Эмоции: академические исследования
Ð’ прежние времена в ÑоветÑком «Политиздате» Ð´Ð»Ñ Ð¿Ñ€Ð¾ÑÐ²ÐµÑ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð°ÑÑ Ð²Ñ‹Ð¿ÑƒÑкалаÑÑŒ ÐºÐ½Ð¸Ð¶Ð½Ð°Ñ ÑÐµÑ€Ð¸Ñ Â«Ðад чем работают, о чем ÑпорÑÑ‚ филоÑофы» (кÑтати, одной из Ñамых интереÑных книг Ñтой Ñерии была работа Б. И. Додонова «ÐÐ¼Ð¾Ñ†Ð¸Ñ ÐºÐ°Ðº ценноÑть», Ð²Ñ‹Ð¿ÑƒÑ‰ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð² 1978 г.). Позднее в духе дозволенной вольноÑти ей поÑвилаÑÑŒ альтернатива под вызывающей маркой «Ðад чем не работают, о чем не ÑпорÑÑ‚ филоÑофы». ЕÑли бы ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð±Ð½Ñ‹Ð¹ проект был затеÑн в пÑихологии, то проблема Ñмоций навернÑка оказалаÑÑŒ бы в альтернативной Ñерии. ЕÑли Ñудить по публикациÑм поÑледних лет, то наших пÑихологов мир человечеÑких чувÑтв, похоже, не очень интереÑует, или, по крайней мере, по их мнению, Ñта проблема как Ñ‚Ð°ÐºÐ¾Ð²Ð°Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ‚ ÑчитатьÑÑ Ð² науке решенной и дальнейшей разработки не требует.
РазумеетÑÑ, Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ð¾Ð¹ Ñмоций дело обÑтоит ÑовÑем не так. Ð’ той или иной форме она занимала ученых вÑех времен и по Ñей день не ÑвлÑетÑÑ Ð·Ð°ÐºÑ€Ñ‹Ñ‚Ð¾Ð¹. ПроÑто временное Ñмещение акцентов в профеÑÑиональных интереÑах отечеÑтвенных пÑихологов вытеÑнило ее на периферию научного знаниÑ, что Ñовершенно не оправданно и практичеÑки беÑперÑпективно. Какую бы пÑихологичеÑкую проблему нынешние пÑихологи ни называли наиважнейшей, ее решение врÑд ли возможно без учета ее Ñмоционального аÑпекта. Ð’ чаÑтноÑти, любые проблемы, Ñ ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ñ‹Ð¼Ð¸ приходитÑÑ ÑталкиватьÑÑ Ð¿Ñихологу, теÑно взаимоÑвÑзаны Ñ Ñ‚ÐµÐ¼, какие чувÑтва тот или иной человек иÑпытывает.
ИÑÑ‚Ð¾Ñ€Ð¸Ñ Ð¸Ð·ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ
Проблема человечеÑких чувÑтв (различение Ñмоции и чувÑтва - Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Ñкорее терминологичеÑкий, Ñ…Ð¾Ñ‚Ñ Ð½Ðµ вÑе Ñ Ñтим ÑоглаÑÑÑ‚ÑÑ) занимала мыÑлителей вÑех времен и народов. Чтобы обозреть Ñ…Ð¾Ñ‚Ñ Ð±Ñ‹ Ñамые значительные ÑÑƒÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° Ñей Ñчет, накопившиеÑÑ Ð·Ð° многовековую иÑторию культуры, понадобилаÑÑŒ бы не Ð³Ð°Ð·ÐµÑ‚Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ñа, а многоÑтраничный том. ДоÑтаточно Ñказать, что хреÑÑ‚Ð¾Ð¼Ð°Ñ‚Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ пÑихологии Ñмоций, Ð²Ñ‹Ð¿ÑƒÑ‰ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð½ÐµÑколько лет назад издательÑтвом МГУ, начинаетÑÑ Ñ Ñ„Ñ€Ð°Ð³Ð¼ÐµÐ½Ñ‚Ð° ÑÐ¾Ñ‡Ð¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¡Ð¿Ð¸Ð½Ð¾Ð·Ñ‹ «О проиÑхождении и природе аффектов» и заканчиваетÑÑ Ð¸Ð·Ð²Ð»ÐµÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñми из трактата Ð¡Ñ‚ÐµÐ½Ð´Ð°Ð»Ñ Â«Ðž любви» - одного из Ñркий примеров конкретно-пÑихологичеÑкого анализа Ñложных феноменов духовной жизни человека.
ИÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð£. ДжемÑа
По одной из оценок, которую авторы Ñовременных учебников прилежно ÑпиÑывают друг у друга, ÑÐ¾Ð²Ñ€ÐµÐ¼ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¿ÑÐ¸Ñ…Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ñмоций начинаетÑÑ Ñ Ð¿Ð¾ÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² 1884 г. Ñтатьи У. ДжемÑа «Что такое ÑмоциÑ?» СправедливоÑти ради Ñледует отметить, что Ñтой работе логичеÑки предшеÑтвует изыÑкание Ч. Дарвина «Выражение Ñмоций у человека и животных», опубликованное 12 годами ранее. Ð’ Ñтой работе Дарвин ÑтремилÑÑ Ð´Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ñ‚ÑŒ, что Ñволюционный принцип применим не только к биологичеÑкому, но и к пÑихичеÑкому развитию живых ÑущеÑтв. С удивительной проницательноÑтью английÑкий натуралиÑÑ‚ подметил очень много общего в поведении животных и человека, оÑобенно в выражении разных Ñмоциональных ÑоÑтоÑний. Ð’ чаÑтноÑти, он отметил большое ÑходÑтво ÑкÑпреÑÑивных движений у антропоидов и Ñлепорожденных детей. Данные Ñтих наблюдений легли в оÑнову теории Ñмоций, ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑƒÑ‡Ð¸Ð»Ð° название Ñволюционной. СоглаÑно Ñтой теории, Ñмоции поÑвилиÑÑŒ в ходе Ñволюции как жизненно важные приÑпоÑобительные механизмы. По Дарвину, телеÑные изменениÑ, Ñопровождающие различные Ñмоциональные ÑоÑтоÑниÑ, предÑтавлÑÑŽÑ‚ Ñобой рудименты реальных приÑпоÑобительных реакций организма, целеÑообразных на предыдущей Ñтупени Ñволюции. Ðапример, увлажнение рук при переживании Ñтраха можно объÑÑнить иÑÑ…Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ð· того, что некогда у наших человекообразных предков Ñта Ñ€ÐµÐ°ÐºÑ†Ð¸Ñ Ð¿Ñ€Ð¸ опаÑноÑти облегчала Ñхватывание за ветви деревьев. См.→
Ð’ трактовке приÑпоÑобительной целеÑообразноÑти Ñмоциональных реакций Ð”Ð¶ÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾ÑˆÐµÐ» еще дальше. Он заÑвил: еÑли отÑечь от Ñмоции ее внешнее проÑвление, то от нее вообще ничего не оÑтанетÑÑ. Более того - наблюдаемые признаки еÑÑ‚ÑŒ не Ñтолько ÑледÑтвие Ñмоции, Ñколько ее причина (подробнее - Ñм. Ð¢ÐµÐ¾Ñ€Ð¸Ñ Ñмоций ДжеймÑа-Ланге).
