Научная база синтон-подхода

01 октября 2022 г. в 21:37

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Статья на английском языке: "Syntone-approach in modern practical psychology and its scientific basis"

Синтон-подход как направление в психологии базируется как на собственных научных разработках, так и на научных разработках школы Л.С. Выготского (культурно-историческая теория развития личности), разработках необихевиоризма, когнитивной психологии, современного психоанализа и гуманистической психологии.

Бихевиоризм

От бихевиоризма синтон-подход берет материалистичность взгляда, внимание именно к поведению человека, к тому, что в поведении может быть четко увидено, так или иначе определенно зафиксировано, использование, в первую очередь, положительных (прямых и косвенных) подкреплений поведения. В рамках бихериоризма синтон-подход основывается на разработках когнитивно-аффективной теории Уолтера Мишела, теории социального научения Альберта Бандуры и теории социального научения Джулиана Роттера.

Постепенно я понял, что ни в какую психику я не верю. Ни как ученый, ни как практик – не верю, и в этой гипотезе психики не нуждаюсь. То, что многие коллеги объясняют через внутренние закономерности работы психики, я объясняю гораздо проще – чаще всего или нашей физиологией, или теми привычками, которые усвоил человек.

Синтон-подход и когнитивно-аффективная теория Уолтера Мишела

Синтон-подход вполне в русле когнитивно-аффективной теории Мишела предполагает, что поведение человека меняется от ситуации к ситуации, но определенным, предсказуемым способом.

Например, если некто рассержен на свою жену, то он может реагировать агрессивно. Однако если тот же человек рассержен на своего начальника, то скорее всего подавит свое раздражение и подчинится. Такое поведение может показаться непоследовательным, потому что человек как будто бы различно реагирует на один и тот же стимул. Но, с точки зрения когнитивно-аффективной теории, раздражение, вызванное разными людьми, - это не один и тот же стимул. Описанное нами поведение не является непоследовательным и может хорошо отражать стабильную в течение всей жизни данного человека схему реагирования (pattern of reacting).

Говорить о чертах личности и измерять черты личности - можно. Но чтобы предсказать их поведение, куда важнее и интереснее понять их психологическую ситуацию, их внутреннее видение происходящего.

«Фокус смещается с попыток сравнения и обобщения, предназначенных выяснить, что различные люди «представляют собой», на оценку того, что они делают — действительно или мысленно — по отношению к психологической ситуации, в условиях которой они это делают» ( Mischel, 1973, р. 265).

Синтон-подход и теория социального научения Альберта Бандуры

Теория социального научения Альберта Бандуры освещает следующие феномены, активно использующиеся в практике синтон-подхода:

Синтон-подход и теория социального научения Джулиана Роттера

Четыре основных понятия, на которых строится теория социального научения Джулиана Роттера, это поведенческий потенциал (behavioral potential), ожидание (expectancy), ценность подкрепления (reinforcement value) и сама психологическая ситуация. В соответствии с этим, синтон-подход уделяет большое внимание поведенческому потенциалу участников тренинга, расширению диапазона их возможных поведенческих реакций, использованию мягкого и жесткого реагирования, чередованию сотрудничества и конкуренции, эффективным формулировкам и интонационному богатству, - всему, что может дать социальный, психологический и актерский тренинг. Работа с ожиданиями в синтон-подходе - это обсуждение стратегий "уменьшить проигрыш" или "увеличить выигрыш", выработка настроя на уверенное поведение, формирующего уважение окружающих, умение увидеть в окружающих тех, кто готов дружески откликнуться на просьбы о помощи. Учет ценности подкрепления в синтон-подходе реализуется, в частности, в анализе ожиданий окружающих, в умении откликнуться именно на то, что нужно в данной ситуаций конкретному человеку. Что касается анализа и понимания психологической ситуации, учет контекста и деталей окружения, то синтон-подход реализует это на всех этапах обучения - и в сфере дружеских отношений, и при разборе семейных ситуаций, и в разыгрывании деловых кейсов в обучении руководителей.

Представление Джулиана Роттера о интернальном и экстернальном локусе контроля в синтон-подходе звучит в двух взаимосвязанных вариантах - как тема "Автор-Жертва" и тема личной ответственности за то, что делает человек и то, что с ним происходит. В синтон-подходе для контроля результатов тренингового обучения используется опросник Роттера. Экспериментальные исследования результатов обучения по Синтон-программе показывают усиление у участников занятия внутреннего, интернального локус-контроля, повышение личной ответственности людей не только за события, происходящие в их деловой и личной жизни, но и за их внутреннее эмоциональное состояние.

