Синтон-подход

01 января 2010 г. в 07:23

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Если говорить коротко, то синтон-подход — это психология здравого смысла для здоровых людей. Синтон-подход, как направление в практической психологии, сложился в процессе работы Синтона силами Н.И. Козлова и его коллег. Это самостоятельное, самобытное психологическое направление, имеющее свою философию, теорию личности, научную и методологическую базу, свою систему психологических и педагогических технологий.

Если совсем коротко. В выборе «работать с прошлым» / «работать с будущим» СП выбирает будущее. Выбирая процесс / результат — СП выбирает результат. А из результатов — выбирает не среднее, что попроще, а — вершину. Чаще ориентируется не на внутренние ощущения, а на объективные, внешние показатели, и в целом предпочитает решения не «психологические», где меняется отношение к происходящему, а «деловые», где меняется само происходящее. Мы предпочитаем не приспосабливаться к жизни, а жизнь менять.

Синтон-подход — одно из наиболее перспективных направлений российской практической психологии. Именно в рамках синтон-подхода в последние десятилетия производились наиболее серьезные научные исследования результатов тренинговой практики. Большинство тренеров, ставших сегодня звездами тренингового бизнеса России, было воспитано на базе синтон-подхода, на этой же базе сформировалось несколько десятков самостоятельных тренинговых школ. Синтон-подход в настоящее время показывает высокую результативность в области личностных тренингов и успешно применяется в консультативной практике. Важно, что синтон-подход — это очевидно интегративное психологическое направление, построенное на базе самостоятельных отечественных разработок и включающее в себя достижения многих современных психологических подходов — синтон-подход имеет свою историю, свои особенности и много черт сходства с другими популярными направлениями​.

Синтон-подход материалистичен и строит свою практику в рамках исключительно научного мировоззрения. Подход базируется как на собственных научных разработках, так и на научных разработках школы Л.С. Выготского (культурно-историческая теория развития личности), разработках необихевиоризма, когнитивной психологии, современного психоанализа и гуманистической психологии, оставляя за своими пределами мистику, эзотерику и мифы житейской психологии.

В синтон-подходе человек — не только организм, приспосабливающийся к среде ради удовлетворения своих потребностей и комфорта. Человек не сводится к своему организму, он может жить как личность, приспосабливая среду к себе, руководствуясь своими целями и ценностями. Позаботиться о себе, о своем здоровье и счастье — не цель психологической работы, а лишь естественное условие, чтобы продолжить служение жизни, людям и обществу. Внимание к своему внутреннему миру, работа со своими проблемами и самосовершенствование — не самоценность и не самоцель, а способ повысить свою эффективность в делах и во взаимоотношениях с людьми.

В выборе между адаптивным поведением и развитием, синтон-подход предлагает ориентироваться на развитие. Приспособиться к жизни — менее достойная задача, чем развить себя в достойную личность и создать вокруг себя достойную жизнь. В синтон-подходе человек видится как автор, как творец собственной жизни, имеющий свободу воли и разум.

Синтон-подход — подход личностно-деятельный, в котором человек, как личность, отвечает не только за свое поведение и деятельность, за свои решения и выборы, но и за свое внутреннее поведение, за свои мысли и чувства. Осознанность нам помогает, но все наши проблемы не решит: к результату приведут только точные и энергичные действия. Намерения важны, но еще важнее результаты наших намерений — то, что мы сделали реально. Оправдания не меняют итогового результата, и человек отвечает за то, что он реально сделал — или не сделал.

Синтон-подход активно обсуждает вопросы ценностей, смыслов и направления жизни. Как подход этической направленности, синтон-подход исходит из того, что нельзя давать психологические приемы в руки тому, кто безответственно сможет использовать это как оружие против других. Важнейший момент этики синтон-подхода — представление об этикотипах, способах жизни Потребителя, Паразита, Романтика и Творца. Синтон-подход не считает достойными эгоизм и ценности индивидуального продвижения, поддерживая ценность сотрудничества. Счастье и внутреннее благополучие для синтон-подхода — не самоценность, а средство для эффективного служения людям. Оценивая свою жизнь, следует спрашивать не что я от жизни и людей получил, а что я жизни и людям — дал. Цель синтон-подхода — улучшение жизни людей средствами развития личности; строительство личности, живущей по принципу: «Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться».