ПоведенчеÑкое направление, которое на протÑжении почти вÑего XX века гоÑподÑтвовало в мировой пÑихологии, в трактовке Ñмоций продвинулоÑÑŒ немногим дальше ДжемÑа. По мнению Дж. УотÑона, Ñмоции предÑтавлÑÑŽÑ‚ Ñобой ÑпецифичеÑкий вид реакций, проÑвлÑющихÑÑ Ð² трех оÑновных формах: Ñтраха, ÑроÑти и любви. Ðти формы можно опиÑать, ÑƒÐºÐ°Ð·Ñ‹Ð²Ð°Ñ Ð½Ð° характерные оÑобенноÑти Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ñ€Ð³Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð¼Ð°. Врожденное выражение упомÑнутых реакций подвергаетÑÑ Ð¿Ñ€Ð¸ жизни многочиÑленным изменениÑм. Ð‘Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñ€Ñ Ð¿Ñ€Ð¾Ñ†ÐµÑÑам Ð½Ð°ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑƒÐ²ÐµÐ»Ð¸Ñ‡Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ‚ÑÑ Ñ‡Ð¸Ñло факторов, ÑпоÑобных вызвать Ñти реакции, и формируютÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ñ‹Ðµ типы реакций, проÑвлÑющихÑÑ Ð²Ð¼ÐµÑте Ñ Ð²Ñ€Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸. Ðо, по утверждению УотÑона, Â«Ñ…Ð¾Ñ‚Ñ Ð²Ð¾ вÑех Ñмоциональных реакциÑÑ… проÑвлÑÑŽÑ‚ÑÑ Ñ‚Ð°ÐºÐ¸Ðµ внешние факторы, как Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð³Ð»Ð°Ð·, рук, ног, туловища, доминирующими ÑвлÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð²Ð¸Ñцеральные и Ñекреторные факторы».
То еÑÑ‚ÑŒ, ÑоглаÑно бихевиориÑÑ‚Ñкой концепции, Ñмоции — Ñто некоторый ÑпецифичеÑкий вид реакций, прежде вÑего реакций внутренних органов. Таким образом, УотÑон фактичеÑки оÑталÑÑ Ð½Ð° позиции ДжемÑа-Ланге, Ñ…Ð¾Ñ‚Ñ Ð¸ иÑключил из их теории интроÑпективные Ñлементы. Сходную трактовку ÑмоциÑм давал и Бехтерев, который раÑÑматривал их как мимико-ÑоматичеÑкий Ñ‚Ð¾Ð½ÑƒÑ Ð¸ мимико-ÑоматичеÑкие рефлекÑÑ‹.
ИÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐšÐµÐ½Ð½Ð¾Ð½Ð°-Барда
Ð’ полемике Ñ Ð”Ð¶ÐµÐ¼Ñом альтернативную точку Ð·Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° Ñоотношение органичеÑких и Ñмоциональных процеÑÑов выÑказал У. Кеннон. К Ñтому его подтолкнули ÑкÑперименты, в ходе которых выÑÑнилоÑÑŒ: иÑкуÑÑтвенно вызываемые у человека органичеÑкие Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð°Ð»ÐµÐºÐ¾ не вÑегда ÑопровождаютÑÑ Ñмоциональными переживаниÑми. Ðо Ñамым Ñильным аргументом Кеннона против теории ДжемÑа-Ланге оказалÑÑ Ð¿Ñ€Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ð¹ им ÑкÑперимент, в результате которого обнаружено: иÑкуÑÑтвенно вызываемое прекращение поÑÑ‚ÑƒÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ñ€Ð³Ð°Ð½Ð¸Ñ‡ÐµÑких Ñигналов в головной мозг не предотвращает возникновение Ñмоций.
Кеннон заключил (и Ñта Ñуждение, как видим, было по Ñути отнюдь не новым), что телеÑные процеÑÑÑ‹ при ÑмоциÑÑ… биологичеÑки целеÑообразны, поÑкольку Ñлужат предварительной наÑтройкой организма на Ñитуацию, когда от него потребуетÑÑ Ð¿Ð¾Ð²Ñ‹ÑˆÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ñ‚Ñ€Ð°Ñ‚Ð° ÑнергетичеÑких реÑурÑов. Ðо при Ñтом Ñмоциональные Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ¶Ð¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ ÑоответÑтвующие им органичеÑкие Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ°ÑŽÑ‚ в одном и том же мозговом центре - таламуÑе. Позднее П. Бард подтвердил, что и телеÑные изменениÑ, и ÑвÑзанные Ñ Ð½Ð¸Ð¼Ð¸ Ñмоциональные Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ¶Ð¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ°ÑŽÑ‚ почти одновременно, а из вÑех Ñтруктур головного мозга ÑобÑтвенно Ñ ÑмоциÑми более вÑего функционально ÑвÑзан даже не Ñам таламуÑ, а Ð³Ð¸Ð¿Ð¾Ñ‚Ð°Ð»Ð°Ð¼ÑƒÑ Ð¸ центральные чаÑти лимбичеÑкой ÑиÑтемы. X. Дельгадо удалоÑÑŒ уÑтановить, что Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ñ‰ÑŒÑŽ ÑлектричеÑких воздейÑтвий на Ñти Ñтруктуры можно управлÑÑ‚ÑŒ такими Ñмоциональными ÑоÑтоÑниÑми, как гнев и Ñтрах.