Психоанализ

Синтон-подход не разделяет убежденность З.Фрейда в том, что либидо является центром психической жизни человека, но считает детство важнейшим этапом, когда закладываются личные способы отношения с миром.

В рамках социального психоанализа синтон-подход пользуется собственными разработками, а именно теорией социального психоанализа эмоций (автор Н.И.Козлов). Теория социального психоанализа эмоций не только объясняет многочисленные феномены, не получающие убедительного объяснения в других теориях, но и дает позитивный педагогический эффект, показывая, что возможность управления эмоциями не есть для взрослого человека что-то новое и искусственное, но является возвращением к его исконному мастерству управлениями эмоциями, которым владеют все люди в своем детстве.

Когнитивное направление в психологии

Синтон-подход использует наработки когнитивного направления, подчеркивающего важность анализа субъективного восприятия происходящего.

Синтон-подход и теория личностных конструктов

Синтон-подход, анализируя, как человек воспринимает происходящие с ним события, основывается на представлении о личностных конструктах, предложенном Джорджем Келли. В процессе просветительской и тренинговой работы в синтон-подходе ставится задача обогатить личностные конструкты, сделать их более разнообразными, гибкими и адекватными, в результате повысить тонкость различения того, что видят участники в себе, окружающих и мире. Смотри

Как одна из философских установок, в синтон-подходе используется конструктивный альтернативизм - философская установка, сформулированная Дж.Келли. Согласно конструктивному альтернативизму, реальность может интерпретироваться людьми множеством разных способов на основании «конструктивных альтернатив» (то есть различных точек зрения на реальность, индивидуальных моделей реальности).

В конструктивном альтернативизме в принципе не рассматриваются абстрактно правильные или неправильные интерпретации сигналов внешней среды, и все гипотезы, позволяющие адекватно взаимодействовать со средой, имеют право на существование. Иными словами, в конструктивном альтернативизме приемлемость гипотезы определяется не степенью приближения модели к «оригиналу», а её эвристической ценностью. Насколько это "работает" или нет. В синтон-подходе, однако, принцип конструктивного альтернативизма используется при обязательном учете интересов всех участвующих сторон.

Гуманистическая психология

Вместе с Абрахамом Маслоу синтон-подход ставит своей задачей исследовать наивысшие уровни личностного развития и душевного здоровья, и самоактуализация личности есть одна из ценностей синтон-подхода.

В синтон-подходе реализуется предложенный Карлом Роджерсом взгляд, согласно которому наилучших результатов в личностном росте достигается при работе на позитиве, в формате поддержки лучших намерений и устремлений личности.

"Когда ко мне приходит человек, обеспокоенный своими, только ему присущими трудностями, я уверен, что самое лучшее – это постараться создать такие отношения с ним, в которых он чувствует свободу и безопасность"Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. С. 153.

  • Синтон-подход
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Когнитивно-аффективная теория Уолтера Мишела"
01 окт. 2022 г.
Когнитивно-аффективная теория Мишела предполагает, что поведение человека меняется от ситуации к ситуации, но определенным, предсказуемым способом.
0Подробнее →
Картинка к "Нужна ли научность практической психологии"
01 янв. 2010 г.
В синтон-подходе научное мировоззрение является обязательной основой, однако многие психологи, прекрасные профессионалы и практики, к требованию научности относятся философски: на их взгляд, в практической психологии научность не является очень востребованной вещью. 
Картинка к "Рамки синтон-подхода"
01 окт. 2022 г.
Мы не грузим без нужды страхами, люди с позитивным мировосприятием более успешны. Мы не вешаем на людей негативные ярлыки без доказательной базы: возможно, перед нами не трудоголик, а человек, любящий свое дело. Не поддерживаем традицию в людях видеть преимущественно невротиков и акцентуантов. Проблемам мы предпочитаем возможности. Разговор даже о серьезных проблемах может быть уместен, если такой разговор мотивирует человека к энергичным разумным делам, однако возможность успехов мотивирует также, и мотивирует с лучшими перспективами.
Картинка к "Синтон-подход"
01 янв. 2010 г.
Синтон-подход — это самостоятельное, самобытное психологическое направление.
Картинка к "Теория социального научения Альберта Бандуры"
01 окт. 2022 г.
Теория предполагает объяснение способов, которыми люди приобретают разнообразные виды сложного поведения в условиях социального окружения.
Картинка к "Теория социального научения Джулиана Роттера"
01 окт. 2022 г.
Большая часть человеческого поведения приобретается или выучивается. Это происходит в значимой для человека среде, изобилующей социальными взаимодействиями с другими людьми.