«Доброе начало» в человеке для синтон-подхода не заданность, а задача. Дети рождаются с различными склонностями, но задача общества и семьи — воспитать в нем личность и человека. В синтон-подходе общество и культура — не опасные интроекты, а источник цивилизованности, то, что создало нас, как людей, что дало нам наши инструменты, наши силы и возможности, нашу индивидуальность. Синтон-подход гуманистичен по ценностям, но реалистичен по средствам работы, и осознает себя в рамках реалистической психологии. Синтон-подход практичен, ориентирован, прежде всего, не на объяснение, а на изменение. Теоретические объяснения для синтон-подхода хороши только тогда, когда они становятся рабочим инструментом, дают возможность решать поставленные задачи.

Синтон-подход успешно применяется и в тренинговой деятельности, и в консультативной практике, настаивая на сочетании и инструментального, и ценностного подхода. Синтон-подход технологичен, дает много работающих техник, начиная обычно с позиции Автора, тотального Да и внутреннего Хорошо. Лучшие разработки синтон-подхода в сфере личностных тренингов представлены в Синтон-программе, в области коучинга — в программе Дистанция​​​​​​​. Основные черты синтон-подхода в консультировании, это перевод клиента из позиции Жертвы в позицию Автора, сочетание в себе черт коучинга и менторинга, работа преимущественно через позитив и конструктив, сочетание моментов теплой поддержки и жесткой требовательности.

Синтон-подход верит, что люди могут быть сильными, разумными и волевыми, иметь миссию своей жизни, жить по максимуму, ставить большие цели и свои цели достигать. Принципиальное отличие Синтон-подхода от других психологических концепций в том, что Синтон в первую очередь ориентирован на развитие личности, его тренинги дают мощный инструментарий к личностному росту. Однако умение разобраться с собой, убрать лишние переживания, научиться управлять эмоциями и жить счастливо — только первая задача на пути личностного роста. Следующая важнейшая задача развитой многогранной личности — добиться полноценной реализации своего потенциала, стать успешным в этом мире: в отношениях, личной жизни, в своем деле, карьере, в социуме. Синтон-подход — это психология высоких достижений. Чтобы вера в возможности человека стала реальностью, синтон-подход учит людей быть реалистичными, умелыми и эффективными. Учить — эффективнее, нежели лечить. В синтон-подходе не приветствуется негативизм. В людях есть много чего, и неверно выискивать в них прежде всего слабости, низости и проблемы, подталкивая к необходимости психотерапии. Видеть в людях нужно все, но достойнее показывать людям их сильные стороны и возможности, ориентируя на личностный рост и развитие.

Рамки синтон-подхода — позитив, конструктив, ответственность.

Психотерапия в синтон-подходе занимает то же место, что и посещение врача здоровым человеком: чем меньше, тем лучше. Душевное здоровье обеспечивается здоровым образом жизни, верной постановкой жизненных целей, умением строить отношения и жить в режиме «позитив, конструктив, ответственность». При необходимости психотерапии синтон-подход рекомендует начинать с устранения жизненно очевидных причин психологических проблем, не ища глубинных причин там, где вопрос может быть решен простым образом.

Нормализовать сон и питание, наладить физическую активность и ликвидировать элементарную психологическую безграмотность в отношении к себе и строительстве отношений — задачи первого приоритета. Не профессионально начинать копаться в раннем детстве или прошлых жизнях, не наладив эту базу.

Синтон-подход ценит человеческий разум и призывает голову не отключать, а включать почаще, не лениться думать. Разумность — это умение и привычка осмыслять все происходящее, используя все пять позиций восприятия: с позиции своих личных интересов, интересов партнера, с точки зрения внешнего наблюдателя, системного подхода и позиции служения, позиции Ангела.

В синтон-подходе существующая личность и эмоции — не самоценность, а личный инструментарий: то, из чего человек может построить себя будущего. Личностью не рождаются, личностью становятся — личностью разного уровня развития. Обязанность развитого человека — развивать свои чувства и уметь своими чувствами управлять. Вынужден подавлять свои эмоции только тот, кто своими эмоциями не владеет. Чувства должны жить в гармонии с разумом и под его началом. У развитого человека любая эмоция должна быть адресна и целесообразна.

Детство — важнейший этап, когда закладываются личные способы отношения человека с миром, и этот процесс описывается в теории социального психоанализа эмоций, одной из важнейших в представлении синтон-подхода. При этом синтон-подход ориентирует человека жить будущим. Прошлое — прошло, а настоящее — только повод для построения будущего​​​​​​​.

