Критика обидная и несправедливая: что с этим делать?

15 января 2015 г. в 07:51

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Фильм "Дьявол носит Prada"

Культура свойственна не всем, и от многих людей и не раз вы когда-то услышите и глупые, и обидные замечания. Такую мусорную критику по возможности лучше пропускать мимо, даже не обсуждая. "Собаки лают, караван идет". Делайте свое дело наилучшим образом, и не тратьте время на препирательства с теми, кто критикует вас не по делу, не разбираясь, или занимаясь просто сведением счетов.

Гораздо сложнее ситуация, когда несправедливая и обидная критика звучит в ваш адрес от шефа или старших. Как реагировать на это? - В любом случае начните с того, что сделайте так, как вам сказано, тем более вполне вероятно, что это не критика не справедлива, а вы не всё понимаете в происходящем. Шефу или старшим часто - виднее. Другое дело, обидная форма замечаний к вам - да, это не дело. Если отношения с ними хорошие, после всего можно попросить делать вам замечания в более приемлемой для вас форме. Часто бывает очень полезно сформулировать прямым текстом, как вас можно критиковать, чтобы вы воспринимали это нормально. А если отношения у вас проблемные, то вместо того, чтобы обижаться на неприятную для вас форму критики в вашу сторону, задумайтесь в главном: можно ли отношения изменить? Или - что предпринять еще, чтобы изменить ситуацию в целом?

И совсем особая ситуация, когда несправедливая критика в обидной форме звучит от близкого человека. Понятно, что эмоции бывают у всех, что это не характеризует ваши отношения в целом, но поощрять это всё равно не стоит. Если человек рядом с вами всё-таки адекватен, как реагировать на обидную и не справедливую критику в вашу сторону?

Разберем ситуацию:

В автомобиле: муж попросил жену посмотреть карту пробок на дороге. Жена посмотрела и сообщила, что дороги свободны. Через 5 минут семья все-таки попадает в пробку, и выясняется, что жена изучила карту недостаточно внимательно. Муж расстроен и критикует жену. Она чувствует себя несправедливо обиженной, т.к. искренне старалась сделать все хорошо.

Если жена начнет говорить о своей обиде – напряженность будет возрастать. Лучше, если она сначала обозначит свои чувства для себя (мысленно): «Да, мне обидно, что он меня критикует. Это очень неприятно. Нужно подумать, что можно сделать, чтобы в следующий раз он высказывал свое мнение в другой форме». Затем ей будет несложно переключиться на конструктив: сколько времени отнимет эта пробка, можно ли найти пути объезда, какими словами вернуть радостную атмосферу в машине и т.п. И, когда пробки и проблемы станут позади, уже можно (и нужно) вернуться к той ситуации. А именно,

- У меня есть просьба к моему любимому мужчине! Можно любимой женщине обратиться к любимому мужчине?
- Да, можно!
- А он меня сразу поцелует в знак любви и самых теплых чувств?
- С удовольствием! (целуются).
- У меня к тебе просьба на меня ругаться не сразу. На любимую женщину сразу ругаться - нельзя. Надо делать это не торопясь, вначале разобраться, подумать о происшедшем вместе с нею, и уже если она совсем неадекватная - тогда на нее ругаться. В эту ужасную пробку на дороге направила нас я, на это конечно поругаться можно, но все таки - не сразу. Я предложу в следующий раз не торопиться и о любимых заботиться. Я бы тоже со своей стороны взяла бы такое обязательство, и когда захочу на тебя поругаться, себя остановлю и сразу делать это не буду. А вначале постараюсь разобраться. Любимый мужчина, как тебе такая моя просьба?

Видеокурс проф. Николая Ивановича КОЗЛОВА 
«Эффективное влияние»
В курсе 6 видеоуроков. Посмотреть >>

Видеокурс «Эффективное влияние»

Комментарии (8):

