Типология роста и развития личности

31 декабря 2009 г. в 21:00

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Различные типы роста и развитие личности определяются в первую очередь двумя вопросами:

  • Что является движущей силой, мотором изменения?
  • Каково направление изменений, чем или кем оно определяется?

Мотором, движущей силой роста и развития может быть:

  1. Сложение внутреннего потенциала роста и жизненных обстоятельств: "Я расту естественным образом". Это естественный, стихийный, пассивный личностный рост
  2. Собственная сознательная инициатива: "Я активно развиваю себя сам", процесс мною управляем, это активный личностный рост.
  3. Инициатива других людей или организаций: "Со мной занимаются" См.

Направление, в свою очередь, может определяться:

  1. Моими врожденными особенностями, интересами и способностями,
  2. Заинтересованным окружением: семьей, школой, социальными организациями,
  3. Жизненными проблемами и обстоятельствами,
  4. Моими личными сознательными выборами, решениями

Три варианта движущих сил и четыре варианта направлений в целом дают типологию роста и развития личности: матрицу из двенадцати значимых смыслов, которым можно дать следующие названия.

  • Я расту естественным образом, направление роста определяется моими врожденными особенностями.

Бенджамину Франклину нравилось читать, и ему, когда могли, покупали книги. А когда заметили у него интерес к учебе, стали водить в деревенскую школу. Что это? Это общее развитие.

  • Я расту естественным образом, мною управляют жизненные проблемы и обстоятельства

Я занимался музыкой, но музыкальный кружок закрылся и меня отдали на спорт, потому что он был близко к дому. Ребята во дворе много дрались, я тоже научился драться. Мне подарили гитару, мне показалось прикольно, я разучил несколько аккордов. Девушка ищет круг общения, со скуки пошла на тренинги личностного роста, там немного потусовалась. Это - стихийное развитие.

  • Я расту естественным образом, направление и рамки моего роста определяет мне заинтересованное окружение.

Когда Бенджамин Франклин был маленьким, во время еды за общим столом его отец всегда заводил какую-нибудь интересную и нравоучетельную беседу. Что это? Это обычное воспитание.

  • Я расту естественным образом, самостоятельно выбирая направление своего роста.

Трудно сказать, как это получилось, но мальчику запала в душу идея стать военным летчиком. В принципе, он остался таким же лентяем, как и был, но преимущественно стал читать книжки по военных летчиков, даже увлекся авиамодельным кружком в школе, хотя другие школьные предметы, не касающиеся летного дела, стал игнорировать. Как это назвать? Фрагментарное развитие?

  • Я активно развиваю себя сам, реагируя на жизненные проблемы и обстоятельства.

Бенджамин Франклин освоил профессию наборщика, потому что это могло его прокормить. Это - саморазвитие как ответ на жизненные вызовы.

  • Я активно развиваю себя сам, самостоятельно выбирая направление своего развития.

Я составил план собственного развития и занимаюсь тем, что я выбрал, в рамках тех требований, которая здесь необходимы. "Мне лениво" - уже не катит. Я решил делать 15 подтягиваний ежедневно в течение года - я буду это делать. Это уже осознанное и волевое личностное самосовершенствование.

  • Я активно себя развиваю в направлении, определенном моими врожденными особенностями и способностями.

В каком направлении я буду себя развивать, я четко не планирую, скорее выбирая то, что подсказывает мне мое сердце и что у меня "идет". Но без развития я себя не мыслю, качественные результаты я люблю, поэтому свои таланты я реализую по максимуму. Это - самореализация.

  • Я активно развиваю себя в заданном обществом направлении.

Бенджамин Франклин в возрасте 22 лет составил список из 13 добродетелей, которым себя усердно учил: бережливость, трудолюбвие, справедливость, смирение... Это - классическое самовоспитание.

  • Со мной занимаются, мне помогают развиваться для решения мною встающих перед мной проблем.

Коучинг.

  • Со мной занимаются, мне помогают развиваться в том направлении, которое соответствует моим особенностям.

Группы личностного роста.

  • Со мной занимаются, мне помогают развиваться в том направлении, которое я выбрал.

Тренинги развития личности.

  • Со мной занимаются, мне помогают развиваться в заданном обществом направлении.

Образование.

В данной типологии молчаливо используются два допущения:

  • предлагается, что человек всегда активен, и
  • предполагается, что конфликта между человеком и общества нет.

Если выйти за рамки этих допущений и рассмотреть варианты, когда человек пассивен либо стремления и привычки человека входят в конфликт с требованиями общества, у нас появятся дополнительные смыслы. Например:

  • Я пассивен (либо мое естественное движение противно обществу), но из меня делают то, что нужно окружающим и обществу = социализация, формирование.
  • Я привык и хочу жить по-своему, общество занимается переделкой меня в нужном ему направлении - перевоспитание.

Где рост, где развитие?

Если при всех позитивных изменениях в личности сохраняется ее личностная идентичность (ведущие ценности и личностные роли), можно говорить о личностном росте (количественные изменения).

Если в процессе позитивных изменений личностная идентичность меняется, человек начинает осознавать себя другим и вести себя как другой (не как мальчик, а как мужчина, не как беспомощный, а как способный, не как ведомый, а как лидер) – говорится о развитии личности (качественные изменения).

Если в процессе обучения человек приобретает навыки, качественно меняющие его способность решать те или иные ситуативные задачи, но не меняющие его личностную идентичность, происходило общее развитие личности в рамках личностного роста.

Это инструментальные тренинги, усвоение конкретных, узко-ситуативных навыков.

Если в процессе обучения человек приобретает навыки, качественно меняющие его способность решать задачи в широком круге ситуаций, навыки универсального плана (ответственность, позитивность, конструктивность), это меняет его качественно, как личность.

Тренинги, которые это обеспечивают – тренинги развития личности.

  • Автор Н.И. Козлов
  • Развитие личности как процесс

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Движущие силы развития личности"
01 окт. 2022 г.
Движущей силой, мотором роста и развития может быть общество...
1Подробнее →
Картинка к "Словарь роста и развития личности"
01 окт. 2022 г.
Активный личностный рост - рост и развитие личности, происходящий вследствие авторских инициатив самого человека. Активный личностный рост - задача тренингов личностного роста и индивидуального самосовершенствования.