  • Автор Н.И. Козлов
  • Синтон-подход

Комментарии (17):

Кузнецов Владимир Владимирович, 08 июня 2013 г. в 06:39
Благородная попытка создания "психологической теории всего" во имя служения гуманистическим идеалам человечества. Вы прекрасные специалисты, как в рамках теории, так и практики, и если Вы искренне верите в синтон-подход и его универсальность, то для Вас все так и есть. Лично я придерживаюсь мнения, что человеческие особи никогда не договорятся. И до конца времен будут войны, тюрьмы и перевороты. Но не по причине отсутствия психологического воспитания, профилактики психологических травм, эмоциональной сопричастности, эмпатии (столько всего понавыдумывали) и т.д., а в силу различия индивидов по строению мозга. И отсутствием взаимопонимания на уровне эволюционного развития. Общество неоднородно как мы видим. Почему один с рождения стремится к наукам, музыке, имеет пытливый и любознательный ум и такому не нужно объяснять, что в транспорте воспитанные (образованные, духовные, интеллигентные) обыватели уступают старикам, не сквернословят, несут чувство ответственности за себя и окружающих. И диаметрально противоположные, рожденные с повышенным уровнем агрессии, с ограниченными способностями к восприятию "тонких материй", героев печальных анекдотов с противоестественным половым влечением и т.д. И эти противоположности рано или поздно друг друга разорвут, поставят к стенке или сошлют в резервации. Лично мне хочется быть с первыми, но моя вера в провидение божие меня останавливает. Меня поймут немногие. У кого-нибудь появляется ощущение, когда чешутся руки и ноги, когда захлестывает желание прыгать по голове "недочеловека", сцеживающего сквозь зубы свою поганую слюну и матерящегося в присутствии жены или мамы. В такие моменты успокаиваюсь мыслями: что на навозе лучше растут цветы, что плохие на первый взгляд события приводят к хорошим последствиям, что мне ничего не стоит разбить ему голову (и многим, многим другим), но лучше я проявлю характер, внутреннюю силу и терпение. Сила проявляется только в том, к чему мы прикладываем усилия. Надеюсь, у всех НАС хватит сил, чтобы не навредить хотя бы себе.
Гость, 11 июля 2014 г. в 00:57
Уважаемый Николай Иванович, я в этом году решила учиться в Университете и получить диплом. Мне 27. До этого, всю жизнь "вправляла" мозги окружающим: когда-то это были замечательные, воспитанные люди, а когда-то и "недочеловеки", по Вашей терминологии. Ключевым моментом в принятии такого решения было, как раз, наличие позитивного результата в обоих случаях. В школе пришлось собрать 3 (!) класса мальчиков (около 40 человек) на школьной лестнице, цедящих слюну и матерящихся прямо на уроках алгебры при учителях в возрасте и девочках, и объяснить им - кто они такие, что они делают и – как, на самом деле, надо. Итог: рукопожатие, цветы на все праздники и не только мне, но и другим девочкам в параллели, полностью ушла агрессия, появилось уважение к себе и окружающим. Меня тогда на родительских собраниях звездой называли (взрослые люди эту задачу решить не могли и мой (по случайности) класс, к моменту моего туда прихода, хотели расформировывать - передумали: отпала необходимость). И все это без топтания на головах "недочеловеков". Этот и множество аналогичных примеров в моей личной, совсем не эфемерной, практике и дают мне уверенность в правильности и эффективности психологического консультирования и коучинга. А попытка "служения гуманистическим идеалам человечества" произрастает не из желания всех "договорить" и "примирить", а из неравнодушия человеческого - когда просто невозможно смотреть как люди страдают - помочь открыть им глаза на позитивные вещи, чтобы там, где мы видим быдло и необразованность - можно было увидеть возможность эту проблему решить, помочь, если не этому конкретному «недочеловеку», а предотвратить появление нового. Никто не предполагает возможность решить все проблемы разом: прогресс - это процесс поступательный и требует терпения (чтобы не топтать головы людей, а понять: что же с этой головой не так, и как это так получилось). Про тюрьмы, воины и перевороты. Я диплом писала на эту тему – поэтому не умолчу. Даже стратегию антитеррористическую разрабатывала на базе синтеза теорий о Пассионарности Льва Николаевича Гумилева и о Биогенной миграции атомов в Биосфере планеты Владимира Ивановича Вернадского. Суть вкратце в том, что биогенная миграция атомов всегда стремится к максимальному своему проявлению. Очень хорошо смысл последней теории выражается в высказывании Ремарка: "Вторая Мировая Война стала пиршеством для червей". Концепция находится на этапе гипотезы, но совершенно очевидно одно: феномен войн и национально-политических конфликтов в биосфере/ноосфере планеты восходит к процессам функционирования этносов вообще и представляет собой отдельный предмет изучения. Таким образом, к психологическому консультированию отдельных индивидуумов и коучингу феномен войн не имеет отношения (из-за несовпадения предметов исследования). В процессах функционирования целых народов и этносов задействованы совсем другие законы и закономерности. У нас хватит сил не навредить хотя бы себе в том случае, если мы сформулируем позитивную цель: дарить друг другу радость и тепло, вместо того, чтобы топтать друг другу головы (а там, по закону перехода количества в качество - и до этносов недалеко). Не хотела никого обидеть, исключительно - из неравнодушия, С уважением, Ольга
3 ответа
Гость, 04 мая 2016 г. в 13:23
Умничка! Снимаю шляпу!
Гость, 19 апреля 2020 г. в 21:49

