Тупость

01 января 2000 г. в 09:24

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Тупость — отсутствие соображения, неспособность включать голову и думать. Или выключение соображения, отключение ума — тогда, когда это выгодно.

Фильм «Крутая Джорджия»

Умение не слышать то, что слышать не стоит, умение не понимать то, что понимать нельзя или не выгодно — часть умения вести свою линию и используется многими мудрыми людьми.

Потупеть, то есть выключить голову и перестать думать — несложно, это умеют большинство взрослых людей. Кто-то это делает привычно, не меняя выражения лица, кто-то использует несложные телесные ключи: расширяя глаза одновременно с расслаблением мышц вокруг глаз. Выражение лица становится тупое, голова переходит в расслабленное состояние ничегонедумания. Откуда взрослые узнают эту простую фишку? Из своего детского опыта. Дети — великолепные специалисты по управлению своим интеллектом, они легко могут как думать, так и занять себя чем-то другим, более интересным или просто нужным.

Дети тупыми не рождаются, дети тупыми становятся. Как?

Иногда дети тупеют оттого, что на этом очень настаивают их родители. Если раз за разом внушать ребенку: «Ну что же ты не соображаешь? Живешь без головы! Ты — самый тупой в классе!», то рано или поздно даже до самого туповатого ребенка дойдет, что быть тупым — его судьба. Иногда родителям не удобно с ребенком, который задает слишком много вопросов и с ними спорит, и тогда можно дать подзатыльник и сформулировать: «Нечего быть таким умным!», «Ишь, какой умник нашелся. Кто ты такой, чтобы думать? Помолчи и послушай». На это часть детей соглашается со страху, часть детей со злости: «Не хотите, чтобы я думал, ну и пожалуйста. Стану тупым вам назло, потом пожалеете!»

Впрочем, неверно все сводить к негативным родительским внушениям: сообразительные, творческие дети сами учат себя тупеть, когда им это становится выгодно, когда им это помогает в решении тех или иных житейских задач.

Например, перед нами семья: папа, мама, брат и сестра. Родители хотят, чтобы дети учились, а дети чего хотят? Какая у них задача? Нормальные дети учиться хотят не всегда, им интереснее прыгать, бегать, развлекаться (вариант — сидеть перед телевизором или переписываться Вконтакте). В этой ситуации послушный ребенок, а именно сестра, будет сидеть над учебниками, а более сообразительный, более творческий братик придумает, как уроки не делать. Как? Когда сестра с умными глазками в задачках разбирается сама, более сообразительный братец со вздохом садится за учебники и уныло сидит, тупо глядя на эти идиотские задания. Все, что ему нужно, это изображать тупого, и тогда родители все за него сделают. Он заводит тоскливую песню: «Я ничего здесь не понимаю! У меня ничего не получается!», и эта песня обычно звучит убедительно: у него замечательно не получается, он великолепно не понимает. Он будет играть свою роль талантливо, и когда за его тупость родители будут его ругать, у него будет виноватое лицо, грустные глаза и сгорбленная спина. Итого? Родители поругаются на него — и сдадутся. Они сядут рядом с ним и в ближайшие 15 минут ему все уроки сделают. Если за его тупость и лень родители дадут ему подзатыльник, может быть, он соображать начнет, но скорее всего, он поступит по-другому: на родителей можно обидеться и заплакать. Это тоже совсем несложно, тогда родители его пожалеют, и уроки снова можно не делать. Если это не пройдет — нужно тянуть время. Мама занята, долго сидеть над ним не сможет и просто отпустит гулять. «Все равно бестолочь» — иди, гуляй. А сестра будет учить дополнительные уроки, потому что она дура — такая умная.

Что же делать умным родителям? Не ругаться и иметь терпение: не допускать подобные игры и терпеливо учить ребенка быть умным. В первую очередь — следить за речью ребенка, его интонациями и телесным форматом. Если ваш сын говорит: «Я ничего не понимаю!», вы улыбаетесь и просите его дополнить: «Я здесь понимаю не все, но сейчас буду разбираться». Реплику: «У меня не получается!» вы поправляете на: «У меня получится! Я — умный»

Пусть ваш ребенок повторяет, что он умный. что он талантливый, что когда он будет слушаться умных родителей, у него получится — все!

