззрения абсолютно посторонний человек). Мужчина решит вопрос иначе: сын есть его проект, и он вкладывается в него по полной.

1 ответ
Гость, 10 июня 2017 г. в 23:21

Думаю, это не женский/мужской подход. Это зависит о человека. Муж очень тоталитарен. А требовать от бабушки запрещать внуку молиться, когда он хочет - это деспотизм. Жене стоит подумать, нужен ли ее вообще такой тиран.

1 ответ
Козлов Николай Иванович, 12 июня 2017 г. в 18:31

Тут несколько ошибок. 1. На одного достойного мужчину, готового создать семью, сегодня в России приходится три заинтересованные в семье женщины. Не женщины сейчас выбирают, а мужчины. И лучшее, что может делать мудрая женщина - ценить своего мужа, если тот достойный человек. 2. Уважающий себя достойный мужчина никогда не будет создавать семью с женщиной, которая не понимает, что такое глава семьи. Рекомендую почитать статью "Семья как личный проект мужчины".

Гость, 09 июня 2017 г. в 17:09

Допустимо ли смотреть на бытовое пьянство, на прочие формы зависимостей и формируемые ими субкультуры, как на религии? Конфессия телезрителей... Секта уверовавших, что в городе лучше... (сидят на дефиците нормального разнообразия естественных ощущений, создав ворох эрзацев)?

1 ответ
Гость, 10 июня 2017 г. в 01:39

Вопрос, как я понимаю, задан в воздух? видимо вам все равно кто ответит... тогда я вам отвечу: не усложняйте себе жизнь и не засоряйте мозг.

Гость, 10 июня 2017 г. в 23:15

А папа не религиозен? Каждый имеет право на свое мнение. И ребенок не обязан следовать религии отца - атеизм. К плюрализму мнений надо приучать с детства. Потом ребенок САМ решит, во что ему верить.

1 ответ
Козлов Николай Иванович, 12 июня 2017 г. в 18:13

Спасибо за вашу точку зрения. Надеюсь, вы разрешите людям, у которых другой взгляд на жизнь и которым дорого научное мировоззрение, реализовывать в своей семье свою программу? А если всерьез и по сути, но приучение к плюрализму мнений - сложная и важнейшая задача. Мой опыт говорит, что 1) это возможно только в тех семьях, где дети приучены быть внимательными к позиции родителей и где 2) родители исповедуют научное, а не религиозное мировоззрение. Если у вас другой опыт, будем рады с ним познакомиться.

1 ответ
Гость, 21 июня 2017 г. в 12:10

Родители, исповедующие религиозное мировоззрение тоже разные. И религиозные люди также занимаются наукой. Все зависит от адекватности и воспитания самих родителей. В случае с воспитанностью религиозные родители конечно огорчаться, если их ребёнок не разделяет их взглядов, но позволят ему сделать свободный выбор.

1 ответ
Козлов Николай Иванович, 21 июня 2017 г. в 16:15

Любопытно. У много много знакомых семей, где родители верующие. Разрешают ли они детям свободный выбор в отношении веры? Кто в церковь ходят редко и по характеры слабые - да, могут разрешить. Сильные характером и воистину верующие - не позволят. До сих пор исключений не встречал.

Гость, 21 июня 2017 г. в 12:03

Уважаемый Николай Иванович, ставить на одну доску "девчачье воспитание" и религиозное (в случае с мужчинами) - это ОЧЕНЬ спорный момент, поверьте. Кстати, логическое обоснование бытия Бога вполне себе есть.

1 ответ
Козлов Николай Иванович, 21 июня 2017 г. в 16:08

Боюсь, я вас не понял. Если развернете свое высказывание, буду благодарен.

Гость, 22 июня 2017 г. в 07:59

Важный момент - какую церковь посещает бабушка. Судя по контексту - православную. Тогда это хорошо: православие, католицизм, протестантизм это общепризнанные мировые религии, которые не несут в себе деструктивных элементов, напротив, очень положительно влияют на современное общество. При этом, на мой взгляд, некорректно сравнение воспитания в религиозном ключе и воспитания из мальчика девочки. Уважаемый Н.И., это совершенно разные категории: верить могут и мужчины и женщины. Право и власть отца запретить то, что ему не нравится в семье. Другой вопрос, какие это будет иметь последствия для ребёнка? Хороший вариант - маме поговорить с бабушкой, пусть та молится за отца, чтобы изменилось его мнение.

Гость, 22 июня 2017 г. в 23:12

Уважаемые комментаторы, это бесконечный спор. Я думаю, статья написана не для религиозных людей, не для того, чтоб разубеждать верующих в их вере. Цель другая! Статья прям строго по адресату именно нам, атеистам, у которых, в свою очередь, набожные родители...Как нам мирно сосуществовать. Можно и поспорить, но зачем? Никто никого не переубедит. Я задавала этот вопрос именно уважаемому Николаю Ивановичу. Спасибо ему огромное за статью.

Материалы по теме:

Картинка к "Балует бабушка"
01 окт. 2022 г.
Сын его когда пойдет к бабушке-дедушке, приходит весь взведенный, психованный, ругаться может, огрызаться: ему, видать, передается тамошняя бабушкина энергетика.
0Подробнее →
Картинка к "Чему научит ребенка бабушка"
05 февр. 2014 г.
Бабушка — это уже мудрая женщина, у которой теперь есть время, чтобы с удовольствием позаниматься внуками.
Картинка к "Как ужиться с бабушками"
01 окт. 2022 г.
Ошибки этой бабушки настолько очевидны, что вы, вероятно, даже не посчитаете нужным обсуждать их.
Картинка к "Надо ли оплачивать бабушкин труд?"
05 апр. 2016 г.
Я хочу описать ту ситуацию, которая случилась в моей семье. Она заставила меня о многом подумать и многое переосмыслить в отношениях с моей мамой. Итак, мы (я, мой муж, и наши дети, 2, 5, и 7 лет) живем вместе с моей мамой в нашей квартире уже 5 лет. Мама сама вызвалась помогать нам, когда родился второй ребенок. Она переехала к нам из другого города.
Картинка к "Проблемы родителей: список типовых запросов по возрастам"
01 окт. 2022 г.
Как добиться, чтобы наши дети чувствовали себя уверенно и защищенно, а не зажато? Мы же не хотим бессмысленного тупого подчинения. Мы хотим лишь преподнести детям необходимые правила, которые избавят нас от распостраненных проблем и облегчат общение. У нас появится важная отправная точка, если мы знаем: какие проблемы осложняют повседневную жизнь чаще всего?
Картинка к "Семья старшая и младшая - как строить отношения?"
23 июл. 2016 г.
Рано или поздно дети уходят из родительской семьи и создают свои семьи, по сути свои суверенные государства. Но тогда - как вести себя родителям, когда они находятся на территории семьи, которую создали их сын или дочь? Дети по прежнему должны слушаться своих родителей - или родители должны уже подчиняться тем правилам, которые установили их дети на территории своих семей? Наша практика консультирования подсказывает нам следующие правила решения подобных не простых вопросов.