Ð¢ÐµÐ¾Ñ€Ð¸Ñ Ð›Ð¸Ð½Ð´ÑеÑ-Хебба
ПÑихоорганичеÑÐºÐ°Ñ Ð»Ð¸Ð½Ð¸Ñ Ð² иÑÑледовании Ñмоций (так уÑловно Ñтали называть, при вÑей их противоречивоÑти, теории ДжемÑа-Ланге и Кеннона-Барда) получила дальнейшее развитие под влиÑнием ÑлектрофизиологичеÑких иÑÑледований мозга. СоглаÑно так называемой активационной теории ЛиндÑеÑ-Хебба, Ñмоциональные ÑоÑтоÑÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»ÑÑŽÑ‚ÑÑ Ð²Ð»Ð¸Ñнием ретикулÑрной формации нижней чаÑти Ñтвола головного мозга, поÑкольку Ñта Ñтруктура отвечает за уровень активноÑти организма. Ð Ñмоциональные проÑвлениÑ, как продемонÑтрировали ÑлектрофизиологичеÑкие иÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð·Ð³Ð°, еÑÑ‚ÑŒ не что иное, как изменение ÑƒÑ€Ð¾Ð²Ð½Ñ Ð°ÐºÑ‚Ð¸Ð²Ð½Ð¾Ñти нервной ÑиÑтемы в ответ на какой-нибудь раздражитель. ПоÑтому именно ретикулÑÑ€Ð½Ð°Ñ Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»Ñет динамичеÑкие параметры Ñмоциональных ÑоÑтоÑний - их Ñилу, продолжительноÑÑ‚ÑŒ, изменчивоÑÑ‚ÑŒ и др. Ðмоции же возникают вÑледÑтвие Ð½Ð°Ñ€ÑƒÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð»Ð¸ воÑÑÑ‚Ð°Ð½Ð¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ€Ð°Ð²Ð½Ð¾Ð²ÐµÑÐ¸Ñ Ð² ÑоответÑтвующих Ñтруктурах центральной нервной ÑиÑтемы в результате воздейÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð³Ð¾-либо раздражителÑ.
Помимо объÑÑÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð·Ð°Ð¸Ð¼Ð¾ÑвÑзи органичеÑких и Ñмоциональных процеÑÑов, Д. Хеббу удалоÑÑŒ ÑкÑпериментальным путем получить кривую, выражающую завиÑимоÑÑ‚ÑŒ между уровнем Ñмоционального Ð²Ð¾Ð·Ð±ÑƒÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÐ° и уÑпешноÑтью его деÑтельноÑти. Было уÑтановлено, что Ñта завиÑимоÑÑ‚ÑŒ выражаетÑÑ Ð² виде кривой нормального раÑпределениÑ: Ð´Ð»Ñ Ð´Ð¾ÑÑ‚Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð¸Ð²Ñ‹Ñшего результата деÑтельноÑти нежелательны ни Ñлишком Ñлабое, ни Ñлишком Ñильное Ñмоциональное возбуждение - наиболее Ñффективна деÑтельноÑÑ‚ÑŒ при Ñреднем уровне. ВмеÑте Ñ Ñ‚ÐµÐ¼ было отмечено, что Ð´Ð»Ñ ÐºÐ¾Ð½ÐºÑ€ÐµÑ‚Ð½Ð¾Ð³Ð¾ человека характерен Ñвой, индивидуальный оптимум Ñмоционального возбуждениÑ.