Возникла соринка, невольно бликом крадущаяся в глаз. Отдельный предмет изучения, это понятно, расписывать это на более чем предложение было весёлой затеей, однако условно "цель", о которой вы говорите в сфере "формулировки" не всегда может иметь позитивный оттенок. Вся суть сводится к тому, о чём комментатор выше обмолвился, но не в полной мере: Цель и установка у каждого разная, что подразумевает собой различные уровни социального и психического восприятия и переработки, т.к. точка изначального отчёта, а именно исключённая из общей идеи, формируемой индивидуальными задачами- не всегда терминальна. Мы имеем базисные суждения, исходя из сформированного представления, а иными словами - портация/ трансляция одной "цели" под даже схожие группы "этносов" могут иметь различные значения. На данном этапе осведомлённости мы не имеем право трактовать всё, приводя к общему знаменателю. Иными словами - любой случай индивидуальный, а детерминизм на практике доказывает нам что не каждое действие несёт последственный позитив. В остальном - благодарю за вашу точку зрения, весьма занимательно.

Гость, 20 января 2022 г. в 20:54

Я в 23 тоже все знала и всем вправляла. Теперь в 60+ поняла, что ничего не знаю и не понимаю. С СП во многом могу согласиться, но… как же «без прошлого нет будущего» и «жить здесь и сейчас»? СП говорит не копаться в прошлом и жить с ожиданием будущего. Не согласна…