Когда он берет портфель и идет к столу вместе с вами заниматься уроками, пусть не волочит ноги, пусть идет бодро и весело. Сядет не криво, а прямо, тетрадь положит не абы как, а ровно и красиво. Дальше следите за выражением его глаз и лица в целом: отследите, как он делает тупое лицо и поправьте его. После это можете вместе с ним несколько раз повторить упражнение «Лицо умное — лицо тупое — лицо умное», завершать упражнение всегда нужно умным лицом.

И куда он денется рядом с такими умными, такими талантливыми родителями!

  • Особенности мышления
  • +
  • Автор Н.И. Козлов
  • Психика, здоровье
  • Воспитание детей

Комментарии (7):

Гость, 10 июля 2014 г. в 21:08
Слишком упрощённо расписаны причины тупости. Они не только от того, что это выгодно было в детстве. Вот я тупым быть совсем не хочу, пытаюсь соображать, но всё равно не могу ничего умного сделать. А если пытаюсь, то получается всё только хуже.
Гость, 20 сентября 2014 г. в 23:26
Спасибо автору! Очень поучительно. ЗУР РЭХМЭТ!
Гость, 23 января 2015 г. в 19:15
100% описана ситуация. Как будто подсмотрена в замочную скважину моей двери. Но я устояла. Была истерика - ничего не понимаю!!! И сиделки над пустой тетрадью. Выпорола, сопли градом. Понял, что деваться некуда. Через 20 минут (!!!!) вся домашняя работа по математике сделана. Но, все же не всем это подойдет, т.к. разные у детей возможности. У знакомой была проблема из-за родовой травмы, и она не стала мучить себя и ребенка, отдала в спорт. Я, в своей ситуации, знала возможности ребенка, в роду или экономисты, или инженеры.
Гость, 10 октября 2017 г. в 10:59

Значит, чтобы не тупить, надо сузить глаза?

1 ответ
Козлов Николай Иванович, 12 октября 2017 г. в 06:47

Иногда это помогает, иногда нет - ведь это только один из элементов.

1 ответ
К. Андрей, 23 февраля 2020 г. в 23:06

Спасибо.

Гость, 04 ноября 2017 г. в 12:11

У меня главбух часто включает дуру,но я её раскусила! Сначала она кормила меня завтраками насчёт записи в трудовой и включала дуру! А потом я ей сказала, что работаю не официально - приказов не подписывала, договоров со мной не заключалось! И после этого мозги у ней на место встали и запись в трудовой появилась! Кто тупит - их можно на чисту воду вывести!

Материалы по теме:

Картинка к "Эмоции, чувства и состояния детской культуры"
01 янв. 2006 г.
Некоторые эмоции можно, хотя и достаточно условно, отнести к врожденным: врожденная реакция страха высоты, громких звуков, змей, однако основной объем эмоциональной жизни составляют не они, а эмоции приобретенные, выученные, социальные эмоции. Эти приобретенные эмоции также достаточно условно, но можно разделить на две очень большие группы: эмоции детской культуры и эмоции взрослой культуры.
0Подробнее →
Картинка к "Перевод человека из бездумного в осмысленное состояние сознания"
01 окт. 2022 г.
Можно ли вывести человека из бездумного - в осмысленное состояние сознания? Единого ответа нет. Некоторых людей можно разбудить на всю жизнь, привив ему интерес и любовь думать. Некоторых людей можно вывести из бездумного состояния только на некоторое время
Картинка к "Умение подчиняться — основа умной самостоятельности"
01 мая 2013 г.
Умная самостоятельность — это продолжение послушания, привитого мудрыми родителями.
Картинка к "Выученные эмоции, чувства и состояния"
01 янв. 2010 г.
Все те эмоции, которым ребенка научили по имеющимся культурным образцам.