Когнитивный взглÑд
ОÑобую группу ÑоÑтавили теории, раÑкрывающие природу Ñмоций через когнитивные факторы, в чаÑтноÑти Ñ‚ÐµÐ¾Ñ€Ð¸Ñ Ð›. ФеÑтингера. Ее оÑновное понÑтие - когнитивный диÑÑонанÑ, то еÑÑ‚ÑŒ отрицательное Ñмоциональное ÑоÑтоÑние, возникающее при наличии противоречивой информации. СоглаÑно данной теории, положительные Ñмоциональные Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ¶Ð¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð½Ð¸ÐºÐ°ÑŽÑ‚ у человека, когда его Ð¾Ð¶Ð¸Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ñ‚Ð²ÐµÑ€Ð¶Ð´Ð°ÑŽÑ‚ÑÑ, то еÑÑ‚ÑŒ когда реальные результаты его дейÑтвий ÑоглаÑуютÑÑ Ñ Ð½Ð°Ð¼ÐµÑ‡ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸. РаÑхождение ожидаемых и дейÑтвительных результатов дейÑÑ‚Ð²Ð¸Ñ (диÑÑонанÑ) приводит к возникновению отрицательных Ñмоций. Субъективно ÑоÑтоÑние когнитивного диÑÑонанÑа переживаетÑÑ ÐºÐ°Ðº диÑкомфорт, от которого человек ÑтремитÑÑ Ð¸Ð·Ð±Ð°Ð²Ð¸Ñ‚ÑŒÑÑ. ПоÑледнее возможно Ð´Ð²ÑƒÐ¼Ñ Ð¿ÑƒÑ‚Ñми: во-первых, можно изменить Ñвои Ð¾Ð¶Ð¸Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ‚Ð°ÐºÐ¸Ð¼ образом, чтобы они Ñтали ÑоответÑтвовать реальноÑти; во-вторых, попытатьÑÑ Ð´Ð¾Ð±Ñ‹Ñ‚ÑŒ новые ÑведениÑ, которые ÑоглаÑовывалиÑÑŒ бы Ñ Ð¿Ñ€ÐµÐ¶Ð½Ð¸Ð¼Ð¸ ожиданиÑми. То еÑÑ‚ÑŒ Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸Ñ†Ð¸Ð¹ данной теории Ñмоциональные ÑоÑтоÑÐ½Ð¸Ñ Ñ€Ð°ÑÑматриваютÑÑ ÐºÐ°Ðº иÑточник и Ð¿Ð¾Ð±ÑƒÐ´Ð¸Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ñила поведениÑ.
К данной точке Ð·Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±Ð»Ð¸Ð·ÐºÐ¸ взглÑды С. Шехтера, который раÑкрыл роль памÑти и мотивации в Ñмоциональных процеÑÑах. СоглаÑно его теории, на возникшее Ñмоциональное ÑоÑтоÑние помимо воÑпринимаемых Ñтимулов и порождаемых ими телеÑных изменений оказывают воздейÑтвие прошлый опыт человека и его ÑÑƒÐ±ÑŠÐµÐºÑ‚Ð¸Ð²Ð½Ð°Ñ Ð¾Ñ†ÐµÐ½ÐºÐ° наличной Ñитуации. При Ñтом оценка формируетÑÑ Ð½Ð° оÑнове актуальных Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ потребноÑтей и интереÑов.
К разрÑду когнитивиÑÑ‚Ñких можно отнеÑти и информационную теорию Ñмоций П. Ð’. Симонова. Ð’ ÑоответÑтвии Ñ Ñтой теорией Ñмоциональные ÑоÑтоÑÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð¿Ñ€ÐµÐ´ÐµÐ»ÑÑŽÑ‚ÑÑ ÐºÐ°Ñ‡ÐµÑтвом и интенÑивноÑтью актуальной потребноÑти человека и оценкой, которую он дает вероÑтноÑти ее удовлетворениÑ. Такую оценку человек производит на оÑцове врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно ÑопоÑтавлÑÑ Ð¸Ð½Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ñ†Ð¸ÑŽ о ÑредÑтвах, времени, реÑурÑах, предположительно необходимых Ð´Ð»Ñ ÑƒÐ´Ð¾Ð²Ð»ÐµÑ‚Ð²Ð¾Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ñ‚Ñ€ÐµÐ±Ð½Ð¾Ñти, Ñ Ð¸Ð½Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ñ†Ð¸ÐµÐ¹, поÑтупившей в данный момент. Так, ÑÐ¼Ð¾Ñ†Ð¸Ñ Ñтраха, по Симонову, развиваетÑÑ Ð¿Ñ€Ð¸ недоÑтатке Ñведений о ÑредÑтвах, необходимых Ð´Ð»Ñ Ð·Ð°Ñ‰Ð¸Ñ‚Ñ‹.