Аркадий Александров, 29 августа 2014 г. в 21:44
С самого начала нам указано, что это счастье не про нас: синтон-подход для здоровых людей! "Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным". Кто ж этого не хочет? Вот оздоровитесь сначала как-нибудь сами, а потом будет вам синтон.
Гость, 16 октября 2014 г. в 13:33
Уважаемый Аркадий! Систем оздоровления самого различного плана: от духовного и до физического - более чем достаточно в мире, и РФ в частности. Зато более чем много желающих, чтобы его/её (и далеко не деток-малых-неразумных!) "оздоровили" чуть ли не насильно, так чтобы не было заботы определиться со своей "болезнью", проявить наконец волю к победе над своими проблемами. Большинство предпочитают ни за что не отвечать пред собою, не прикладывать к себе самому никаких усилий. Да еще и желают, чтобы "оздоровители" отвечали (чуть ли не "по закону") коли оздоровить этого человека никак не получилось - потому что тот сидел пассивным сиднем, ни-че-го не желая предпринимать для себя активно... Вот этих "страждущих" еще больше в этом мире дебилов и клинических лентяев! Извините за правду-матку! Между тем, издавно известно: (с) "Дорогу осилит идущий", и (с) "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих", и это положение вещей как минимум верно всегда. То есть, "оздоровляющемуся" необходимо взять ответственность за себя только на себя. По-иному - никак!
1 ответ
Оля, 20 октября 2014 г. в 07:40
Ага. Сил на "покачать права у них есть", а направить энергию в ответственное русло - нет.
Ольга, 20 октября 2014 г. в 08:58
Аркадий, Вы проявили внимание к данной статье и к этому предмету - это конструктивное действие, которое уже характеризует Вас как здоровую личность. А формулировка "Синтон-подход для здоровых людей" - это и есть приглашение эту личность в себе разглядеть (с самого начала) и говорит лишь о том, что быть здоровым или больным - это Ваш собственный выбор.
Гость, 23 января 2015 г. в 22:11
Замечательная статья и подход очень правильный, давно такой искала и очень рада, что наткнулась. К сожалению, большинство психологов у нас ориентировано именно на то, чтобы пожизненно лечить пациента, а не помогать ему в саморазвитии. Отсюда растерянность многих из них, когда я просила порекомендовать какую- нибудь литературу и т.д. Впрочем, и многих пациентов такой подход устраивает. Есть люди, которые годами ходят к психологу, а сами даже ни одной книги не прочли на тему своей проблемы. Думаю, именно таким этот подход не подойдет. А те, кто готов взять на себя ответственность за свою жизнь и свое здоровье в том числе, могут попробовать. И, конечно, никто и ни в чем по жизни вам без вашего собственного желания и стремления не поможет. Огромное спасибо за статью и сайт вообще!
Олеся, 23 апреля 2015 г. в 13:01
Спасибо огромное, Вам, Светлана! Очень приятное и профессиональное письмо Вы мне написали. Рада, что нашла этот сайт. Благодарю за оказанное внимание и понимание. Успехов Вам, мира и добра!
Шабаев Алексей, 28 апреля 2015 г. в 17:06
Потрясающе! Хочу! Хочу научиться, освоить, применять...
Анна Егорова, 29 декабря 2015 г. в 22:32
После того, как я узнала ,что психологи делят людей на интровертов и экстравертов, я решила так: каждый человек имеет право быть на 45% интровертом и на 45% экстравертом и на 10 % тем, что есть действительно неповторимым и интересным. И поэтому статья и синтон-подход мне понравились.
Гость, 07 декабря 2017 г. в 12:56

Блогадарю за ваш труд.

Гость, 18 октября 2020 г. в 09:33

Спасибо Вам за здравый смысл, Николай Иванович. Создать целую школу, отдельное направление на базе здравого смысла - это нужно суметь, это нужно работать, сколько иметь мудрости в голове и в сердце. Для меня вы Учитель, Николай Иванович, и мои дети будут Учиться у вас, через меня и мужа.

Гость, 10 ноября 2020 г. в 23:35

Благодарю!!!!

Наира Овсепян, 12 ноября 2023 г. в 15:05
Гениально !

Материалы по теме:

Картинка к "Человек-организм и человек-личность"
01 янв. 2010 г.
Человек иногда ведет себя как организм, иногда проявляет себя как личность.
11Подробнее →
Картинка к "Консультация. Как настроить клиента на работу?"
01 янв. 2013 г.
Как сделать так, чтобы клиент стал выполнять рекомендации консультанта?
Картинка к "Научная база синтон-подхода"
01 окт. 2022 г.
Синтон-подход как направление в психологии базируется как на собственных научных разработках, так и на научных разработках необихевиоризма, когнитивной психологии, современного психоанализа и гуманистической психологии.
Картинка к "Навыки психолога-консультанта, синтон-подход"
01 янв. 2006 г.
Синтон-подход – это подход личностно-деятельный, где человек рассматривается как автор своей жизни, лично отвечающий и за свою внутреннюю жизнь, чувства и состояния, и за свое внешнее поведение, за свою жизнь в целом. Основные черты синтон-подхода в консультировании, это...
Картинка к "Психологические тренинги, синтон-подход"
12 мая 2017 г.
Синтон работает на поддержке и позитиве, постепенно повышая уровень требовательности к участникам тренинга. Жесткие тренинги редки, проводятся только с подготовленными и предупрежденными об этом участниками. (Радикальное отличие от Лайфспринга).
Картинка к "Рамки синтон-подхода"
01 окт. 2022 г.
Мы не грузим без нужды страхами, люди с позитивным мировосприятием более успешны. Мы не вешаем на людей негативные ярлыки без доказательной базы: возможно, перед нами не трудоголик, а человек, любящий свое дело. Не поддерживаем традицию в людях видеть преимущественно невротиков и акцентуантов. Проблемам мы предпочитаем возможности. Разговор даже о серьезных проблемах может быть уместен, если такой разговор мотивирует человека к энергичным разумным делам, однако возможность успехов мотивирует также, и мотивирует с лучшими перспективами.