Критика «Плюс–помощь–плюс»

01 января 2013 г. в 13:57

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Фильм «Тот самый Мюнхгаузен»
Базовый тренинг в Синтоне
Базовый тренинг в Синтоне

Самая простая и эффективная формула грамотной критики имеет следующий вид: ПЛЮС–ПОМОЩЬ–ПЛЮС.

Пункт раз: Плюс, «Что хорошо». Начинать практически всегда имеет смысл с какого-то позитива, что обеспечит контакт с человеком, создаст ему запас ресурсного состояния и предупредит его, такой возможный, уход в защиту.

Пункт два: Помощь, а точнее, «Как можно сделать это лучше». Тут лучше говорить не что плохо, не что нужно исправлять, а что можно сделать лучше, что можно изменить или добавить.

Исправляют — дефективное, а добавляют — к хорошему. Говорить про необходимость «исправить» — конфликтно, а о возможности изменить и добавить — нормально, это сохраняет контакт.

По возможности, это «изменить и добавить» сделайте понятным, конкретным, дайте позитивный образец, чтобы вашими словами можно было воспользоваться. И тогда ПОМОЩЬ будет конструктивной и доброжелательной подсказкой.

Это как бы подарок, и вместо желания агрессивно защититься «А на себя-то посмотри!» появляется понимание, что действительно можно сделать.

Пункт три: снова Плюс. Чтобы желание воплотилось в действие, его надо поддержать финальным плюсом: чем-то позитивным, энергичным и воодушевляющим.

«Ведь ты же — талантливый? У тебя — получится!»

Итого, начинай с достоинств, продолжи трудным, заверши приятным и воодушевляющим!

Примеры

Если вас заинтересуют иллюстрации, как это применяется в жизни См.→

Подсказки

Упражнение работает только при правильной речи — интонация, высота голоса и др. Неправильные интонации убивают результат упражнения.

Обычно самый трудный момент — сделать эффективный первый плюс, создать позитивный контакт перед критикой. Если ваши попытки выстроить позитивный контакт не работают (тут образец неудачного выстраивания контакта),

  • Оставьте пока «Плюс-помощь-плюс» и сосредоточьтесь на отработке «комплиментов-просто-так». Кажется, что комплименты «просто так» — это более легкая задача, чем подготовка человека к критике. Статья, которая научит вас делать комплименты: см.→
  • Используйте методику «Восхищенная критика» (ссылка здесь),
  • Если и это не помогает, то по крайней мере в отношении к ребенку можно потребовать формат: «С кислыми мордочками не ходим, да?». Когда Душка не работает — включаем Силовика!

Еще:

Официальные интонации для Плюс-помощь-плюс неприемлемы. Послушайте сами рассказ...

Муж с сыном пришли из магазина с покупками, среди них была турка для варки кофе. Следом за ними приходит свекровь, и я слышу следующий диалог: Муж: Здравствуй! Свекровь: Привет! Турку купили? Муж: Купили! Свекровь: Сколько стоит? Услышав ответ, свекровь: Ой, дорого. Я видела в ближайшем от нас магазине в два раза дешевле и точно такая же, как у вас. Муж: Мамуль, мы купили медную. После чего фраза: «я видела в два раза дешевле и точно такую же» повторилась в нескольких вариантах под разным соусом.

Я слушала диалог из другой комнаты и не посчитала нужным выйти. А если бы вышла, то сказала бы: «Как здорово, что Вы знаете уровень цен во многих магазинах нашей округи. В следующий раз будет правильно, если до покупок мы будем звонить Вам и интересоваться, в какой магазин лучше пойти. А если, вдруг, вы окажетесь раньше у цели, мы вам будем очень благодарны за покупку — Вы сэкономите наше время и деньги».

На слух редактора этой статьи, такие формулировки — издевательство.


Уместность, границы применения

В этих реверансах нет нужды, когда рядом с вами человек бодрый, сильный, уверенный в себе и уверенный в вашем дружеском к нему отношении. Можно говорить короче: «Не годится, переделай (или — бодрее, аккуратнее...)!» Более того, для человека это может оказаться синтоном как знак доверия. Подробное обсуждение этой темы смотри на форуме Синтона.

С другой стороны, если человек совершает ошибки, потому в принципе не подходит для порученного дела, то его критиковать бесполезно. Правильнее поблагодарить и с ним попрощаться. Аналогично прощаемся с теми, кто не ошибки совершает, а не лоялен и действует, игнорируя наши распоряжения и договоренности.

  • Виды критики
  • Автор Н.И. Козлов
  • +

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Конструктивная критика"
01 окт. 2022 г.
Конструктивная критика — критика, в которой говорится не что плохо, а что и как сделать лучше.
9Подробнее →
Картинка к "Плюс-помощь-плюс: иллюстрации"
01 окт. 2022 г.
Ребенок порезал хлеб к ужину: куски рваные, крошки по всему полу. Увидели: "Спасибо, молодец, ты мой самый лучший помощник! (прижать к себе, погладить по голове). - Давай посмотрим, какие куски у тебя получились самые ровные? Правильно, вот эти. Ты следующий раз не торопись, и у тебя получатся такие ровные все. И принеси совочек, давай вместе подметем крошки. Какой же ты у меня молодец!"
Картинка к "Подготовленная разборка"
01 окт. 2022 г.
Подготовленная разборка — трудная обязанность старшего по отношению к младшим.
Картинка к "Правило нужного момента, или точка бифуркации"
01 янв. 2010 г.
Правило нужного момента - совершенно волшебное правило, которое делает наше общение разумным и эффективным. Например, нужно приучить ребенка, чтобы он, выходя на улицу, выключал за собой свет в прихожей (брал мобильник, или говорил, когда вернется). Мы ему говорим, а он забывает. Мы ему снова говорим, он забывает снова. Сколько ни ругайся, эффективность наших действий или низкая, или никакая. И что делать? - Вспомнить незнакомое слово "бифуркация".
Картинка к "Реакция на ошибки"
01 янв. 2010 г.
Ошибки допускают окружающие, ошибки допускаем и мы сами. Тот, кто грамотно реагирует на ошибки свои, обычно более грамотно реагирует и на ошибки окружающих. Не так важно, с какого конца начинать учиться - важно, чтобы на любые ошибки, и свои и чужие, мы реагировали грамотно, то есть эффективно для дела и экологично для человека.
Картинка к "Руководство по правильной критике"
24 февр. 2017 г.
То, что у нас называется критикой и приправляется всеми этими видами соусов, на самом деле даже близко ею не является. К сожалению, критиковать нас всех не учат - ни в школах, ни вообще где-либо (разве что, в литературном вузе). Зато нас всех учат жёстко и даже агрессивно относиться к себе и другим. Поэтому под видом критики множество хороших людей пытается пропихнуть друг другу агрессию, обиды, претензии, дискомфорт, непрошеные советы, картинку, корзинку, картонку и маленькую собачонку. Чем часто делает друг другу незаслуженно больно. А настоящей критики, которая бы стимулировала развиваться – и которая действительно очень нужна! - в итоге очень-очень мало. Буквально с фонарями и лопатой надо искать, и то сомнительно, что найдётся.