Гость, 16 января 2015 г. в 13:19
Тем людям, которые в ответ на обиду умеют плакать - хорошо. А вот когда не плакать охота, а просто - мерзко становится. Это видимо и обидой назвать трудно.
Гость, 16 января 2015 г. в 13:23
Вот да, что делать, если ты не обиделся, а просто мерзко стало и противно?
Гость, 16 января 2015 г. в 17:28
На лично у меня реакция такая, как вот если например человек у меня в комнате нагадил и не убрал. Причем делает это регулярно. А вот вы с этим ничего поделать не можете. Представили? Такая ситуация может вызвать злость, отвращение, омерзение, еще что-то. Но обидой это назвать трудно. И тем не менее да, несправедливость ситуации ощущается. И негативные эмоции - тоже. Только вот это не обида. А что-то другое.
Мастер Вадим, 19 января 2015 г. в 23:26
А вот лучше разберите ситуацию... - ай-яй-яй кампанья, или ой-ой-ой коллектив... один - сидевший урка - коновод. Глотка- луженая, закалка-зоновская, ни черта ни бога не боится, чуть что - кулаки наперевес вне зависимости от пола человека. Кореша - везде, от полиции до крутых мира сего. Руководсво фирмы - для него НУЛЬ. Делает что хочет, совсем как пахан на зоне. ВНИМАНИЕ - ВОПРОС"!!!! - чего с этим кадром делать и как выходить из ситуации, когда он реально НАГИБАЕТ других работников фирмы - просто так, от нечего делать, потому что ему ТАК захотелось! А??
2 ответа
гостьЯ, 07 февраля 2015 г. в 02:39
Я бы нашла причину и уволила, да так, чтоб по статье. Подставить всегда можно как-то (его не жалко, даже наоборот надо проучить). Надо собраться коллективом и придумать КАК. Таким не место среди нормальных людей.
Гость, 01 октября 2015 г. в 04:18
Увольняться, однозначно! Терпеть плохое к себе отношение нельзя.
Гость, 04 июля 2016 г. в 15:26
Слово "несправедливая" в данном случае пишется слитно. К сожалению, на вашем сайте достаточно много грамматических ошибок. Надеюсь, что моя критика справедливая.
1 ответ
Н.И. Козлов, 05 июля 2016 г. в 21:24
Ваша критика справедлива, а еще лучше нее может быть помощь. На каждой странице справа есть оранжевый ярлычок "Сообщить об опечатке". Спасибо!

Материалы по теме:

Картинка к "Как правильно реагировать на критику"
14 янв. 2021 г.
Просите критику сами, тогда вы (как правило) услышите не критику, а доброжелательные подсказки.
0Подробнее →
Картинка к "Как реагировать на замечания и критику"
01 янв. 2001 г.
Делайте свое дело наилучшим образом, и не тратьте время на препирательства с теми, кто критикуем вас не по делу, не разбираясь, или занимаясь просто сведением счетов.
Картинка к "Косвенная критика попадает рикошетом"
01 янв. 2006 г.
Прямая критика о недостатках говорит прямо. Чем меньше опасность эмоциональных защит, тем проще и прямее можно говорить, что вы думаете о происшедшем. К сожалению, это возможно не всегда: в случае серьезных ошибок или личностной неустойчивости критика должна быть максимально щадящей: косвенной, скрытой, поддерживающей.
Картинка к "Критика"
31 дек. 2005 г.
Критика — указание на недостатки в том, что было сделано.
Картинка к "Критика «Плюс–помощь–плюс»"
01 янв. 2013 г.
«Плюс–помощь–плюс» — самая простая и эффективная формула грамотной критики.
Картинка к "Причины и смысл критики"
01 окт. 2022 г.
Критика - одна из форм влияния или защиты, наряду с обратной связью, мотивированием и обучением. Критику используют, когда не получается по-хорошему, когда человек не понимает по-хорошему, когда не можем придумать, как заинтересовать или приучить.
Картинка к "Руководство по правильной критике"
24 февр. 2017 г.
То, что у нас называется критикой и приправляется всеми этими видами соусов, на самом деле даже близко ею не является. К сожалению, критиковать нас всех не учат - ни в школах, ни вообще где-либо (разве что, в литературном вузе). Зато нас всех учат жёстко и даже агрессивно относиться к себе и другим. Поэтому под видом критики множество хороших людей пытается пропихнуть друг другу агрессию, обиды, претензии, дискомфорт, непрошеные советы, картинку, корзинку, картонку и маленькую собачонку. Чем часто делает друг другу незаслуженно больно. А настоящей критики, которая бы стимулировала развиваться – и которая действительно очень нужна! - в итоге очень-очень мало. Буквально с фонарями и лопатой надо искать, и то сомнительно, что найдётся.