Итоги
Как видим, на протÑжении многолетней иÑтории пÑихологичеÑких иÑÑледований Ñмоции пользовалиÑÑŒ Ñамым приÑтальным вниманием, им отводилаÑÑŒ одна из центральных ролей Ñреди Ñил, определÑющих внутреннюю жизнь и поÑтупки человека. Однако в Ñовременной позитивиÑÑ‚Ñки наÑтроенной пÑихологии отношение к проблеме Ñмоций Ñовершенно иное. Ð˜Ð½Ñ‚ÐµÑ€ÐµÑ Ðº ним Ñтал угаÑать по мере того, как Ñтали накапливатьÑÑ Ð½ÐµÑƒÐ´Ð°Ñ‡Ð¸ в попытках отыÑкать доÑтаточно тонкие и надежные ÑредÑтва Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑŠÐµÐºÑ‚Ð¸Ð²Ð½Ð¾Ð³Ð¾ (в позитивиÑÑ‚Ñком ÑмыÑле Ñлова) их изучениÑ. Внимание иÑÑледователей поÑтепенно Ñтало ограничиватьÑÑ Ñравнительно узким кругом проблем - таких, как выражение Ñмоций, влиÑние отдельных Ñмоциональных ÑоÑтоÑний на деÑтельноÑÑ‚ÑŒ, допуÑкающих разработку при помощи лабораторного ÑкÑперимента. СоответÑтвенно ÑузилиÑÑŒ и концепции Ñмоций, уÑтупив в пÑихологичеÑкой теории былое меÑто и значение нововведенным проблемам мотивации, ÑтреÑÑа, фруÑтрации.
ÐеобходимоÑÑ‚ÑŒ и оправданноÑÑ‚ÑŒ такого ÑÐ¼ÐµÑ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð½Ñ‚ÐµÑ€ÐµÑов и базовых понÑтий надлежит оценить будущим иÑторикам науки. Ð¡ÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð¶Ðµ Ñтоит лишь подчеркнуть, что к концепциÑм Ñмоций, Ñозданным в более или менее отдаленном прошлом, никак Ð½ÐµÐ»ÑŒÐ·Ñ Ð¾Ñ‚Ð½Ð¾ÑитьÑÑ Ñо ÑниÑходительной легкоÑтью, ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ñ€Ð¾Ð¶Ð´Ð°ÐµÑ‚ÑÑ ÑƒÑтановкой «Ñовременное - значит лучшее», ÑложившейÑÑ Ð² других облаÑÑ‚ÑÑ… познаниÑ. ИÑÐºÐ»ÑŽÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð· Ñтого закона вÑтречаютÑÑ Ð½Ðµ только в иÑкуÑÑтве, и пÑÐ¸Ñ…Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ñмоций — наглÑдное тому подтверждение. Иначе разве мог бы Л. С. ВыготÑкий пиÑать, что «Спиноза Ñамым теÑным образом ÑвÑзан Ñ Ñамой наÑущной, Ñамой оÑтрой злобой Ð´Ð½Ñ Ð´Ð»Ñ Ñовременной пÑихоло-гии Ñмоций», что «проблемы Спинозы в нерешенном виде ждут Ñвоего решениÑ». ПÑихологам оÑтаетÑÑ Ð´Ð¾Ð¶Ð¸Ð´Ð°Ñ‚ÑŒÑÑ Ñвоего нового Спинозы. Или ВыготÑкого.